Картотека Пальчиковая гимнастика
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Зобова Надежда Александровна
развитие мелких движений кисти, подвижности пальцев, чувства ритма, умения двигаться в соответствии со словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kartoteka_palchikovaya_gimnastika.zip702.07 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЙКА

Зайка спит под кустом, 

Белка спит в дупле своем,

А ребятки сладко

Спят в своих кроватках.

Сначала поработаем с правой ручкой, потом – с левой. Сгибаем большой пальчик и прижимаем его к ладошке – это у нас «подушка».

Этот пальчик – зайчик.

Загибаем указательный пальчик и кладем его, как на подушку, на большой пальчик, прижатый к ладошке.

Этот пальчик – мальчик.

Загибаем средний  пальчик, кладем на большой.

Этот пальчик – белочка.

Загибаем безымянный пальчик.

Этот пальчик – девочка.

Загибаем мизинчик. Получился кулачок с большим пальчиком внутри.

Все спят! Тс-с-с-с!

Не разгибая кулачок, поднимаем указательный пальчик и прижимаем его к губам: тс-с-с-с!

РОМАШКА

Вот ромашка-краса,

А в ромашке роса.

Потереть большим пальцем одной руки ладонь этой же руки

Как из чашки, из ромашки

Будут пить росу букашки.

Божья коровка приползла, водички попила.

Мизинцем потерли о большой пальчик этой же руки.

Приполз муравей – и ты попей.

Безымянный потереть о большой.

Кузнечик скок-поскок – и тебе глоток.

Средний пальчик потерли о большой палец.

Майский жук прилетал – всю водичку расплескал.

Указательным пальчиком стучим по большому пальцу.

НОЧЬЮ

Ночка темная настала –

Всем пора под одеяло,

А веселые зверятки

Все еще играют в прятки.

Закрываем ладошками глазки.

Стали мамы их искать,

Чтоб скорей отправить спать.

Бельчонок-шалунишка

Спрятался за шишку.

Мама-белка пришла

И бельчонка нашла!

Мизинчик левой ручки прижимаем к мизинчику правой ручки.

Ежик-малышок

Заполз под корешок.

Мама-ежиха пришла

И ежонка нашла!

Безымянный пальчик левой ручки прижимаем к безымянному пальчику правой ручки.

Лисенок с рыжим хвостом

Чуть не уснул под кустом.

Мама-лисица пришла

И лисенка нашла!

Указательный пальчик левой ручки прижимаем к указательному пальчику правой ручки

                                Толстячок-барсучок

                                ВАРИМ КАШКУ

Прекращается игра,

Нам позавтракать пора.

Коровушка нам дала молочка.

Указательным пальцем правой руки загибаем большой пальчик на левой ручке.

И козочка нам дала молочка.

Указательным пальчиком правой руки загибаем указательный пальчик левой руки.

Курочка нам дала яичко.

Указательным пальчиком правой руки загибаем средний пальчик левой руки.

И уточка нам дала яичко. 

Указательным пальчиком правой руки загибаем безымянный пальчик левой руки.

А пчелка, хоть и мала,

Нам меду принесла.

Указательным пальчиком правой руки загибаем мизинчик левой руки.

«Кашку варите,

Деток кормите!»

Водим указательным пальчиком правой руки по раскрытой ладошке левой руки – «варим кашку».

И коровушке дадим.

Правой ручкой берем щепотку «каши» с левой ладошки и прикладываем к большому пальчику левой руки – «даем кашу корове».

И козочке дадим.

Снова точно также берем щепотку и прикладываем к указательному пальцу левой руки – «даем козочке».

И курочке дадим.

Прикладываем щепотку к среднему пальцу левой руки – «даем курочке».

И уточке дадим.

Прикладываем щепотку к мизинчику левой руки – «даем уточке».

И пчелке немножко –

Чайную ложку.

Прикладываем щепотку к мизинчику левой ручки – «даем пчелке».

Наша каша хороша.

Кушай, кушай не спеша!

Гладим себя по животику.

Встал за толстенький сучок.

                                Мама-барсучиха пришла

И барсучонка нашла!

Большой пальчик левой ручки прижимаем к большому пальчику правой ручки.

                                Мамы всех детей нашли,

По домам их увели.

Ладошки вместе.

                                И вот уже зверятки

                                Улеглись в кроватки.

Сложенные ладошки кладем под головку – как будто спим.

ВЕНОК

На зеленом лужочке

Расцвели цветочки.

Давай-ка, дружок,

    Сплетем венок!

Берем василек – плетем венок.

Делаем «колечки» большими и указательными пальцами правой и левой руки, сцепив одно «колечко» с другим (наподобие «цепочки»).

Берем колокольчик – плетем веночек.

Делаем «колечки» большими и средними пальчиками обеих рук, сцепляем «колечки» друг с другом.

Берем клеверок – плетем венок.

Делаем «колечки» большими и безымянными пальчиками обеих ручек, сцепляем «колечки» друг с другом.

Берем ромашку-цветок – плетем венок.

Делаем «колечки» большими имизинчиками обеих ручек, также сцепив их  друг с другом.

Каждый цветок

Украсил венок!

ДОМИК

Стенка, стенка,

Указательным пальчиком показываем на щечки – левую, правую.

Потолок,

Показываем на лобик.

Два окошка,

Показываем на глазки,

Дверь,

Показываем на ротик.

Звонок.

Показываем на носик

Дзинь-дзинь-дзинь!

Нажимаем пальчиком на носик – «звоним в звонок».

Никто не открывает!

Зря звоним мы в звонок,

На дверях большой замок.

Сцепляем пальчики в «замок». При этом большие пальчики приподняты и соприкасаются кончиками, словно образуя дужку замка.

КОТ-РЫБАЧОК

Кот Мурлыка-рыбачок,

Ловит рыбку на крючок.

Мишка, лисонька, волчок

Да зайчишка-русачок

Прибежали – тут как тут!

И сидят улова ждут.

Первую рыбку поймал – лисичке отдал!

Сгибаем мизинчики крючком и сцепляем друг с другом, то есть правой ручкой «подцепляем» левую – «рыбка на крючке».

Вторую рыбку поймал – волку отдал!

То же самое делаем безымянными пальчиками.

Третью рыбку поймал – мишке отдал!

То же самое – средними пальчиками.

Четвертую рыбку поймал – зайке отдал!

То же самое – указательными пальчиками.

Пятую рыбку поймал – себе взял!

То же самое – большими пальчиками.

ГУСЬ

Гусь гогочет: «Га-га-га!

Дайте, дайте пирога!»

Указательный, средний, безымянный пальчики и мизинчик левой руки прижаты друг к другу. Большой пальчик находится под ними. Когда «гусь говорит», большой пальчик постукивает по среднему пальчику в такт словам.

Нет, покушай-ка с ладошки

Ты немножко хлебной крошки!

Протягиваем «гусю» раскрытую ладошку правой руки. «гусь клюет крошки», то есть постукиваем сложенными в щепоть пальчиками левой ручки по середине правой ладошки.

Петушок сказал: «Ко-ко!

Буду пить я молоко!»

Мизинчик, безымянный и средний пальчики левой руки приподняты, чуть растопырены – это «гребешок». Большой и указательный пальчики соприкасаются друг с другом – это «клюв». Когда «петушок говорит», большой и указательный пальчики соединяются и разъединяются в такт словам.

Нет, из горсточки водицы

Мы дадим тебе напиться!

Протягиваем «петушку» правую руку, сложенную горстью. «петушок пьет водичку из горсточки», то есть указательным и большим пальцами левой руки («клювом») касаемся правой ручки.


(1) Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.


1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке 
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук

(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей,
Этот пальчик - всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
(2) Вместе – это пять друзей
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей и т. д.
(4) Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот - всех красивей, и т. д.
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём

1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от снования пальца к кончику
2 – погладить сразу все пальчики
3 - взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
4 - сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
5 – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша у ногтя

(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим 
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней 
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением 
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев


http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=166881060-11-72&n=21


  1. Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит

(по ножке вниз/по спинке вверх)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, 
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж, 
В тёмный лес, где ты живёшь!

1 - катать специальный резиновый «ёжик» для массажа или осторожно постукивать ноготками

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=6891457-41-72&n=21


(1) Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,
Вот для вас площадка на моей ладошке.
(2) Вот вам карусели – можно покружиться,
Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.
(3) Вот висят качели, можно покачаться,
Вы не упадёте, нечего бояться.
(4) А ещё есть горка, для мышей бесплатно,
Покатайтесь мышки, это так приятно!
(5) Есть для вас песочек, можно покопаться,
Можно на песочке мышкам поваляться.
(6) А домой пойдёте, я вам на прощанье
Помашу рукою: мышки, до свиданья!

1 - махать ручкой малыша
2 - «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке малыша
3 - сгибать к ладошке и разгибать пальчики
4 - гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя
5 - пощекотать ладошку
6 - махать ручкой малыша
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=435122076-69-72&n=21

 


(1) Смотрите, смотрите, что я принесла! 
Смотрите, какое перо я нашла
Оно по ладошке тихонько ползёт 
Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,
И шейку оно очень нежно ласкает.
Куда полетит - интересный вопрос. 
Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет, 
Одно и другое немножко щекочет
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

1 - в соответствии с текстом песенки трогать малыша вырезанным из бумаги раскрашенным пёрышком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...