План самообразования на 2019-2024 гг. На тему: Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей.
методическая разработка по развитию речи
В данной статье предоставлен план работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры .Цель: создание условий для активной с самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры. А так же имеется диагностический материалл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2019-2024gg.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Галиева Эндже Фирдинатовна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей»
Работа начата -01.09.2019 г.
Предполагается закончить -30.05.2024 г.
Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи: Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
Освоить современные технологии и методы организации игры.
Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.
Ожидаемый результат:
- Создание комфортабельной, уютной обстановки, насыщенной разнообразными игровыми материалами.
- Интерес детей к игре, к общему замыслу игрового сюжета. Самостоятельно отбирают и придумывают разнообразные сюжеты игр. Осуществляют перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность. Играют в коллективе сверстников, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи. Проявление собственной инициативы в использовании предметов- заместителей. Моделируют предметно- игровую среду.
- Повышение компетенции родителей о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду.
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.
Форма самообразования: индивидуальная (коллективная)
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
- посещение педсоветов, семинаров.
- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив.
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
Младший и средний дошкольный возраст 2019-2020 год
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | 1.Мониторинг. Анализ проблем. 2.Изучение методической литературы: ∙ Изучать и внедрять программу «Истоки» по всем образовательным областям. «Руководство играми детей в дошкольном учреждении» М.А. Васильева. «Развивающая предметно – пространственная среда» В.Ф. Сидоренко. «Психология игры» Д.Б. Эльконин. «Игровая деятельность в детском саду» Н.Ф. Губанова. «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях». А. В. Запорожец. «Новые сюжетно-ролевые игры для младших школьников» Н.В. Краснощекова. «Воспитателю о детской игре»- Д.В. Менджерицкая «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры» Е. И. Зворыгина, Н.И. Комарова «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду» – Н. Я. Михайленко; Н.А. Короткова. «Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста «– Н.В. Краснощекова Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч». Интернет ресурсы | Сентябрь – октябрь Постоянно Ноябрь- Май (2019-2020гг.) | 1. Анкетирование родителей «Особенности игровой деятельности детей» 2.Памятка для родителей «Советы родителям по организации игр с детьми дома». 3. Создание уютной комфортной обстановки, психологически максимально приближённой к домашней. |
Практический |
5. Изготовление маркеров игрового пространства и атрибутов для сюжетно- ролевых игр.
| Ноябрь- Май (2019-2020гг.) | 1. Родительское собрание в младшей группе «Время играть». 2. Работа с детьми по перспективному плану. 3. Показ сюжетно-ролевой игры с детьми «Медвежонок в гостях у детей» на методическом объединении. 4.Мастер класс по проведению сюжетно—ролевой игры «Морское путешествие» с родителями. |
Обобщающий | 1. Контрольный мониторинг детей. | Май (2020 г.) | 1.Отчет по теме самообразования на педагогическом совете. 2. Создание авторской программы «Сюжетно-ролевая игра как средство социально- личностное развитие ребенка» |
Для изучения уровня развития игровой деятельности у детей использовалась методика Д.Б. Эльконина «Уровни развития сюжетно-ролевой игры»
В начале учебного года у 10% детей был высокий уровень развития игровой деятельности, у 40% - средний и у 50% - низкий уровень развития игровой деятельности. Можно сделать вывод, что у большинства детей вариативность действий в игре была выражена слабо, в процессе игры они не пользовались речью и не использовали предметы-заместители. К концу учебного года у 35% был диагностирован высокий уровень развития игровой деятельности, у 55% - средний и у 10% - низкий.
Таким образом, к концу учебного года, благодаря планомерному и целенаправленному развитию игровой деятельности большинство детей проявляют интерес к игре, могут достаточно долго играть с сюжетными игрушками, а также проявляют самостоятельность игре: воплощают свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывают. У ребят ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Репертуар игровых действий богат и разнообразен. Дети придумывают новые варианты использования предметов, гибко варьируют их. Игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. Они используют предметы-заместители, при этом используют не только традиционные способы замещения, но и придумывают свои, подчас оригинальные, замещения, демонстрируя гибкость в изменении функций знакомых предметов, за которыми закреплен известный им способ действий. Благодаря всему этому, к концу раннего возраста дети могут самостоятельно брать на себя несложные роли, отступать от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывать собственный.
Старший дошкольный возраст 2021-2022- 2023 год
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | 1. Ммониторинг детей 2. Анализ создания предметно-игровой среды в группе. Учет гендерной специфики детей в игровой среде» 2.Изучение методической литературы: Изучать и внедрять программу «Истоки» по всем образовательным областям С.А. Соловей, Т.Н. Львова «Предметно-развивающая среда ДОУ» И.А. Булычева «Дневник воспитателя: развитие дошкольников в игре» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.В. Краснощекова «Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста» «Роль творческой игры в знакомстве с окружающей действительностью» журнал «Дошкольное воспитание» №6 2008г. «Сюжетно-ролевые игры на прогулке» журнал «Дошкольное воспитание» №1 2008г. «Современный дошкольник: особенности игровой деятельности» Е.И. Смирнова «Дошкольное воспитание» №4 2002г. Виноградова Т. А. «Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников» Антонова Т. В. «Особенности общения старших дошкольников со сверстниками». Интернет ресурсы | Сентябрь – октябрь Постоянно Ноябрь-Май (2021-2023гг.) | 1. Анкеты для родителей: «Особенности игровой деятельности детей». «Нравственное воспитание в сюжетно-ролевой игре».
2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе. |
Практический | 1. Обогащение предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми и атрибутами. 2.Создание маркеров игрового пространства для детей старшего дошкольного возраста. 3. Создание и обогащение макетов для сюжетно-ролевых игр. 4. Разработка перспективного планирования сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста. 5.Оформление папки «Играем вместе» 6. Составление консультационного материала для родителей: «Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?» Памятка для воспитателей «Организация сюжетно- ролевой игры в ДОУ» | Ноябрь- Май (2021-2023гг.) | 1. Родительское собрание в старшей группе «Игра не забава». 2.Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей» 3.Работа с детьми по перспективному плану. 4. Мастер класс с родителями «Космическое путешествие» 5. Открытый показ сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Морская экспедиция» 6. Презентация «Создание условий для сюжетно-ролевых игр» |
Обобщающий | 1. Контрольный мониторинг детей. 2. Оформление альбома «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ» | Май 2023г. | 1.Выступления на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей» 2.Размещение материала на сайте «Современная предметно- развивающая среда в группе». 3. Выпуск альбома «Я в профессии играю» 4. Печатание, обмен опытом в социальных сетях. |
Средний дошкольный возраст 2023-2024 год
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Подбор и изучение методической литературы, посещение информационных сайтов. Определение цели, задач. Подбор и разработка картотеки игр для развития коммуникативных качеств. Изучение методической литературы: Н.В. Краснощекова. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. «Развивающая предметно – пространственная среда» В.Ф. Сидоренко. «Игровая деятельность в детском саду» Помораева. «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях». А. В. Запорожец. «Новые сюжетно-ролевые игры для младших школьников» Н.В. Краснощекова. «Воспитателю о детской игре»- Д.В. Менджерицкая «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры» Е. И. Зворыгина, Н.И. Комарова Интернет ресурсы 2. Мониторинг детей.
| Сентябрь – октябрь Постоянно Ноябрь- Май (2023-2024гг.) | 1.Анкеты. 2.Конспекты образовательной деятельности. 3.Папка передвижка. 4. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. |
Практический | 1.Анкетирование родителей. 2. Составление перспективного плана работы по сюжетно-ролевой игре в средней группе. 3. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми «Супермаркет», «Салон красоты», «Моряки» 4. Рекомендации педагогам при организации сюжетно-ролевых игр 5. Составление консультационного материала для родителей: «Значение сюжетно – ролевой игры в жизни дошкольников», «Социализация детей через сюжетно – ролевую игру», «Сюжетно – ролевые игры или зачем играть с ребенком?». «Современные дети, современные игры» | Ноябрь- Май (2023-2024гг.) | 1. Родительское собрание в средней группе «Сюжетно-ролевые игры и их значение». 2. Работа с детьми по перспективному плану. 3.Мастер класс «Игрушки своими руками» 4.Мастер класс по проведению сюжетно—ролевой игры «Праздник в семье» |
Обобщающий | 1. Контрольный мониторинг детей. 2. Оформление книги «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей. | Май | 1.Отчет по теме самообразования на педагогическом совете. |
Итог.
К концу года дети неплохо справляются с игровыми сюжетно – ролевыми ситуациями, умеют играть самостоятельно, у них формируются навыки игрового взаимодействия друг с другом (в количестве 2-3 человек), дети находят общие интересы в определенной теме игры. Конфликтных ситуаций становится меньше, а если вдруг такая ситуация сложилась, то ее легко решить, найдя компромисс с помощью воспитателя или самостоятельно. Между детьми налаживаются доверительные, доброжелательные, познавательные, коммуникативные навыки общения.
Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми.
№ | Задачи | Методы и приемы |
1. | Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей о окружающей жизни. | *Рассматривание иллюстраций, фотографий. * Просмотр видеоматериалов. * Рассказ воспитателя. * Чтение художественной литературы. Отгадывание загадок. * Беседа. |
2. | Изучать интересы детей, их любимые игры. | * Наблюдение за игровыми объединениями детей. * Рисование на тему «Как мы играем». * Рисование на тему «Мои любимые игрушки». * Беседа на тему «Любимые игры». * Беседа на тему «Мои друзья». * Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду». |
3. | Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную базу» для игры. | * Рассматривание предметов, игрушек, предметов заместителей. * Рассказ воспитателя о предметах. * Беседа об использовании предметов, игрушек. * Беседа о хранении и размещении игрушек. * Изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок. * Внесение новых игрушек и предметов. |
4. | Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей. | * Предложение темы игры, новых сюжетов. * Обсуждение игрового сюжета. * Создание игровой воображаемой ситуации. * Создание игровой обстановки. * Разработка плана игры. * Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры. * Распределение ролей. Ролевое участие в игре. |
5. | Формировать специфические игровые умения. | * Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями. * Употребление условной игровой терминологии. * Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей). * Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой. |
Этапы работы педагога с детьми
Этапы | Мероприятия |
1 Этап. | Детальное изучение индивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностей каждого ребенка своей группы |
2 Этап | Разработка плана мероприятий с родителями, который позволил найти точки соприкосновения в воспитании и обучении детей, т.е. определить преемственность в семье и в детском саду |
3 Этап | Формирование у детей умений и навыков игрового взаимодействия посредством целенаправленного и планомерного руководства развитием сюжетных линий в ролевых играх. |
4 Этап | Отслеживание промежуточного результата с целью корректировки тактики проводимой работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Речевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей раннего возраста"
Разработка содержит систему работы по развитию речи детей раннего возраста...
Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС
В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре моделируются реальные от...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В жизни дошкольника игра занимает важное место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возрастаВысокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказал...
План по самообразованию по теме "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года...