Занятие по развитию речи в старшей и подготовительной группах
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Открытое занятие по развитию речи детей в старшей и подготовительной группах. Сочиняем сказку по мнемокартине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinyaem_skazku_zanyatie_osn.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Придумывание сказки по заданному сюжету с использованием мнемотехники»
Должность: воспитатель Башарова А.В
Место работы: «Староикшурминский детский сад»
Месторасположение: с. Старая Икшурма, Сабинский р-н.Р.Т
НОД по развитию речи в подготовительной группе
Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.
Задачи:
Учить: сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения.
Упражнять: в описании животного с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданной схеме; в словообразовании существительных с помощью суффикса —ищ.
Закреплять: знания о различии между рассказом и сказкой; знание букв.
Развивать: речевую активность, творческое мышление, фонематический слух.
Воспитывать: умение слушать других детей, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде.
Оборудование:
Иллюстрация «заяц», схема предложения, картинки: слон, коза, арбуз, зонт, кот, аист (д/у «Угадай 1-й звук»), буквы к слову СКАЗКА, чистые листы А-3 для мнемотаблицы, маркер; фотоаппарат, клубок – большой и маленький, карточки для взрослых с вопросами и микрофон для интервью, презентация. Волшебные предметы: Скатерть-самобранка, волшебная палочка и волшебный клубок.
Предварительная работа:
Чтение рассказов и сказок (народных и авторских), их сравнение.
Загадки «Узнай сказку», «Узнай сказочного героя».
Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Придумай продолжение», «А что если…».
Составление описательных рассказов по алгоритму.
Содержание организованной образовательной деятельности
В:Ребята, к нам сегодня пришли гости — журналисты газеты «Новости Старой Икшурмы». У них есть фотоаппарат, диктофон, блокноты, ручки чтобы записывать новости, брать интервью. Сегодня они получили задание — написать статью о жизни подготовительной группы в нашем саду. Вы готовы стать героями газеты? (ответы детей.).
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера
. Посмотрите , у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки).Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
- вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Не будет вам никаких сказок…
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо написать сказку самим, чтобы мы могли ее читать. А про кого будет наша сказка, вы узнаете, отгадав загадку.
Отгадайте загадку:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (заяц)
На экране выставляется изображение зайца.
Внимательно посмотрите на картинку, вспомните, что вы знаете о зайце и с помощью этой схемы расскажите о нем.
Выставляется схема — алгоритм: внешний вид, части тела, чем покрыто тело, чем питается, где живет, как называют детенышей, интересный факт об этом животном. Выслушивается один описательный рассказ. Если последний пункт вызывает затруднения воспитатель сам рассказывает какой-либо интересный факт о зайце (на выбор), например:
— в хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам прильнув к земле, обследует все вокруг, при этом оставаясь незаметным.
— в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма;
— во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились;
— для общения между сородичами зайцы используют свою «барабанную дробь», которую они выбивают лапками. Также, как слоны, зверьки топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята;
— зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают.
Вспомните сказки, в которых встречается заяц.
Какой в них заяц по характеру (добрый, доверчивый, трусливый, веселый). А в сказке «Заяц — хваста» он хвастливый. Вспомните, как он хвастался:
У меня не усы, а … (усищи).
У меня не глаза, а … (глазищи).
У меня не лапы, а … (лапищи).
Выставляется схема предложения.Каждой паре дается на руки мнемосхема «Расскажи о животном»
В: А теперь разделитесь на пары. Составьте по схеме предложение со словом «заяц». (Ответы детей).
Физминутка.
Ребята, вы уже знаете, что у зайца отличный слух, а у вас? Я буду тихо давать задания, а вы постарайтесь их выполнить.
Хлопните 3 раза.
Прыгните 4 раза.
Левая рука на правое плечо.
6 прыжков на месте.
5 приседаний.(повторяем 2 раза)
Молодцы, у вас тоже отличный слух.
Сегодня я хочу вас пригласить поиграть еще в одну игру, а какую вы догадаетесь, когда определите первые звуки в этих картинках и сложите из них слово.
Выставляются картинки слон, коза, арбуз, зонт, кот, аист, дети выкладывают слово СКАЗКА.
Чем отличается сказка от рассказа?
Какими словами обычно начинаются сказки?
Какие сказочные герои, которых на самом деле не бывает, встречаются в сказках? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Русалочка, Кикимора, Леший).
Какие волшебные предметы бывают в сказках? (волшебная палочка, клубок, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы).
Какими словами заканчиваются сказки?
Вы, наверное, уже догадались, что мы будем играть сегодня в сказку. Мы будем ее авторами. Какая сказка у нас получится — авторская или народная?
Авторы работают дружно? Перебивают друг друга? Зачем они слушают друг друга? Правильно, мы тоже поочереди будем сочинять одну сказку. Но вот проблема — вдруг мы сочиним сказку, а запомнить всю не сможем. Что надо сделать, чтобы потом все вспомнить? (Ответы детей).
Правильно. Мы нарисуем схемы — запоминалки. Работать мы будем в подгруппах. Чтобы разделиться, нам помогут волшебные предметы. Достаньте с коробочки волшебный предмет и подойдите к такому же столу (Дети распределяются по подгруппам, у кого какая картина, тот идет к столу, где лежит волшебный предмет)
Итак, авторы-сказочники — за работу. Нам нужно сочинить сказку про зайчика, у которого не было друзей. Придумайте, где он жил, какой он был, что с ним приключилось, чем закончилась история.
Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Какими словами мы начнем сказку? Какой был заяц? А по настроению? (грустный, потому что у него не было друзей).
Далее дети придумывают развитие сюжета, делают зарисовки в мнемотаблице.
Теперь, сказочники сядут на волшебный диван, а слушатели на свои стулья. Дети по очереди рассказывают сказки по мнемокартинкам.
Хорошая сказка у нас получилась. Как вы назовете вашу сказку?
- Ребята, вам понравилось играть в авторов сказочников?
Рефлексия.
А сейчас наши журналисты хотят взять у вас интервью.
Журналисты(гости семинара) задают вопросы:
— Кем вы сегодня были?
— О ком была ваша сказка?
— Как называется ваша сказка?
— Что вам понравилось больше всего?
Спасибо, ребята. Было очень интересно. В следующий раз мы поиграем в художников-иллюстраторов и нарисуем рисунки к нашей сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в старшей и подготовительной группе Тема: «Сказочное путешествие».
Основные задачи :1. Воспитательные:* создать хорошее настроение;* воспитывать доброту, чувство товарищества;* поощрять активность и самостоятельность.2. Образовательные:* обучение элементамтехни...
Конспекты занятий по развитию речи для старшей и подготовительной группы по лексическим темам
Конспекты занятий по развитию речи для старшей/подготовительной группы занятия по развитию речи...
Материал к занятию по развитию речи для старшей и подготовительной группе. Рассказ "Сердце матери".
Большая красавица береза росла в лесу с тремя совсем маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от паляще...
Игры на развитие речи в старшей и подготовительной группах
Цель: развитие внимания, развитие связной речи, звуковой культуры речи, развитие словаря дошкольника, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи...
Использование технологии синквейн для активизации и развития речи детей старшей и подготовительной группы
Материал можно использовать для обучения педагогов ДОО составлению дидактического синквейна и применению данного приёма в работе по развитию речи , памяти и ассоциативного мышления...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ)
ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ НАРАБОТКИ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, КОТОРЫЕ ВЫ СМОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СВОЕЙ РАБОТЕ ИЛИ, ВОЗМОЖНО, ОНИ НАТОЛКНУТ ВАС НА ЧТО - ТО НОВОЕ)) УДАЧИ!...
КОНСПЕКТ открытого занятия по развитию речи в старшей и подготовительной группе
обучение элементам техники выразительных движений: умению правильно выражать эмоции удивления, страха, грусти, радости посредством мимики; составлению предложений по схеме.развитие позн...