Проект на тему: «Метод моделирование сказок, как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с помощью туннель бука»
проект по развитию речи (старшая группа)
Развитие речи у детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного обучения. Именно в этом возрасте закладывается и развивается основа грамотной и связной речи. Важную роль в развитии речи детей играют сказки. В этом проекте предполагаются различные формы и методы работы с народными сказками. Это рассказывание, пересказывание , игра в сказку. Проект предназначен для детей дошкольного возраста, воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида №168»
Советского района
Проект на тему:
«Метод моделирование сказок, как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с помощью туннель бука»
Подготовила :
Воспитатель: Фатыхова Анна Сергеевна
Казань,2019г.
Содержание:
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
4. Аннотация проекта
5. Этапы реализации проекта программы
6. План мероприятий
7. Ресурсы
8. Риски и пути преодоления рисков
9. Выводы
10. Литература
«Сказка-великая духовная культура народа,
Которую мы собираем по крохам,
И через сказку раскрывается перед нами
Тысячилетняя история народа»
Л.Н. Толстой
Введение:
Tunnel book переводится как книжный или бумажный тоннель. Это новая техника пока ещё не имеет аналога в русском звучании. Но суть её хорошо прослеживается из английского названия — «Тоннель» или «Туннель» — сквозное отверстие.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы- овладение родным языком,развитие речи является одним из главных в развитии ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Актуальность создания проекта
Метод моделирования- самый актуальный прием обучению пересказу. Сказка-это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Пересказ и моделирование помогают достичь особую непосредственность восприятия. Многие сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко.
Актуальность нашего исследования мы видим в том, что театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач- развитие речи так, как, в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Проект дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Занятия всегда носят нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т.е. может работать в режиме проектирования.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности с грамотно поставленной речью.
К.Д. Ушинкий писал:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету»
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для формирования навыков развития речи в НОД, путем пересказа средством моделирования техники «Туннель бук» .
Тактические цели:
- Создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
- Формирование навыков пересказа посредством моделирования русской народной сказки.
Задачи:
- Создать необходимые условия.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.
- Формировать умение пересказывать сказки.
Ожидаемые результаты:
- Повышение речевой культуры детей, взрослых (педагогов и родителей).
- Активная позиция со стороны родителей.
- Обогащение жизни детей разнообразными, нетрадиционными, активными формами организации деятельности.
- Положительная динамика в развитии речи детей, в формировании навыков пересказа.
- Заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
- Воспитание чувства дружбы и коллективизма
Продукт:
1.Театрализованная постановка- развлечение.
2. Уголок ряженья.
3. Новые туннель буки для театра.
Аннотация проекта
Развитие речи у детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного обучения. Именно в этом возрасте закладывается и развивается основа грамотной и связной речи. Важную роль в развитии речи детей играют сказки. В этом проекте предполагаются различные формы и методы работы с народными сказками. Это рассказывание, пересказывание , игра в сказку. Проект предназначен для детей дошкольного возраста, воспитателей и родителей.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1.Овладение выразительными средствами общения.
2.Обогащения словаря, образных выражений.
3.Содействие развитию монологической и диалогической речи.
Принципы проекта:
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Е. И. Тихеева, А.М. Леушина, А. М. Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развитие их речи.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018г. – апрель 2019 г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап(разработка проекта) | -определение проблемы; -постановка целей и задач; -сбор информации, литературы, доп.материала; -составление поэтапного плана работы; -диагностика «Выявление уровня сформированности навыков пересказа у детей»; - подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса формирования навыков пересказа. -подбор наглядно-дидактического материала | Сентябрь-ноябрь |
2. | Практический этап | -работа по плану с детьми, родителями, педагогами. -рассматривание иллюстраций к сказкам; -чтение сказок; -беседа о сказках; -проведение д/и ср/игр. -рисование иллюстраций к сказкам; -выполнение туннель бука | Декабрь-февраль. |
3. | Презентация проекта | Презентация «Туннель бука»(совместное творчество детей и педагога) Театрализация сказок. | Март-апрель |
План мероприятий.
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» Физмнутки. Подвижные игры. | НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры «Поход в театр» -Д/и «Угадай сказку», -Игра «Назови героя сказки» Беседа: "Для чего нужно читать сказки?" | |
3. | «Познавательное развитие» | Рассматривание картинок и иллюстраций. Беседа с детьми о прочитанных сказках | |
4. | «Речевое развитие» | Д/и «Расскажи сказку по картинке» «Сказка а сказкой» Чтение и обсуждение сказок. Сочинние сказок совместно с воспитателем и родителями) | |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование иллюстраций к сказкам. |
Ресурсное обеспечение проекта:
-альбом для рисования;
-бумага А4;
-фломастеры;
-схемы сказок;
-сюжетные картинки;
-иллюстрации к сказкам;
-атрибуты для театра: маски, музыкальные инструменты;
-фонограммы;
-аудиокниги;
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
Критерии оценивания проекта:
- Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
- . Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Риски и пути преодоления рисков.
Низкая активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Для устранения данного риска в проекте включены такие формы работы:
- индивидуальные консультации по теме проекта и родительские собрания в нетрадиционной форме;
- использование игровых приемов, сюрпризных моментов на занятиях и в мероприятиях;
- организация совместной деятельности детей и взрослых;
- организация выставок, создания книг. Изготовления атрибутов для театрального уголка.
- поощрительные – благодарственные письма, грамоты, призы.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с туннель бука некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей
детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
2.Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. - 1994.- №5.
3. Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
4. Программа воспитания в детском саду / Под ред. Г. И. Васильевой - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.
5. Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.
6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 244 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...
Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.
Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....
Сообщение на тему: "Труд в природе-как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Радость труда в природе -могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное чувство.»...
Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»
Из всех существующих приемов обучения связной речи эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...
Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»
Из всех существующих приемов обучения связной речи эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...
Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста" для педагогов детского сада...