«Раз-словечко! Два - словечко!»
материал по развитию речи
Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности,
повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми,
специальных речевых занятий, игр и упражнений,
направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Раз-словечко! Два - словечко!»
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания взрослого, когда он обращается к проблеме речевого развития ребёнка.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации самостоятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматически правильной речью вызывает у детей много трудностей. Они объясняются не только возрастными закономерностями нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, имеющей много нетипичных, единичных, по словам известного лингвиста А.Н. Гвоздева, «стоящих особняком» форм, то есть тех исключений из правил, которые подвергаются в речи ребенка вытеснению. Однако, освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Л.С. Выготский в книге «Психология» пишет: «Развитие речи перестраивает мышление, переводит в новые формы».
Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов. Речь – интеллектуальная операция.
Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном детстве у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений.
Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий, игр и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Грамматически правильная речь доступна сознанию старших дошкольников. Но единичные, нетипичные формы при освоении морфологической стороны вызывают у детей затруднения:
- чередование согласных (ухо - «ухи» вместо уши; «длинноуший» вместо длинноухий);
- употребление существительных во множественном числе в родительном падеже («Чего нет у Тани?»);
- образование повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи);
- образование сравнительной степени прилагательных (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше).
Речевые ошибки ребенка не следует оставлять без исправления. Однако, замечания надо делать тактично, памятуя о библейском изречении: «Слово есть меч обоюдоострый». Постоянные одёргивания, бестактные замечания могут иметь обратный эффект - вызывать упрямство малыша, а чувствительного ребёнка обижать.
«Если воспитатель, - писал К. Чуковский, - своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять малышей в свободном выражении их чувств и мыслей, если он не даёт простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать её анемичной и скудной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый ущерб».
Более естественный способ коррекции грамматических инноваций приём, когда взрослый в диалоге, фактически подтверждая высказывания ребёнка, включает нормативную форму. На этом возрастном этапе взрослый может фиксировать внимание детей на исправление ошибок. Однако, это делать лучше в ходе упражнений, предполагающих многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений:
- закрепление полученных на предыдущих возрастных этапах таких грамматических навыков, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных с помощью суффиксов (кружка - кружечка, грачонок – грачата, снегирь – снегирята);
- задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишко?» (птенец воробья, маленький, шаловливый);
- образование слов от разных частей речи, в ходе чего ребенок учится вычленять части слова (корни, суффиксы, окончания): продаёт - продавец, водит машину - водитель, летает - лётчик, детей учит - учитель, чинит часы - часовщик, дома строит - строитель;
- образование существительного от глагола в игре «Кто он такой?». Он за всех заступается. Он…(заступник). Он много работает. Он…(работник). Она поёт. Она…(певица);
- образование существительных женского рода с помощью суффиксов: «Он летчик – я …(летчица). Он плясун - я …(плясунья)»;
- подбор однокоренных слов: береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад.
- образование сравнительной степени прилагательного при помощи суффиксов - ее (-ей), -е-, (-те) и при помощи слов -более- или -менее-: чистый -чище - более чистый;
- образование превосходной степени прилагательного путем прибавления к основе суффиксов - ейш, - айш (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов -самый- и -наиболее- (самый высокий, наиболее правильный);
- образование прилагательных от основ существительных (варенье из малины - малиновое, чай с лимоном - лимонный);
- образование притяжательных прилагательных: «В доме жила коза. Чей дом?» ( Козий);
- использование вопросов проблемного характера: «Мясорубка. Почему ее так назвали? » (Рубит мясо).
Развивать умение строить предложения разных типов помогают сюжетные картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры -драматизации. Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх - драматизациях слово сочетается с движением, а демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Для активизации речи детей приемлемы следующие игры:
- «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей)?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (на подбор синонимов), «Скажи наоборот» (на использование антонимов).
- «Закончи предложение». Сегодня снежинки… легкие, пушистые. Они…порхают в воздухе.
- «Обобщаем». На прилавке магазина изобилие овощей: морковь, капуста, репа. Новый мебельный гарнитур состоял из стола, стульев, шкафа.
- «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Ничего не забудь».
- Игры – небылицы «Что не так?», «Вот это да!» Взрослый рассказывает: «Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – крокодильчик».
Правильными методическими приемами взрослый побуждает детей мыслить самостоятельно, воспитывая языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок - показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО
СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»
Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...
Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."
Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста....
"Раз-словечко, два-словечко"
В статье представлены рекомендации для родителей по развитию речи детей...
Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."
На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленная ...
Буклет "Раз словечко, два словечко..."
Памятка для родителей....
Проект "Раз словечко, два словечко ..."
Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...