КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «А КАК РЕЧЬ ТО ГОВОРИТ, СЛОВНО РУЧЕЁК ЖУРЧИТ»
материал по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_razvitie_rechi_doshkolnikov_s_ovz.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ
«А КАК РЕЧЬ ТО ГОВОРИТ, СЛОВНО РУЧЕЁК ЖУРЧИТ»
Форма проведения: нетрадиционное собрание.
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Предварительная работа:
- Оформить в группе выставку дидактических, развивающих, настольных игр по развитию речи детей;
- Оформить наглядно-информационную выставку для родителей по развитию речи детей;
- Приготовить материал для проведения игр.
Участники: родители, воспитатели.
Повестка собрания:
- Организационная часть.
- Особенности речевого развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
- Приемы и методы развития речи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
- Памятки для родителей.
- Подведение итогов собрания.
Ход собрания.
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и желание пообщаться, поговорить о детях, узнать что-то новое и интересное. У нас появились новые родители поэтому, давайте, прежде всего познакомимся. Предлагаем вам написать свое имя на листочке и прикрепить к одежде, а представиться нужно таким образом: назвать свое имя и слово-эпитет, которое начинается с той же буквы, например, Вера - верная и т.д.
2. Наше собрание посвящено проблеме речевого развития детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.
Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.
У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.
Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит - повторять за ним, плачет - уделять внимание. Произнёс первый слог - обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова. Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки». Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.
Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме - тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия.
Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы, который может привести к сбою в её развитии.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» - мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте - неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи.
Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов - компьютер. Родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Это может привести к психологическим и речевым комплексам. Основной потребностью у человека должна быть потребность речевого общения с другим человеком, а не манипуляции с машиной.. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный принцип - польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт.
Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей.
Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё больше. Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям - некритично. Если речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной - уже тревожный сигнал.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.
3. А теперь, уважаемые родители, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране Речевых игр. Чтобы попасть в эту страну не нужно идти нехожеными тропами, а нужно открыть несколько «дверей». Нужная дверь откроется после выполнения игры-задания.
Итак, в путь.
И вот первое задание.
А вернее игра «Скажи наоборот». Цель: расширение словаря антонимов.
Правила игры. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч играющему и произносим слово. Играющий, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Друг – враг, день – ночь, радость – грусть, жара- холод, зло – добро, правда – ложь, хорошо – плохо, тяжело – легко, высоко – низко, можно – нельзя, трудно – легко, быстро - медленно, активный – пассивный, позитивный – негативный, говорить – молчать, прятать – искать, зажигать – тушить, покупать – продавать.
Молодцы, с заданием справились.
Теперь представим, что мы с вами попали в деревню и поиграем мы с вами в игру на звукоподражание «Во дворе». Цель: развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Наши уточки с утра "Кря-кря-кря, кря-кря-кря."
Наши гуси у пруда: "Га-га-га, га-га-га."
А индюк среди двора: "Бал-бал-бал-балды-балда."
Наши гуленьки вверху: "Гуру-гуру-гур-гуру."
Наши курочки в окно: "Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко."
А коровушки в хлеву: «Муу, муу».
Наши лошади в загоне: «Й-о-о, й-о-о».
Поросята у корыта: «Хрю, хрю, хрю, хрю».
А собака в конуре: «Гав, гав, гав, гав».
И котенок у крыльца: «Мяу-мяу, мяу-мяу».
Скачут козы во дворе: «Ме, ме, ме, ме».
А барашки все в овчарне: «Бее, бее, бее».
А как Петя-петушок ранним-рано поутру
Закричит: "Ку-ка-ре-куууууу!!!!"
Какие артистичные у нас мамы и папы! У вас хорошо получается.
Как вы уже знаете большое значение в развитии речи играют пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. В этих играх можно использовать различные предметы. У нас есть вот такие, знакомые вам, шарики «Су-джок». Сейчас мы с вами сыграем в игру «Яичко» (катаем шарики между ладонями). Можно сопровождать эти действия стихами:
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
А можно поиграть с карандашами в игру «Крутись карандаш». (Катание карандаша по столу взад-вперед, сначала одной рукой, потом другой.)
Такие игры развивают мелкую моторику рук. Вопрос к родителям: а какие пальчиковые игры знаете вы?
А вы знаете, что правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Поэтому мы с вами выполним упражнения «Бабочка летает». (Дуть на бумажную бабочку привязанную к ниточке).
Цель артикуляционной гимнастики это развитие артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Давайте попробуем с вами выполнить самые простые упражнения.
«Заборчик»
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Хоботок»
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их опускаю,
И на место возвращаю.
Описание: Зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.
В подвижную игру с речевым сопровождением «У медведя во бору» мы сейчас с вами поиграем. Цель этой игры: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания, упражнение в беге.
Вам всем в детстве, наверное, читали сказки. А читаете ли вы сказки своим детям? Тогда, давайте, вспомним их. Мы будем называть первое слово из названия сказки, а вы должны произнести полное название. Итак, начали. Сивка: Заюшкина: Аленький: Красная: Цветик: Варвара: Мальчик: Крошечка: Конек: Гадкий: Мороз: Гуси: Дюй: Царевна: Бременские: Золотой:
Ну, и последнее задание, творческое. Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку. «Жили- были старик со старухой. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, а бабка положила его на окошко студиться ……»
Все молодцы. Все были активны.
4. Памятка для родителей «Развитие речи вашего ребёнка».
1. Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, посуда, овощи, фрукты, и т.д.
2. Уделяйте внимание развитию речи детей, читайте сказки, стихи, потешки и загадки.
3. Учите детей отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки.
4. Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами. Вызывайте у детей желание наблюдать и заботиться о животном и растительном мире.
5. В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные (мишка-большой, косолапый, неуклюжий; василёк- красивый, полевой и тд.)
6.Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стул-стульчик, рука-ручка, ключ-ключик и тд.)
7. Знакомьте с трудом взрослых. Рассказывайте детям о профессиях.
8. И самое важное! Следите за своей речью, не допускайте «сюсюканья» или нецензурных выражений. Помните, что дети как «губка» впитывают всё, что слышат от взрослых.
5. Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект родительского собрания в нетрадиционной форме "Встреча с интересными людьми" на тему "Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм". Авторы: старший воспитатель Руденко О.В, воспитатель Тарасенко В.В
Конспект встречи с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. "Встреча с интересными людьми", викторина, чаепитие....
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме для старшей группы "Здоровый образ жизни!"
Собрание проходит в виде игры - соревнования между детьми и их родителями. Цель: Определить актуальность проблемы "Здоровья" в наше время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым, выбрать путь...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией....
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"
Формировать представления детей о традиционных семейных праздниках.Вызывать у детей радостные эмоции, способствующие становлении его личности, закреплять знания об окружающем мире, развивать речь, тво...
Конспект родительское собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"
Это мероприятие способствует возникновению взаимосвязи детей воспитателей и их родителей. Воспитывать у детей желание радовать своих родителей своими результатоми в творческой и интеллектуальной...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Цель: Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией. Воспиты...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Цель: Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать п...