Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе.
картотека по развитию речи (младшая группа)

Кривенко Елена Александровна

Цель:

Развивать речевое внимание детей.

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать речевой аппарвт детей.

Развивать речевое внимание детей, речевое дыхание.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Картотека дидактических игр

по речевому развитию во второй младшей группе.

Воспитатель: Кривенко Е.А.

        Санкт-Петербург        

«Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют

часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак»!

  • Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

  • Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

«Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). « Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяетс

«Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю

губу (показ), нижнюю губу( показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: Вос-ль «Я  мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат.» Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек.(Воспитатель добивается, что бы дети по шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

«Кто как кричит? »

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки).

Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют

звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют

звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы

(переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет

сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют

звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он

чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко.

Как?

«Кто в домике живет? »

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко?) (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .

Отгадайте, кто в этом домике живет «мяу-мяу»? (произносит тихо) Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми

«Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Ход:Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц.

Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?

(Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А

это что? (Огурец.) Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор,

яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в

мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и

расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе.

Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он

зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это?

(Яблоко.) Он круглый, красный. Что это?  (Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя

голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он

круглый, красный.»

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.)

Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Ход: Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:-Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)

—  Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.) Вот наши ручки! -

Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки! Игра повторяется 2—3 раз.

«ЛОТО»

Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных ( в именительном и родительном падежах). Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

Ход: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

«ПОРУЧЕНИЯ»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

Ход:Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

— Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«МИШКА, ЛЯГ!»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.

Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

Ход:В        гости        к детям        приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет

выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.)

По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик».

Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.

«ПРЯТКИ»

Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Материалы: грузовик, мишка, мышка.

Ход: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки.

Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе.

Картотека дидактических игр  по речевому развитию  во  второй младшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе.

Устная речь — основной инструмент в жизни современного человека. Для развития грамотной речи у детей важно развивать навыки правильного произношения....

Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе

Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе...

Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе...

Картотека дидактических игр по развитию речи (вторая младшая группа.)

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей состав...