Сборник "Наблюдалки-сочинялки"
методическая разработка по развитию речи
Развитие художественной речи и словесного творчества детей на прогулке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhukha.docx | 708.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогие читатели!
Этот сборник является результатом творческой работы студентов магистрантов 10 группы ОГУ им. И.С.Тургенева по дисциплине «Развитие детской художественно - речевой деятельности и словесного творчества».
Сборник оригинален и содержит способы и приемы развития художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста. В нем представлены примерные конспекты наблюдений в природе, в которых используются словесные игры и упражнения, направленные на развитие образной речи и побуждающие детей к сочинительству сказок.
Представленные материалы могут использовать в своей работе педагоги, стремящиеся развивать в своих воспитанниках речевое творчество, умение сочинять сказки в процессе организованного наблюдения на прогулке.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ
(старший дошкольный возраст)
Гринблат Анна
Цель – развитие речевого творчества.
Задачи:
- формировать представление о явлениях неживой природы;
- развивать внимательность, фантазию и воображение;
- учить видеть красоту окружающего мира
Ход наблюдения
Воспитатель: Сегодня хочу предложить вам отправиться в зоопарк.
Дети: Но у нас рядом нет зоопарка.
Воспитатель: Это необычный зоопарк и животные там необычные. Сначала отгадайте загадку и тогда вы все поймете:
«Белые овечки, Поле голубое, Сверху смотрят в речку, Что это такое?»
Дети: Облака.
Воспитатель: Правильно. Это облака и животные будут из заоблачного зоопарка. А кто знает, как появляются облака?
Дети: Вода испаряется и поднимается вверх, образуя облака.
Воспитатель: Правильно. Облака – это вода, которая испаряется из морей и океанов, рек и озер, прудов и ручейков. Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие легкие облачка. Они плывут по небу и собираются в большие крупные облака, а водяной пар превращают в дождевые капли.
Воспитатель: Пока облако растет, ветер уносит его далеко - далеко от того места, где оно родилось.
«Облака, облака - Кучерявые бока. Облака кудрявые, Целые, дырявые, Лёгкие, воздушные - Ветерку послушные.»
(С. Михалков)
Воспитатель: Я знаю одну сказку про облака. Послушайте:
Сказка про облака.
В давние и давние времена были все облака на небе похожи друг на друга: и по форме, и по размерам. Будто штамповали их на одной фабрике. Поэтому никто не обращал на них особо внимания и не любовался ими часами. И сами облака как-то не задумывались об этом, пока однажды не услышали этот разговор отца с сыном. Сын спросил:
-Папа, а что там наверху по небу плывет?
-Это облака, мой сын, — ответил отец, — Что на них смотреть? Они совершенно все одинаковые, и потому неинтересные абсолютно. Как наступит ночь, я тебе покажу звезды. Они очень красивые, и каждая отличается от другой своей индивидуальностью: есть маленькие, а есть и большие. Есть и яркие, и не очень. В-общем, сам увидишь. Я думаю, тебе обязательно понравится.
Услышав их разговор, облака начали совещаться друг с другом. Долго совещались и решили, что каждый с тех пор будет неповторимым, не похожим на другого, чтобы люди могли смотреть на них и любоваться их красотой. И теперь глядя на небо, ты можешь наслаждаться их постоянно меняющимися формами.
Воспитатель: Давайте понаблюдаем за облаками (дети рассматривают облака). Что с ними происходит?
Дети: Они плывут, изменяются.
Воспитатель: Правильно. Предлагаю поиграть в игру «Прокатись на облаке»:
На траве разложены обручи - облака. Дети под музыку («Облака - белогривые лошадки») передвигаются по площадке.
После слов: «Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака…», музыка прерывается, и дети занимают обручи.
Кому не хватило обруча – выбывает из игры.
Примечание: Чтобы игра не была долгой и дошла до логического конца - остался один игрок, обручей сразу раскладываем меньше, чем детей, и убираем сразу по 2 – 3 обруча.
Воспитатель: А еще по виду облаков можно предсказать погоду: если облака легкие, высоко в небе, быстро плывут по небу – будет хорошая погода; если облака низкие, плотные и стоят почти на месте – жди дождя. Как вы думаете, какая погода ожидается в ближайшее время?
Дети: В ближайшее время будет хорошая погода, без дождя.
Воспитатель: Раз погода хорошая – самое время отправиться в зоопарк – заметим на небе облако, очень похожее на животное и расскажем о нем.
Проводится дидактическая игра «На что похоже облако»:
«В небе белые комочки - То собачки, то цветочки. Мимо нас издалека, Проплывают облака».
Дети рассматривают облака, делятся впечатлениями от своих «животных».
После этого устраивается сюжетно – ролевая игра «Зоопарк», где каждый ребенок может стать экскурсоводом и рассказать о необычном зоопарке и его животных.
⃰⃰⃰ ⃰ ⃰
СКАЗКА
«Необычный зоопарк»
Есть в городе Орле зоопарк, но зоопарк не обычный, как все привыкли представлять, а особенный. В этот зоопарк можно абсолютно бесплатно ходить кому угодно: и девочкам, и мальчикам, и мамам и папам, и дедушкам с бабушками, и даже двоечникам.
Но самая важная особенность этого зоопарка в том, что он расположен над головой, в небе. Это облачный зоопарк, в котором каждое облачко похоже на животное.
Обитателей в этом зоопарке великое множество: здесь встречаются облака, похожие на медведей, зайцев, улиток, крокодилов, слонов, обезьян, гиппопотамов и на других зверей из самых далеких уголков планеты. Самые наблюдательные посетители могут увидеть в этом зоопарке даже животных из мира сказок, фантазий и воображения: драконов, змея-горыныча, единорогов. Вот такой чудесный зоопарк есть у нас в городе Орле.
Однажды в нашем необычном зоопарке произошел очень неприятный случай. В одно утро все животные облачного зоопарка вдруг изменились. Посетители никак не могли понять, что же случилось с его обитателями – все облака-животные сменили свой пушистый белый окрас и стали какими-то серыми и тяжелыми, а из некоторых даже пошли мелкие холодные капли. Один очень смекалистый мальчик догадался и закричал:
- Облачные животные заболели!! У них озноб, поэтому они стали серые, и насморк начался, поэтому пошел дождик. Облачных животных надо срочно лечить!
- Но обычный доктор не сможет достать до неба, чтобы дать облачкам лекарства! – сказала девочка, - Что же делать?
Ребята стали думать, как помочь облачному зоопарку, и наконец, придумали:
- Нужно позвать Солнышко-Айболита!!
- Солнышко-Айболит выходи, вылечи облачных зверят, – крикнули хором ребята, и солнце выглянуло.
Оно согрело облачных зверей своим теплом, сделало лечебные уколы своими лучиками, и все обитатели облачного зоопарка выздоровели. Они снова стали пушистыми, белыми и игривыми.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАУКОМ
(подготовительная к школе группа)
Корхова Маргарита
Цель - развитие речевого творчества.
Задачи:
- систематизировать знания детей о временах года и об изменениях в природе;
- закреплять умение детей составлять сказки;
- развивать образную и связную речь дошкольников;
- расширять знания и представления об особенностях внешнего вида пауков;
- развивать познавательный интерес к миру насекомых;
- поощрять любознательность и поисковую деятельность;
- воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Предварительная работа: беседа о временах года осень и зима, о признаках времен года.
Ход наблюдения
Вступительное слово к наблюдению:
- Ребята, послушайте, пожалуйста, загадки и тогда вы узнаете, за кем мы сегодня будем наблюдать:
«Ползла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?» (Паук.)
«Не беда, что паутинка
Зацепилась за сучок,
В новом месте, на осинке
Свяжет сети ...» (паучок)
- Молодцы, отгадали загадки. Теперь давайте поиграем в игру «Продолжи предложение»:
- Тело паука состоит из… (Головы, брюшка, лапок...)
- Пауки бывают… (Большие, маленькие, черные, серые, мохнатые, страшные, злые, хорошие, добрые, полезные…)
- Пауки приносят пользу. Они… (Поедают насекомых.)
- Чтобы поймать насекомых, пауки… (Плетут сети, паутину.)
- Пауки плетут паутину каждый… (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)
- Главная добыча пауков – это … (Мухи, бабочки, комары, жучки.)
- Пауки питаются насекомыми и поэтому они — … (Хищники.)
- Но пауки сами могут стать добычей для… (Муравьев, лягушек, птиц.)
- Ребята, знаете ли вы, что по поведению пауков можно предсказывать погоду? (Нет)
- Хотите я вам сейчас об этом расскажу? (Хотим.)
- Перед непогодой пауки не раскидывают своих сетей. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
- Кто из вас знает, когда у пауков появляются малыши? (ответы детей).
- Выводятся новорожденные паучки в конце лета. Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них появляются новорожденные паучки. Они живут все вместе, в уютном теплом гнездышке. Мама-паучиха кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра. Главная задача папы-паука, как и у любого другого папы, - защищать своих деток от недоброжелателей (муравьев, ос, ящериц, лягушек, птиц). Он прикрывает малышей своим телом, притворяясь камешком, поэтому его и деток никто не видит.
- Ребята, а куда, по-вашему, исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щели коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.)
- Как вы считаете, маленьким паучкам не скучно сидеть целыми днями в коконе? Чем они могут там заниматься? (ответы детей.)
- Давайте пофантазируем, если бы один любопытный паучок отправился в путешествие, кого бы он мог встретить на своем пути? (ответы детей.)
- А повстречай он стрекозу, он бы испугался? (ответы детей.)
- Стрекоза могла бы помочь паучку? Как? (ответы детей.)
- Ребята, вы уже такие большие, так много всего знаете. А вот детки в соседней группе еще пока ничего не знают про паучков. Давайте вместе придумаем для них сказки о приключениях паучка, к которым сами нарисуем иллюстрации. Эта книжка – будет нашим подарком малышам.
⃰⃰⃰ ⃰ ⃰
СКАЗКА
«Приключения маленького паучка»
Жили-были папа-паук и мама-паучиха. И не было у них деток. Они долго ждали их появления: всю весну, и все лето. Мама сплела кокон из паутины и верила, что вот-вот их мечта исполнится. Так и произошло. В одно прекрасное утро, уже в самом конце лета - мама отложила яички. Наказав папе-пауку следить за детками, она убежала плести теплые кофточки из паутины, для своих малышей.
Папа-паук не сводил глаз с яичек и все представлял, как он будет играть со своими крошками, как научит их охотиться. Погруженный в свои раздумья, он уснул.
В это самое время, одно яичко треснуло. На свет появился маленький паучок. Он не знал, что это за мир и ему было очень интересно с ним поскорей познакомиться. Любопытство было настолько сильным, что малыш не стал дожидаться появления на свет своих братишек и сестренок. Паучок решил все разведать сам.
Только он высунулся из кокона, как над его головой раздался страшный грохот. Малыш поднял голову и увидел огромный вертолет. Это была стрекоза… Большая голубая стрекоза жила неподалеку. Она недавно вернулась с прогулки и набиралась сил перед новым полетом. Паучок незаметно влез к ней на спинку и притаился.
Вдруг стрекоза взлетела и понеслась куда-то вдаль. Паучок оцепенел. Словно листок на ветру дрожало его крохотное тельце. Его сердечко то замирало от страха, то ликовало в восторге. Таких красот не доводилось видеть ни одному из его сородичей.
Тем временем стрекоза прибыла на место. Это было прекрасное ромашковое поле. Выбрав самый большой цветок, она села и поприветствовала свою давнюю приятельницу - стрекозу зеленого цвета. Подружки разговорились.
Паучку же эта остановка совсем не нравилась. Точнее поле он находил восхитительным, а вот зеленая старая стрекоза казалась ему неприятной. Она громко трещала, шуршала крыльями и то и дело толкала соседку в бок, весело смеясь. Малыш перестал прятаться. Ему очень хотелось отправиться в путь и он торопливо забегал по спинке своего голубого вертолетика.
- «Ой, мамочки!» - воскликнула зеленая от неожиданности. «Это же паучок! Дорогая, он тебя съест!» - кричала она.
- «Где?» - удивилась другая. «Ах, этот. Голубушка, ну что ты! Это же сыночек моих соседей. Они очень благородные и воспитанные пауки» - успокоила она свою знакомую. «Как ты сюда попал, малыш?» - «Я только сегодня родился. Мне очень хотелось посмотреть этот мир, и я влез на Вашу спинку, когда Вы отдыхали у нашего дома. Простите меня, я не хотел испугать Вас.»
- «И вправду, необыкновенно воспитанный молодой человек» - сказала зеленая стрекоза. «Но разве ты не знаешь, что нельзя без разрешения родителей уходить далеко от дома?» - «Нет. Почему же?» - «Потому что, мама и папа будут волноваться. Ты ведь совсем крошка!»
- «Не безопасно гулять одному. Видишь, там вдалеке, на дереве сидит ворон? Он питается насекомыми и паучками тоже» - объясняли малышу стрекозы.
- «Я не хочу, что бы меня съел ворон. Я хочу домой, к маме и папе» - всхлипывал паучок. - «Тогда забирайся, я отвезу тебя домой» - предложила голубая стрекоза.
И они направились обратно. Вернувшись домой, паучок увидел, что его братики и сестрички уже вылупились. А мама и папа действительно очень переживают.
Паучок пообещал никогда больше не уходить из дома без разрешения взрослых. А братьям и сестренкам рассказал обо всем, что видел. И тогда родители решили весной, когда детки подрастут, они обязательно покажут им, как красив этот мир!
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ
(старший дошкольный возраст)
Толмачева Елена
Цель: развивать речевое творчество
Задачи:
- развивать образную и связную речь;
- закреплять умение видеть красоту окружающего мира;
- систематизировать знания детей о временах года, о деревьях.
Ход наблюдения
Воспитатель:
- Ребята, давайте с вами вспомним какое сейчас время года? ( Осень)
- Какие осенние приметы вы знаете? (дети называют приметы осени)
- Я предлагаю вам сегодня понаблюдать за деревьями, а за какими вы узнаете, отгадав мои загадки:
Зимой и летом одним цветом.
Её всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ёлка)
- Правильно, молодцы.
Русская красавица
Стоит на полянке,
В зеленой кофточке
В белом сарафане!
(Берёза)
- Хорошо, молодцы. А у нас на территории детского сада есть береза и ель? (Да, есть)
- А давайте мы рассмотрим берёзу и ель и сравним, чем же они похоже? Что есть общего и у одного и другого дерева? (Ствол, корень, ветки)
- Правильно, а чем отличаются? (У березы листья, а у ели иголки. У березы ствол белый с черными полосками, и кора гладкая, а у ели коричневый ствол, и кора шероховатая)
- А ветки деревьев отличаются? (Да, у берёзы длинные, мягкие веточки, а у ели наоборот, короткие и колючие)
- А какие семена у деревьев, где они растут? (У берёзы в сережках, у ели в шишках)
- А давайте с вами пофантазируем, какой характер у березы? (добрый, кроткий, уступчивый, скромный и т.д.)
- А у ели? (колючий, грозный)
- Ребят, посмотрите, в каком уборе стоит наша береза? (золотой убор, пушистая, легкая)
- А посмотрите на наряд ели. Чем он отличается? (скромный, всегда зеленый)
-Давайте представим, что береза очень гордая. Посмотрите, она такая красавица, каждый сезон меняет свой наряд. Что можно сказать о березе? Какая она? (гордая, упрямая, себялюбивая, непреступная и др.)
- А что же можно сказать про ель? Она какая? (тихоня)
- А какое время года будет после осени? (Зима)
- Подумайте, что будет с нашими деревьями, с берёзой и елью, зимой? (У берёзы листики опадут, а ель будет зеленая. Ель будут наряжать на новый год, она будет красивая нарядная, а березке будет грустно)
- Ребята, зимой снег укроет не только землю, но и деревья. Какой у них будет наряд? (белый, блестящий, красивый, пышный, теплый)
- Молодцы. Я хочу предложить вам придумать сказку для наших деревьев о том, что могло бы произойти с березой и елью зимой.
⃰ ⃰ ⃰
СКАЗКА
«Ель и берёза»
Жили-были в лесу два деревца – ель и береза. Стояли они рядышком, и всему лесу казалось, что они подружки. Но это было не так.
Слишком вздорным был характер у березы, слишком гордая и хвастливая была она, а ель была спокойная и добрая. Если была жара, то ель укрывала своей тенью любого путника, но если же путник садился под березу, то она мигом отворачивала свои ветви и говорила:
- Хм… Что он сделал мне? Почему это я должна укрывать его своими веточками? Глупая ты, ель. Ах, да что толку объяснять тебе, глупая ты и есть!
На что ель лишь загадочно улыбалась и пожимала хвойными плечиками – верхними веточками.
Так прошло лето. Наступила осень. Листья у березы пожелтели, и она стала казаться золотой, а тихая скромная ель так и осталась стоять в своем скромном зеленом наряде.
Как же смеялась над ней хвастливая береза: - Ха-ха-ха, посмотрите на нее, стоит в старом наряде наша добрячка ель! А ты что думала? Да про такую тихоню даже природа забыла. Всех одарила золотыми, пурпурными, оранжевыми нарядами, а тебя? Ах, да что тебе говорить, глупая ты!
На это ель все так же скромно пожимала своими зелеными плечиками. Наступила поздняя осень. Потихоньку опадал золотой наряд с березы, и осталась она лишь с голыми веточками. Дрожала березка от холода. А ель стояла в своем зеленом наряде, хоть и скромном, стареньком, но зато теплом. Видимо заметила тихоню природа и отблагодарила ее за доброту.
Так прошла осень, наступила зима. И опять природа делала подарки обитателям леса. Подарила она ели прекрасную искрящуюся снежную шубку, а на березу лишь накинула тоненькую шаль из снежинок, и то лишь потому, что природа тоже была доброй и пожалела березку.
Теперь бы и ели впору смеяться над замерзшей березкой. Но добрая у нее душа. Она все так же скромно улыбалась и пожимала зелеными плечиками в белой пушистой шубке. А хвастливая береза так и простояла, замерзая, всю зиму.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ
(старший дошкольный возраст)
Лукьянчикова Екатерина
Цель – развитие речевого творчества.
Задачи:
- систематизировать знания детей о временах года и об изменениях в природе;
- закреплять умение детей составлять сказки;
- развивать образную и связную речь детей;
- расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;
- развивать познавательный интерес к миру насекомых,
- поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых;
- воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Предварительная работа: беседа о временах года осень и зима, о признаках времен года.
Ход наблюдения
Вступительное слово к наблюдению:
- Ребята, послушайте загадку и попытайтесь отгадать ее. Отгадав ее, вы поймете, о ком мы сегодня будем говорить на прогулке, за кем наблюдать.
Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы.
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки —
Черненькие точки.
(Божья коровка.)
Наблюдение за божьей коровкой
- Как вы узнаете, что это насекомое и есть божья коровка? (У нее есть черные пятна…)
- Опишите божью коровку. Какая она? (Красивая, воздушная, изящная, яркая, большая, маленькая…)
- Как вы думаете, она взрослая или маленькая? (Ответы детей)
- Как она передвигается? (Летает и ползает на лапках)
- Где и когда вы видели божью коровку? (в лесу, в поле, на огороде)
- А кто знает, чем питаются божьи коровки? (листьями, травкой…)
- А вы знаете, что божья коровка полезный жук, санитар среди насекомых. Божья коровка охотится на тлю, которая поедает полезные растения.
- А, где они живут? (на листве, в траве) - Ребят, а как вы думаете, где зимуют божьи коровки? (под сухой листвой и травой)
- Как вы думаете, что делают божьи коровки, готовясь к зиме? (готовят домик, таскают листья, готовят еду…)
- О чем они могут думать и говорить, когда они готовятся к зиме? (ответы детей)
- Ребят, а может быть божьей коровке скучно одной? (ответы детей)
- А если бы она была не одна, что бы тогда было? (ответы детей)
- Ребята, а как вы думаете, божья коровка когда-нибудь видела зиму? (ответы детей)
- А как вы полагаете, хотелось бы ей увидеть, какая бывает зима? (ответы детей). Послушайте стихотворение о божьей коровке.
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку.
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
- Ребят, наша божья коровка никогда не видела зимы, и ей так хочется узнать, какая она. Давайте мы с вами придумаем сказку для нашей божьей коровки о том, как божья коровка узнала, что такое зима.
⃰ ⃰ ⃰
СКАЗКА
«Как божья коровка узнала, что такое зима?»
Стояло чудесное осеннее утро. Холода еще не наступили, и было тепло. Солнце, не торопясь, поднималось, рассыпая на землю свои ласковые лучи, и озаряло лес.
В воздухе стоял легкий шелест опадающей листвы, где-то далеко был слышен прощальный крик птиц, улетающих на юг. Кое-где еще жужжали насекомые, суетливо готовясь к холодам.
Вот промелькнула маленькая красная точка – это была Божья коровка. Она радовалась теплому осеннему утру и никак не могла понять, почему все суетятся: кто-то куда-то улетает, кто-то что-то делает, кто-то очень спешит, - а ей так хотелось играть и веселиться, но никто не обращал на нее внимание.
Вдруг сквозь шум леса она услышала, как ее кто-то позвал. Она обернулась. Это была старая Божья коровка, которая спросила: - Ты почему не готовишься к зиме?
- А что такое зима? - спросила наша божья коровка. Она была совсем молоденькая и еще ни когда не слышала о зиме.
- О, зима – это когда очень холодно, и все вокруг белое! Посмотри, даже птицы улетают на юг, чтобы не замерзнуть! Насекомые готовят себе домики и прячутся в них на всю зиму! И только весной, когда становится тепло, все возвращаются в лес, выползая из своих норок.
- А я никогда ни видела зимы, - сказала наша божья коровка, - мне так хочется посмотреть на нее.
- Какая ты глупая, ты же замерзнешь и погибнешь! - сказала старая Божья коровка.
- Посмотрим, - ответила маленькая Божья коровка и улетела прочь.
Прошло время. Стало холодно. Наша маленькая Божья коровка решила, что нужно все-таки приготовить себе домик, чтобы ночью прятаться там от холода. Она нашла под деревом большую кучу опавших листьев и ночью пряталась под ней, а днем выползала и ждала, когда же станет все белое вокруг. Чтобы не замерзнуть, она долго летала и много ползала, и все еще надеялась встретить кого-нибудь. Ведь ей было совсем грустно одной, но она не сдавалась. Она еще не видела, что такое зима, и это придавало ей сил. Она все время думала, что она будет делать, когда вокруг все побелеет.
Однажды утром, когда Божья коровка проснулась и выползла из под своей кучи листьев, она увидела, что вокруг все белым-бело. С неба падали легкие, белые, пушистые снежинки и покрывали всю землю. Снег был яркий, искристый. Деревья стояли укрытые снежными белыми шубками.
Наступили первые морозы. У Божьей коровки сильно замерзли лапки, и наша знакомая поспешила спрятаться в свой домик, чтобы не замерзнуть. Теперь Божья коровка увидела, какая она, зима!
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОДУВАНЧИКАМИ
(старший дошкольный возраст)
Носонова Екатерина
Цель – развитие речевого творчества.
Задачи:
• формировать представление о растениях;
• развивать внимательность, фантазию и воображение;
• учить видеть красоту окружающего мира
• закреплять умение детей составлять сказки;
• развивать образную и связную речь детей;
Весной дети наблюдают первое появление растений на детской площадке, а именно внимание детей привлечено к одуванчику.
Выходим днём вместе с ребятами на прогулку. Гуляем и рассматриваем маленькие зелёные растения и первые цветы - колокольчики. Подходим к молоденькому зеленому цветущему одуванчику, а рядом растут уже отцветающие одуванчики и рассматриваем эти необычные первоцветы. (Растут зеленые, уже цветущие и уже белые).
Воспитатель: Посмотрите ребята, что это? (Ответы детей одуванчик)
Ребята смотрите ведь их здесь целая семья! И все они одуванчики, но внешне такие разные. Чем они отличаются? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу стихотворение:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель: А, как вы думаете, откуда они здесь появились, ведь мы же его не сажали на нашей площадке? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно! А, как семечко попало сюда? (Ответы детей - прилетело)
Воспитатель: Скажите, как оно прилетело, у него есть крылья? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда семечко летело, могло ли оно увидеть другие детские сады и ребятишек гуляющих на улице? (Ответы детей)
Воспитатель: Нравилось ему лететь и кружить, смотреть на пролетающие уголки земли? (Ответы детей) Ребята посмотрите на одуванчик, а именно который весь белый, это и есть его семена, на что они похожи? (Ответы детей)
Воспитатель: А, как вы думаете, они разлетаются далеко? (Ответы детей) Мне кажется им здесь очень весело, ведь они здесь растут всей семьёй, и каждый выполняет свое задание. Вот этот самый большой приглядывает за малышами, эта красавица с желтой шапочкой украшает поляну, а этот крайний Вождь он распределяет, кому на какую лужайку лететь.
Все семечки очень ждут, когда Вождь даст согласие на перелет, и тогда ветерок с легкостью перемещает семечки на парашютах по всей округе. Затем они вырастут, на других полянках и будут радовать ребят своим желто-оранжевым настроением!
Воспитатель: Скажите, а вы знаете, как можно использовать одуванчики? (Ответы детей)
Воспитатель: Пчелки собирают нектар из цветов одуванчика и делают вкусный и полезный мед, в других странах его используют в пищу, а также листья и стебель одуванчика используют в лечебных целях. А самое главное они нас радуют своими ярко желтыми цветками похожими на солнышко!
Воспитатель: Ребята, вам нравятся одуванчик? (Да) Давайте придумаем про него сказку и его семью и порадуем наших мам и пап! Как вы назовёте свою сказку? (Дети начинают сочинять сказки).
⃰ ⃰ ⃰
СКАЗКА
«Семья для Одувана»
Жил-был одуванчик, и был он такой грустный и одинокий. А грустил он из-за того, что рос на полянке совсем один в окружении других трав и цветов, которые росли большими счастливыми семьями. Казалось бы, рядом много соседей, и Одуван (так его прозвали соседние сорняки) мог подружиться с колокольчиками и просянкой, но, увы, они были увлечены своими друзьями и родными.
Единственным развлечением Одувана было наблюдение за другими растениями. Так, например, колокольчики, играя друг с другом, устраивали замечательный музыкальный концерт. Когда прилетал их общий друг Ветерок, он начинал их щекотать, и колокольчики издавали такой чудный звон, который наполнял всю поляну. А подружки Травуньи под ветерок начинали синхронно двигаться, и получался очень динамичный танец. В этот момент Одуван очень веселился, и у него поднималось настроение.
Но это представление длилось недолго, так как ветерку нужно было улетать по своим делам. После того, как улетал ветерок, одуванчику становилось скучно и грустно потому, что кругом воцарялась тишина, и лишь разговорчики других товарищей доносились со стороны. И когда наступал вечер Одуван очень ждал, что ему пожелают спокойной ночи, но увы соседи желали хороших снов только своим родным.
Одним тёплым вечерком на полянку прилетел майский жук Жужик, и Одуван поведал ему о своей тоскливой и грустной жизни. Жужик пообещал помочь ему и узнать у мудрой совы Совуньи, как одуванчику найти свою семью, ведь Совунья всё знала на свете. И теперь Одуван очень ждал, когда прилетит с ответом Жужик.
И вот в один прекрасный вечер он прилетел - спаситель Одувана! Жук рассказал, что на других полянках растут другие одуванчики, и можно попросить ветерка принести семечки на зонтиках и поселить их на своей полянке! Оставалось дождаться Ветерка и попросить его выполнить все, что посоветовала сова.
Ранним утром Одуван услышал чудесную знакомую мелодию - это был он, Ветерок! Одуванчик попросил Ветерка выполнить его просьбу, и ветерок с радостью ему пообещал все выполнить! И вот ветерок прилетел, кружа белоснежные зонтики. Как же это было великолепно: на поляне все были в восторге от такой красоты. И теперь Одувану оставалось ждать появления своих братиков и сестричек!
На следующее утро, проснувшись одуванчик был уже не один - рядом с ним выросла целая семья одуванчиков! И теперь каждый вечер на полянке слышался весёлый смех Одувана. Это был смех радости и счастья, которые ему дарила его семья! А самое главное, теперь, засыпая, он слышал самые главные слова его родных и близких: «Спокойной ночи, Одуван!!!»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БЕРЁЗОЙ ОСЕНЬЮ
(старший дошкольный возраст)
Полякова Анастасия
Цель: развивать речевое творчество.
Задачи:
- систематизировать знания детей о временах года и об изменениях в природе;
- закреплять умение детей составлять сказки;
- развивать образную и связную речь детей;
- формировать целостную картину мира природы;
- уточнять и расширять представления о жизни деревьев (березы) осенью;
- учить отличать березу от других деревьев по внешнему виду: особенностям коры, листьев, строению и др;
- развивать познавательно-исследовательский интерес к осенним изменениям в жизни деревьев;
- закреплять умение передавать свое отношение к березе в художественных текстах;
- воспитывать правильное поведение в природе.
Ход наблюдения
Наблюдение происходит ранней осенью, в первой половине дня. Теплые солнечные лучики играют на разноцветной листве деревьев, и сливаются в золотом убранстве березок.
Воспитатель вместе с детьми выходит на прогулку и подводит их к березке, сменившей зеленый наряд на ярко-желтый.
- Ребята посмотрите, сколько листочков лежит вокруг дерева, откуда они здесь появились? (упали с дерева)
- А кто знает, с какого они дерева? (ответы детей)
- Посмотрите, что за дерево перед нами? (ответы детей)
- А как вы ее узнали? (по белому стволу)
- Какого цвета листья березы? Почему? (потому что осень наступила, короче день, холодно.) А какие они были летом?
- Правильно, ребята!
- Какой формы листочки? Этот треугольник у березы называют формой капельки, будто береза плачет, опустив свои ветви.
- Да, ребята, посмотрите, как опущены веточки у березы, похоже на то, что она грустит. Давайте подумаем, от чего может грустить березка? (ответы детей)
- Возьмите листочек в руки, сравните с другим листочками. Сравните с листьями клена. Чем эти листочки отличаются? (ответы детей)
-У березы листочки маленькие, желтые, легкие. Ветерок легко срывает их с веточек и, словно танцуя, переворачиваясь и кружась, летят на землю.
- Ребята, мы с вами видим, что сейчас осень и не только наша береза стоит в золотом платье, но и другие деревья тоже. Что это за деревья?
- А вы знаете приметы осени?
- Какую загадку про березу вы знаете? («золотые монетки падают с ветки») Почему листочки сравниваются с золотыми монетками?
- Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение В. Орлова «Почему деревья осенью сбрасывают листья?»
– Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
(В. Орлов)
- Как вы думаете, перед каким сном береза сбрасывает листья? (ответы детей) Растения «засыпают», прекращается сокоотделение, листья засыхают, замерзают, падают.
- Какое время года наступает после осени? Какие приметы зимы вы знаете?
- Ребята, а зима какая?
- Да, скоро наступит зима и все деревья уснут.
- Ребята, а как вы думаете, могут ли деревья видеть сны?
- Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой березе. (Предложить рассказать.)
А теперь ребята, я предлагаю вам придумать свои сказки о том, что березка может увидеть во сне, и дать им названия. Вместе с вами мы сделаем книжку и назовем ее «Березкины сны», напишем туда сказки и подарим вашим родителям.
⃰ ⃰ ⃰
СКАЗКА
«Что снится березе?»
В одном детском саду росла березка. Летними жаркими деньками к ней в гости приходили детки. Очень им нравилось играть под березкой, а она укрывала их от яркого солнечного света своими зелеными и нежными веточками.
Наступила осень, все деревья сменили свои облачения. Клены защеголяли в багряно-оранжевых кафтанах, тонкие рябинки надели красные бусы, а скромный и мудрый дуб накинул на себя коричневый не броский костюм, как будто боясь испачкаться осенней грязью. Вот и наша березка сменила зеленое платьице на золотой наряд. Но, несмотря на пышное убранство, она печально склонила свои изящные веточки и выглядела она очень грустной.
Недолго дети могли любоваться осенней красотой белоствольной, так как каждый день налетал на нее холодный ветер и срывал золотые листики-монетки, а затем как бы за ненадобностью бросал их на землю и, хохоча, улетал прочь. Вскоре не осталось на березке и следа от золотого убранства, и она покорно стала готовиться к зимнему сну.
Заснула березка, и приснилось ей, как была она когда-то красивой и очень богатой девушкой по имени Аннушка. Много женихов сваталось к Аннушке, да никого она не принимала: уж слишком бедными казались они избалованной невесте.
Прослышал про богатую красавицу могущественный колдун Борей, отец семи ветров, и решил сосватать Аннушке своего самого младшего ветерка Авра. Не понравился гордой невесте такой жених в простой и истрепанной путешествиями одежде. Посмеялась она над ним и выгнала.
Рассердился на зазнавшуюся гордячку колдун Борей и обратил Аннушку в дерево – березу. С тех пор печальная береза пытается откупиться золотыми монетками, бросая их пролетающему мимо ветерку, но он только подхватывает их и, хохоча, бросает на землю.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БАБОЧКОЙ
(старший дошкольный возраст)
Филина Светлана
Цель – развитие речевого творчества.
Задачи:
- развивать образную и связную речь;
- закреплять умение видеть красоту окружающего мира;
- систематизировать знания детей насекомых.
Ход наблюдения
Наблюдение происходит весной в тёплый солнечный день, в первой половине дня. Воспитатель вместе с детьми старшего дошкольного возраста выходит на прогулку, ведёт детей к клумбе с распустившимися весенними цветами. Над клумбой летает бабочка. Увидев бабочку, дети приходят в восторг!
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какие у неё красивые крылышки, как она порхает, перелетает с цветка на цветок! (все решают, что бабочка – это живой цветок)
Воспитатель ловит бабочку сочком и сажает её в большую стеклянную банку, внутри которой находится небольшая ветка, спрыснутая сахарным сиропом. Сверху банку прикрывает марлей. Дети располагаются вокруг.
Воспитатель:
- Ребята, сколько же крылышек у нашей бабочки? (ответы детей)
Воспитатель уточняет их ответы:
- Два одинаковых крыла у бабочки - это пара, т.е. пара больших крылышек и пара поменьше, а всего две пары. Если мы возьмем бабочку за крылышки, на пальцах у нас будет какая-то краска. Что это такое? (предположения детей)
Воспитатель:
- Это цветные чешуйки. Они очень нежные и даже при легком прикосновении стираются с крылышек. Поэтому, чтобы не повредить чешуйки и крылышки, бабочку надо брать очень осторожно, за туловище. А есть ли у бабочки лапки? (ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, у бабочки шесть лапок, с их помощью она осторожно перебирается по ветке, взмахивает крылышками, хоботком пробует листики - пьёт сок!
Воспитатель осторожно достаёт из банки веточку с бабочкой, и говорит вместе с детьми: «Лети к своим друзьям! Прилетай еще к нам в гости!»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, мы можем увидеть бабочку зимой? А почему? (ответы детей)
Воспитатель:
- Зимой вся природа замирает. А куда исчезают бабочки? Где они скрываются от лютых холодов? (предположения детей)
Воспитатель:
- Многие бабочки до самой весны впадают в спячку. Они оборачивают свое тельце крыльями, словно одеялом, забираются в какую-нибудь щель или дупло. И наша маленькая красавица с приходом осени будет готовиться к своей первой зимовке! Ребята, ей будет очень обидно прощаться со своими друзьями-цветами, с теплым солнышком. Она может испугаться, что замерзнет зимой и проспит своё пробуждение! Как же нам её успокоить? (предположения детей)
Воспитатель:
- А давайте придумаем и расскажем ей сказку о том, как весной её разбудит теплый Солнечный Лучик!
⃰ ⃰ ⃰
СКАЗКА
«Пробуждение бабочки»
Маленькая бабочка поёжилась ото сна и расправила свои мятые крылышки.
- Как же получилось, что я заснула? – подумала она, а потом принялась вспоминать.
Она помнила, что небо вдруг затянуло тучами, что холодный ветер налетел с севера и полил дождь. А ещё она помнила, что все листья на деревьях вдруг стали некрасивого цвета. Она помнила, что ей стало очень страшно, и она забралась в небольшую расщелину в стволе дуба. Тут было сухо и спокойно, и не было слышно завывания злого ветра.
Бабочка совсем не заметила, как заснула. И вот теперь, проснувшись, не могла понять, сколько времени прошло, и что там такое творится на улице.
- Нет, не пойду! - решила Бабочка.
- Там холодно, сыро и страшно. Лучше буду сидеть здесь. Вот если бы только не хотелось кушать так сильно….
Бабочка вспомнила о вкусном сладком нектаре, который они с подружками пили на лугу.
- Но теперь-то нашего луга нет и в помине! - подумала Бабочка.
- Все цветы завяли, ветер сорвал с них последние лепестки, а сочная зелёная травка пожелтела. Нет, не пойду. Буду сидеть здесь.
Вдруг Бабочка почувствовала, что что-то тёплое и нежное скользнуло по её крылышкам, а потом погладило усики на головке.
- Поиграй со мной, - сказал мелодичный голосок.
- Ты кто? - осторожно и тихо спросила Бабочка.
- Я Солнечный Лучик, - сказал голосок и сверкнул так, что всё маленькое убежище Бабочки заполнилось золотистым светом.
Бабочка зажмурилась. Солнечный свет был очень ярким, её глазки уже отвыкли от него.
- Поиграй со мной! - снова попросил Лучик.
- Но тут совсем нет места, - сказала Бабочка. - Ты видишь, что я сама тут еле помещаюсь.
- Глупенькая! - рассмеялся Лучик. - Мы будем играть на улице.
- Нет, на улицу я не пойду, сказала Бабочка. - Там страшно и холодно.
- Что ты? - удивился Лучик. - Там светло и тепло!
- Не обманываешь? - спросила Бабочка. - Когда я забралась сюда, на улице была ужасная погода и дул злой ветер.
-О, с тех пор прошло много времени! – рассмеялся Лучик. -Ты проспала всю зиму в этой расщелине, а теперь наступила весна!
- Весна?! - воскликнула Бабочка.
- Да-да, - кивнул Лучик.
Бабочка ещё раз потянулась, расправила красивые крылышки и осторожно высунула наружу свою маленькую головку.
На улице было светло, дул тёплый ветерок с юга, на деревьях набухли почки, и кое-где уже виднелись первые клейкие листочки. А ещё из земли показались разноцветные крокусы и первоцветы. Да, Солнечный Лучик был прав - наступила весна. А это значит, что можно было выбираться из тесного убежища, порхать и играть в догонялки целый день и лакомиться ароматным нектаром.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТОПАДОМ
(старший дошкольный возраст)
Шилова Алла
Цель – развитие речевого творчества.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием красок осени;
- закрепить в словаре детей значение слова «листопад»;
- развивать наблюдательность и творческое воображение;
- воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
Ход наблюдения
В солнечный осенний день воспитатель с детьми выходит на прогулку. Воспитатель загадывает детям загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (осень)
- Ребята, правильно, это осень. Осень прекрасное время года. Когда наступает осенняя пора все деревья и кустарники наряжаются в яркие разноцветные платья: жёлтые, оранжевые, красные. Вся земля покрыта золотистым ковром. Пойдёмте, осторожно походим по листочкам (листочки под ногами шумят). Слышите, как шумят листья? Видите, один листочек упал на землю, а другой долго кружится и медленно падает вниз. От лёгкого дуновения ветерка, весело перешёптываясь друг с другом, листочки падают с деревьев. Сыплется на землю золотистый дождь листьев. Такое явление в природе называется «листопад».
Воспитатель предлагает сгрести в охапку листья, подбросить вверх и громко проговорить вместе с ним:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются летят…
- Ребята, а как вы думаете, птичкам и зверям нравится листопад? (ответы детей).
- А давайте все вместе прислушаемся, кто так громко шумит? (воробьи)
- А как вы думаете, почему они так шумят? Может они спорят или рассказывают, как прошел их день? (ответы детей)
- Ребят, кажите, воробушкам нравятся падающие листья? (ответы детей).
- Конечно, нравятся. Посмотрите, воробушки вместе с листочками летают, и им нравится играть с листьями.
- Ребята, давайте соберем разные листья (большие и маленькие, яркие и тёмные) и рассмотрим их, какие они? (ответы детей).
- Как вы думаете, почему они отличаются? (ответы детей).
- Правильно, ребята, потому что они с разных деревьев. Давайте теперь подумаем, какому из деревьев принадлежат эти листья (ответы детей).
- А теперь я предлагаю вам сочинить сказку про листопад и воробьев, которую вы сможете рассказать маме и подарить ей букет из собранных листочков.
⃰ ⃰ ⃰
СКАЗКА
«Листопад и воробьи»
Когда то, ранней осенью, когда светило теплое солнышко и дул легкий теплый ветерок, на деревьях был яркий и красочный наряд, который можно разглядывать часами. Но внимание от такой красоты, отвлекли воробушки, которые сидели на веточке дерева и о чем-то очень громко щебетали.
Воробушки, Чик и Чирик, никак не могли решить, какого же цвета листочек на ветке. Чик говорил, что он желтый, а Чирик – что оранжевый. Чуть драться не начали, но вдруг подул сильный порыв ветра и сорвал листик с дерева, и начал кружить его в хороводе других листьев.У друзей, захватило дух от увиденной ими красоты: листья кружились, будто приглашая друг друга на танец, то поднимались верх, то опускались практически к земле и с новым порывом ветра взымались в высь.
- Чик, посмотри, сколько разноцветных листьев: оранжевые, красные!..
- И желтые, желтые!! – перебил Чик Чирика.
А листья все кружили и кружили, будто приглашая друзей в свой хоровод. Воробушки слетели с ветки и стали вместе с листочками летать и танцевать вокруг деревьев.
- Как же красиво!!! – воскликнул Чик.
- Как же прекрасно и необыкновенно!!! – поддержал друга Чирик.
- А посмотри, какая красота на земле, внизу!!! Полетели посмотрим!
И воробушки опустились на землю.
На земле лежал багряный ковер из листьев. Их было так много, что друзья могли купаться в них. Чик и Чирик стали разглядывать их с любопытством. Они нашли множество необыкновенно ярких и красивых листочков. Чик нашел огромный листок: необычный, с острыми концами и очень большой по сравнению с другими листьями.
- Интересно с какого дерева, упал этот листочек? – спросил Чик.
- Это кленовый лист, на котором смешались все краски осени: тут есть и желтый, и красный, и зеленый, и коричневый, и оранжевый, – ответил Чирик.
Как же здорово, что друзья помирились, и помог им в этом листопад, хоровод опавших листьев!