"Буква Ь как показатель мягкости согласного"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe_na_temu.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:
«Буква Ь как показатель мягкости согласного»
Подготовила воспитатель:
Александрова Т.М.
Тема: «Буква Ь как показатель мягкости согласного. Письмо изученных элементов. Мир породы»
Программное содержание:
- Повторить понятия «гласные звуки и буквы», «согласные звуки и буквы», «слог», «слова», «предложение»;
- Развивать умение делить слова на слоги;
- Продолжать работу по составлению предложений из заданных слов;
- Начать знакомство с буквой Ь, и его ролью в русском языке;
- Учить печатать изученные звуки, слоги, слова
- Развивать технику чтения;
- Развивать устную речь;
- Развивать мелкую моторику руки, внимание, мышление;
- Воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях
Методические приемы:
Воспитатель: У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. На уроке у нас гости. Давайте их поприветствуем и тихонечко займем свои места.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Чтение с доски
Коля гулять ходить расти
Поляна на улице собирать ягоды
Лена вместе красные
- Составление предложений.
Коля и Лена вместе гуляют на улице.
На поляне растут красные ягоды.
Лена и Коля собирают ягоды.
- Звуковой анализ слов
Поляна Улица
Коля Лена
- Определить местоположение букв П(поляна), Л(Коля), У(улица), А(Лена)
- Сколько слогов в каждом слове?
- Составление вопросов.
Марина купила желтые цветы.- Кто купил желтые цветы?
Марина купила желтые цветы.- Марина что сделала?
Марина купила желтые цветы.- Марина купила какие цветы?
Марина купила желтые цветы.- Марина что купила?
- Найдите в этом предложении предмет, действие, признак.
- Скажите это предложение в прошедшем, в настоящем, в будущем времени
- Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед , назад)
Шевельнулся , потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (покружиться)
- Работа по теме
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с двумя знаками Ь, Ъ.
Доскажите словечко и угадайте о чем пойдет сегодня разговор
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква…(мягкий знак)
Послушайте весёлые стихи.
Мягкий знак –хитрый знак. Был мягкий знак высоковат…
Не назвать его никак. Сказали буквы строго:
Он не произносится, -Эй, наклонись немного!
Почему у дома угол у так согнулся он, чудак,
Превратился сразу в уголь Что превратился в …твердый знак.
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
Различение звуков. Игра «Твердый –мягкий»
Воспитатель: Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твердый- мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зеленым кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет- твердый звук, зеленый цвет- мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.
[м]-[м,]
[п]-[п,]
[з]-[з,]
[т]-[т,]
Воспитатель: Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные произносились мягко? (мягкий знак)
Знакомство с новой буквой.
Воспитатель: Вот она буква Ь(мягкий знак). На доску вывешивается буква Ь.
Воспитатель: Вот для этого и служит буква Ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которое в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
Воспитатель: На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей)
Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.
Воспитатель: Давайте почитаем слова с Ь знаком:
День Пень Лось Олень Карась Рысь Осень
Воспитатель: А теперь попробуйте сделать звуковой анализ этих слов. Каждый выбирает одно слово.
Да мягкий знак- настоящий фокусник. В чем же заключается его фокус? Как произносили буквосочетания? (Иягко)
Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Слога- звуковой анализ слов «мел»- «мель»
Воспитатель: Но это еше не все фокусы мягкого знак. Внимание на доску.
На доске схемы двух слов.
-Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твердый, другой мягкий).
- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спрятолось в первой схеме.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)
(На доске над схемой выставляются буквы)
-Какую букву нужно поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко? (Поставить букву мягкий знак)
-Какие фокусы и превращения вы заметил? (Заменили твердый на мягкий –изменилось звучание слова и смысл).
- Что означает слово «мел»?
Мел- мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.
-Придумайте предложение. Например «Я пишу мелом»
-Что означает слово «мель»?
Мель- мелководное место в реке, водоеме.
«Мы плыли по реке на лодке и поплыли на мель».
-Что еще заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).
Воспитатель: Ребята, Ь знак не только смягчает согласные, но и меняет значение слова.
Вот, например:
УГОЛ-в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.
УГОЛЬ- ископаемое твердое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.
БЫЛ- слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошлом времени.
БЫЛЬ-то, что было в действительности, действительное происшествие.
ПЫЛ- сильный жарот огня. Пирожки с пылу с жару.
ПЫЛЬ-мельчайшие сухие частицы,носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
- Работа с конструктором.
Конструирование буквы Ь из толстой нити.
- Развитие мелкой моторики.
Заштрихуйте букву Ь простым карандашом. Объясните, почему мы взяли такой карандаш. (мягкий знак звука не обозначает). Напечатайте эту букву.
- Словарь осьминог.
Осьминог.
В океане живет чудо- юдо, у которого прямо из головы растет восемь ног! Называется оно осьминог. Залезает осьминог в нору, ноги наружу выставит т ощупывает все, что мимо плывет. Поэтому и называют его ноги щупальцами. Они сплошь покрыты присосками. Если уж присосется осьминог к чему-нибудь, ни за что не оторвешь. Раньше люди думали, что осьминоги нападали на корабли и людей. На самом же деле осьминог пуглив. Стоит только одному из подводных врагов подплыть поближе, как осьминог «выстреливает» в него чернилами. И пока удивленный враг соображает в чернильной воде, что же случилось, осьминог успевает удрать подальше! Он может раскрашивать себя в любой цвет и узор. На песке он желтый, а на газете- он полосатый, в белую и черную полоску.
- Прочитайте слово осьминог и скажите, какую роль выполняетв этом слове ь знак.
X. Итог.
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
-Что нового вы узнали?
-С какой буквой познакомились?
-Какую роль играет Ь в словах?
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь вам и нашим гостям занятие понравилось. Спасибо всем большое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков
Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...
Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»
Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....
Закрепление твёрдости-мягкости согласных звуков.
Методические рекомендации по логопедии...
Конспект ООД на тему: "Буква Ь как показатель мягкости согласного"
Материал для педагогов и родителей, как в игровой форме познакомить ребёнка-дошкольника с буквой Ь (мягкий знак)....
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Я,я - показатель мягкости согласных звуков» (февраль)
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по теме «Буква Я,я - показатель мягкости согласных звуков»...
Конспект на тему: «Буква Ь как показатель мягкости согласного звука»
Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным распространённым предложением; способствовать развитию звуко-буквенного анализа (различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие с...