Игры по развитию речи детей с ОВЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Речевое развитие ребенка происходит в процессе познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности всего педагогического коллектива, родителей и ребенка.
Известно, чем активнее работает мозг, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются(в случае детей с ОНР) или развиваются(при нормальном речевом развитии) речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации. Исходя из этого, мы стараемся дать детям как можно больше разнообразных знаний в пределах одной лексической темы и тем самым ,ускоряя развитие их речи и интеллекта. Для этого мы разработали разные игры и игровые приемы на одновременное развитие речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой и нравственной сфер.
В нашей работы по развитию речи и одновременно ознакомлению с окружающим миром поставлены следующие задачи:
-овладение детьми лексико-грамматическими формами языка.
-формирование знаний об окружающим мире и человеке как сложных и взаимосвязанных системах.
- развитие восприятия, памяти, внимания, воображения и мышления.
-моральное воспитание и формирование основ экологической культуры.
-развитие эмоционально-чувственной сферы: ощущения красоты окружающего мира и желания сохранить и умножить её ,выражения своего отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах и переживаниях.
Мне хотелось познакомить вас с рядом лексических и грамматических упражнений, которые используются нами в работе с детьми, имеющими ОНР и с успехом применяемые к детям с нормой речи.
Нами широко используется подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета, изучаемого по определенной теме (упражнения «Подбери слово», «На что похоже» и др.). Так, для характеристики предметов (с опорой на соответствующие картинки) детям могут быть предложены следующие слова: «дерево» (большое — маленькое, высокое — низкое, старое — молодое (деревце)), «дом»(одноэтажный -многоэтажный, кирпичный - деревянный, новый - старый и др. Выполнению этого упражнения может предшествовать задание типа: «Узнай, о чем это», когда дети по названным педагогом словам-определениям должны узнать объект, к характеристике которого эти слова подходят. Например:
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЛОВА
а) деревянный (каменный), одноэтажный - дом
б) деревянная, длинная - удочка
в) круглый, резиновый - мяч
г) круглое, румяное - яблоко
КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ
дом, карандаш, удочка, мяч, арбуз, яблоко и т.д.
2. Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наименований действия и наоборот (упражнение «Кому что нужно?» применительно к различным лексическим темам и др.).
3. Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (игра-упражнение «Скажи по-другому», «А как наоборот?», где к данным словам детям предлагается подобрать слова с противоположным значением и др.) Ниже я приведу примеры таких упражнений.
Например, упражнение «Скажи по-другому». Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым воспитателем словам-определениям. Предлагаемые слова:
а) прилагательные: невеселый (грустный), небольшой (маленький), храбрый (смелый);
б) наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело), опять (снова) и т.д.
К данным словосочетаниям (характеристика предмета) по образцу педагога детям предлагается подобрать синонимы, например:
Образец: невысокое дерево — низкое дерево; неширокая тропинка — узкая тропинка.
Составляем с детьми синонимические пары:
нехороший поступок (плохой поступок); нетрудная работа/задача (легкая работа/задача); неглубокий) ручей (мелкий ручей); недоброе лицо/дело (злое лицо/дело) и т.д.
Нравится детям и упражнение «Скажи наоборот», где используются разные части речи: слова-определения (признаки): большой (маленький), здоровый (больной), , первый (последний); мягкий (жесткий); бедный (богатый); слова-наименования (обозначающие явления и состояния): ночь, день, холод, жара; глагольная лексика: потерять( найти), ломать (делать), вошел (вышел), снять (повесить); наречия: холодно( жарко), высоко (низко), вверху (внизу), впереди (сзади), и т.д.
Интересно упражнение «Определи, о ком так можно сказать» (с использованием соответствующих предметных картинок)
Предлагаемые пары слов: храбрый — трусливый (лев — заяц); .большой(-ая) — маленький(-ая) (слон — мышь; ворона -воробей); хитрая — глупый (лиса — волк); ловкий — неуклюжий (кот — медведь) и т.д.
Подбор родственных слов, вариативных по значению (река - речка — реченька; лес — лесник — леший и др.).
Теперь остановимся на ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
Интересен для детей такой вид заданий как дополнение предложений нужным по смыслу словом (лексемой, словоформой). Для упражнения «Закончи фразу» могут быть использованы предложения типа: «В лесу растут г... и я...»; «На клумбе выросли красивые ц...»; «Топором рубят д...»; «Молотком забивают гво...»; Зимой на улице хо..., а летом...»', «Миша и Петя любят петь... пе...»; «Девочка качается на ка...» и др.- вариант, когда дети договаривают нужное слово по его первому звуку/слогу);
Могут быть использованы предметные или ситуационные картинки. «Цветы растут на/в ...»; «Кошка спряталась за/ в ...»; «Бабушка несет сумку с...»; «В саду растут...»; «Ребята пошли в лес... / на речку... (Зачем?); «Маша часто помогает маме...» (Что делать?) и т.д.
Или «Наступила осень. С деревьев падают... (листья). Небо закрыто низкими темными... (тучами). Часто идет... (дождь). Дует холодный сильный... (ветер). Ночи становятся... (длиннее), а дни... (короче). Выходя на улицу, люди одевают теплую... (одежду)» и т.п.
Очень полезно для усвоения грамматических категорий упражнение на составление словосочетаний из двух данных слов
Речевой образец: «Стакан, молоко. Стакан чего? -- Молока. Стакан молока». Составляемые словосочетания: стакан чая (кефира, сока); бутылка молока (воды, сока); кусок сыра (торта, мыла) и т.д. Во второй части задания детям предлагается составить предложения, используя данные словосочетания, например: «Мама купила бутылку молока»; «Саша выпил стакан сока» и др., а также упражнения на составление:
-предложений по данным словам (слова, в том числе в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем — в измененной последовательности), например: «Медведь, мед, сладкий, любит»; «Под, ноги, скрипит, снег, белый»; «Сосну, на, Петя, прибить, кормушка»; «Снежинки, легкие, падать, кружиться» и т.п.;
-предложений с данным словом (предложно-падежной конструкцией): «Под деревом» -- «на дереве»; «Перед домом» -«за домом»; «В воде» — «над водой» и т.д. Используются соответствующие предметные картинки, например: «скамейка» и «гнездо» или «гамак» и «птица»; «рыбки» и «бабочки» и др;
-предложений-ответов на вопросы «Подумай и ответь!»
Образец: «Куда можно повесить пальто?» -- «Пальто можно повесить в/на...».
Предлагаемые вопросы: «Куда можно положить книги?»; «Куда кладут обувь?»; «Кого можно увидеть в зоопарке?» и т.д.
Любят дети и упражнения для развития «поэтического слуха», в том числе на подбор рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе.
Например упражнение «Давай вместе расскажем веселые стихи» (дополнение предложений нужными по смыслу словами-антонимами). В качестве речевого материала можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Другое эхо».
А нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь... (низко).
Потом скажу я: «Далеко»,
И ты ответишь... (близко).
Скажу теперь я: «Потолок»,
А ты ответишь... (пол).
Скажу я слово «потерял».
Ответишь ты... («Нашел!»)
Теперь: «Начало», --я скажу,
«Нет, -- скажешь ты... («Конец!»)
Дополнительно мы используем составление словесной характеристики предметов, наблюдаемых во время прогулки или экскурсии (упражнение на составление словосочетаний и фраз — кратких характеристик-описаний растений, домашних животных и птиц, природных явлений /облака, дождь и т.п./); выполнение рисунков к характеризуемым предметам с последующим составлением фраз-высказываний по вопросам педагога.
Словесное творчество детей при выполнении этих заданий проявляется в нахождении слов и речевых выражений, как можно более точно отражающих содержание наглядных образов предметов и явлений, в конструировании словосочетаний и предложений. Регулярное выполнение ими упражнений на подбор синонимов и антонимов, эпитетов, сравнений, рифмующихся слов и др. не только способствует лучшему усвоению языковых средств образной выразительности, но и позволяет использовать полученные речевые навыки (словоизменения, употребления слов в разном значении) в дальнейшем, при составлении собственных рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"
Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Консультация для родителей на тему: «Игры для развития речи детей дошкольного возраста «Весело играем – свою речь развиваем» 2021год.
Весело играем – свою речь развиваем....
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.) Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...