Проект "Масленица"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Бочагова Екатерина Алесандровна

МДОУ Детский сад №109 «Изюминка» г. Ярославля

 

 

 

Областной конкурс образовательных проектов

«Золотое кольцо России: путешествие сквозь время»

 

«Масленичная кукла Ярославна»

 

 

     Участники проекта:

Руководители проекта:  Бочагова Екатерина Александровна – учитель-логопед

                      Лебедева Марина Гурьевна – воспитатель

Орехова Екатерина Николаевна - воспитатель

Дрозденко Наталья Валерьевна – учитель-дефектолог

 

 

 

 

2017 год

Город Ярославль

Оглавление

 

Введение. 3

Основная часть. 6

Заключение. 10

Список использованной литературы для подготовки и проведения проекта: 11

 

Приложения:

Приложение 1. Сказка "Зима и Масленица"

Приложение 2. Выставка рисунков детей

Приложение 3. Фото из библиотеки

Приложение 4. Книга о Масленице для детей младшей группы

Приложение 5.       Из чего сделана масленичная кукла. Исследование ткани (эксперимент)

Приложение 6. Музыкальный репертуар

Приложение 7.  Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе

Приложение 8. Мастер класс по изготовлению куклы-оберега для младших классов представлен в виде презентации

Приложение 9. Фотографии с мастер- класса для младших ребят

Приложение 10.  Развлечение для детей младшей группы «В поисках Масленицы»

 

                                               

   

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема проекта – Масленичная кукла Ярославна.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица».

Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы прикасаемся к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Проект «Масленичная кукла Ярославна» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Цель: Познакомить с традициями народного праздника Масленица и его главным символом  – масленичной куклой по имени Ярославна.

Образовательные Задачи:

  1. познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
  2. познакомить с народными потешками, закличками, песнями;
  3. познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
  4. познакомить с технологией изготовления куклы – Масленицы;
  5. активизировать словарный запас дошкольников;
  6. познакомить детей с историей возникновения Главной Ярославской Масленицы страны.

Развивающие задачи:

  1. развивать у детей творческие способности и стремление к самостоятельному творчеству;
  2. развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;

Воспитательные задачи:

  1. формировать интерес к народным традициям через непосредственное участие в празднике;
  2. формировать любовь к родному городу Ярославлю и его традициям;
  3. воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.

Ожидаемые результаты:

  1. Владение информацией о истории  и технологии изготовления масленичной куклы;
  2. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  3. Владение знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляниях, играх и забавах праздника Масленицы.
  4. Повышение познавательного интереса к родной истории.
  5. Знакомство с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки и песни).
  6. Умение организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора.
  7. Умение использовать ИКТ технологии.
  8. Умение передавать накопленный полученный опыт детям младшего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В.Шафнер

 

               

Был солнечный февральский день. Маша сказала ребятам:

-Посмотрите какое солнышко! Прямо как блин! Большой, золотистый.

Паша подхватил Машины слова:

-Моя бабушка тоже блины печет. Она сказала, что скоро будет праздник- Масленица, и все будут угощать друг друга блинами.

-А моя мама сказала, что Масленица - это проводы зимы, -сказала Диана. Между ребятами завязалась оживлённая беседа. Каждый хотел рассказать то, что он знает о Масленице. Но, как оказалось, знали они немного.

-Марина Гурьевна,- сказала Оля -расскажите нам пожалуйста, что это за праздник такой- Масленица?

- Ну, слушайте ребята, раз вам интересно,- сказала Марина Гурьевна, и рассказала детям о том, что такое Масленица, об её традициях и показала иллюстрации масленичных кукол.

         И вот тогда ребята и узнали о древней традиции – сжигать масленичную куклу, чтобы снег поскорее растаял, и Весна вступила в свои владения. (Приложение 1) Послушав сказку, у Маши возник вопрос: где же взять масляную куклу? Нам захотелось узнать: как ее изготовить? Какие есть традиции? Как делали эту куклу раньше и как сейчас? А Матвей спросил: «А где живет красавица Масленица?»

 

Проблемный вопрос:

Какое значение несет в себе масленичная кукла?

Частные вопросы:

  • Зачем на Масленичной неделе – кукла Масленица?
  • Как выглядит масленичная кукла?
  • Из чего сделана масленичная кукла?
  • Как сделать масленичную куклу-оберег?
  • Где живёт Масленица?

 

 

 

Организация деятельности:

Частные вопросы

   Темы самостоятельных работ

Форма продукта проектной деятельности

Зачем на Масленичной неделе – кукла Масленица?

История возникновения праздника Масленица. Знакомство с традициями празднования.

 

Сказка о зиме и Масленице

Посещение библиотеки.

Презентация на тему: «Широкая Масленица».

 Выставка книг.

Изготовление книги о масленице для маленьких

Как выглядит масленичная кукла?

Виды масленичных кукол.

Организация выставки рисунков на тему:

« Масленица наша – нет тебя краше».

Из чего сделана масленичная кукла?

Материалы для масленичной куклы.

Экспериментирование на темы: «Свойства материалов, из которых изготовлена масленичная кукла».

Как сделать масленичную куклу-оберег?

Технология изготовления масленичной куклы.

 

Ручной труд «Изготовление масленичной куклы».

 

Составление творческих рассказов на тему «Моя кукла Масленица».

Создание презентации: «Этапы изготовления куклы».

Мастер- класс по изготовлению масленичной куклы для детей младшей группы.

Где живёт Масленица?

 Сценарий праздника с участием куклы Масленицы.

Речевой материал: потешки, заклички,загадки, песни.

Подвижные игры, хороводы, пляски.

Костюмы для праздника.

Развлечение для детей младшей группы «В поисках Масленицы».

 

Ребятам тут же захотелось нарисовать свою такую куклу. Впечатлённые беседой они принялись за дело. Вход шли карандаши, фломастеры и краски. Каждый создавал свою собственную, неповторимую масленичную куклу, которая по-весеннему передавала всю яркость настроения. (Приложение 2)

Вечером родителей ждал приятный сюрприз. Ребята встречали их с рисунками и вопросами. Им хотелось все больше и больше узнать про Масленицу.

Янина мама работает в библиотеке, и увидев такой живой интерес детей к этому празднику, она предложила:

– Приходите завтра к нам в библиотеку. Там вы сможете узнать много нового и интересного о масленице.

 О таком предложении можно было только мечтать. И ребята с радостью согласились. На следующий день, в назначенное время они уже были в библиотеке. (Приложение 3) Работники с душой и старанием подготовились к встрече, и рассказали ребятам об истории масленицы, ее корнях, традициях. Но самое главное, что узнали ребята, это то, что их родной город Ярославль является столицей этого народного праздника. Люди со всех Городов России приезжают сюда на проводы зимы.

- Теперь вы знаете что это за праздник масленица, – сказала Екатерина Александровна, выходя с ребятами из библиотеки.

- Как вы думаете, а малыши в нашем садике знают, что это за праздник? – спросила Оля, младшая сестрёнка которой ходила в соседнюю группу.

- А давайте приготовим им подарки на Масленицу и расскажем о том, что узнали в библиотеке – предложил Матвей.

Сказано – сделано. Не откладывая «в долгий ящик» ребята принялись за дело. Два дня кипела работа в группе "Василёк "детского сада №109.

Кто-то вырезал тематические картинки, кто-то клеил. Фантазия била ключом.

 Ребята сделали свою собственную книгу о Масленице для детей младшей группы (Приложение 4).

Каждый день в группе мы узнавали что-то новое: как выглядели масленичные куклы, из чего они были сделаны (Приложение 5), читали книги, рисовали, познакомились с традициями и обычаями масленой недели, слушали и пели песни, заклички и потешки (Приложение 6).

А еще ребята узнали, что одним из непременных атрибутов Масленицы является Домашняя Кукла Масленица. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую (высотой 20 – 25 сантиметров) соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Она считалась сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Масленицу нужно делать каждый год, делиться с ней своими горестями, бедами, проблемами, а потом в праздник бросить ее в масленичный костер, и тогда все горести улетят вместе с дымом! Масленицу нужно делать каждый год, делиться с ней своими горестями, бедами, проблемами, а потом в праздник бросить ее в масленичный костер, и тогда все горести улетят вместе с дымом! И ребята с удовольствием узнали из чего делается кукла домашняя масленица и как ее делать (Приложение 7).

А у Оли была еще маленькая сестренка, которой было интересно, чем ребята занимаются. Когда Оля принесла домой куклу-оберег сестренка попросила научить ее тоже делать такую куклу. Ну конечно Оля не могла ей отказать. Когда Олина сестрёнка принесла куклу в садик, девочки тоже захотели такую куколку. И тогда ребята с помощью воспитателей сделали мастер-класс для них на компьютере (Приложение 8), и помогли желающим ребятам младшей группы создать уникальную масленичную куклу-оберег  (Приложение 9).

Родители ребят, уже который день наблюдая за тем, с таким азартом они готовятся к празднику, решили тоже сделать им сюрприз. Соблюдая традиции Масленицы, они сделали великолепное чучело, которое, по народному обычаю было сожжено в праздничный день.

К сожалению, в этот день малыши не смогли прийти на праздник. Поэтому, было решено привести праздник к ним.

Хорошенько подготовившись, нарядившись в костюмы скоморохов, ребята устроили настоящий концерт.  Песнями и плясками провожали зиму ребята вместе с малышами. Частушками и потешками они зазывали весну. (Приложение 10)

Каждый из малышей был рад получить в подарок настоящий символ народной Масленицы. А после праздника, они все вместе пили чай с блинами, которые специально для них испекла бабушка Паши.

Теперь ребята не понаслышке знали, что это за праздник. И каждый из них гордился, что смог подарить его другим.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате реализации проекта его цель была достигнута, задачи решены. Ребята узнали не только много новых и интересных фактов, но и непосредственно на практическом уровне смогли реализовать поставленные нами задачи. Ребята заинтересовались  новой для них темой и самостоятельно проявили инициативу по ознакомлению детей младший группы с праздником масленицы, развитию у них творческих способностей и народных традиций.

Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость, подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы для подготовки и проведения проекта:

1. Весна – красна, ты на чем пришла? М.: Издательство «Белый город», 2012.-143с.

2. Волков М.В. Ярославль. Город мастеров. М.: Издательство «Белый город»,2004.-11с.

3. Детский журнал «Мурзилка» №2, М. 2012

4. Детский журнал «Смешарики» статья Масленица. М. 2008.-16с.

5. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники – Ярославль: Академия развития: 2000.-160с.

6. Интернет ресурсы (статьи, иллюстрации, песни, сценарии)

7. Межиева М.В. Праздники на Руси. М.: Издательство «Белый город» 2006.-47с.

8. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. Пензулева Л.И. М.: Гуманит.изд.центр «Владос», 2001г.

9. Праздник круглый год. Стихи к любимым праздникам. М.:ООО «Издательство Оникс», 2007.-143с.

10. Праздники народов России. Энциклопедия./Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.-103с.

11. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О.Л., Маханева М.Д. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2004г.

12. Роман-газета Детская 2, 2012. Статья Аполлона Коринорский «Честная госпожа Масленица»

13. Сказочная кладовая детского фольклора «Во поле береза стояла». Русские народные песни Н. Астахова. М.: ООО «Белый город», 47с.

14. Смарагдова М.П. Рассказы о Ярославле.- Ярославль: Издательский дом «Ярослав Мудрый», 2012.-160с.

15. Ярославль 1000-Летний. Я.: ТФИ-Пресс, 2007.-152с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №109 «Изюминка» г. Ярославля

Областной конкурс образовательных проектов

«Золотое кольцо России: путешествие сквозь время»

«Масленичная кукла Ярославна»

     Участники проекта: Золотникова Ольга, Белякова Яна, Балахонова Мария, Мущинин Павел, Хитров Матвей, Третьякова Диана

Руководители проекта:  Бочагова Екатерина Александровна – учитель-логопед

                      Лебедева Марина Гурьевна – воспитатель

Орехова Екатерина Николаевна - воспитатель

Дрозденко Наталья Валерьевна – учитель-дефектолог

2017 год

Город Ярославль

Оглавление

Введение        3

Основная часть        6

Заключение        10

Список использованной литературы для подготовки и проведения проекта:        11

Приложения:

Приложение 1. Сказка "Зима и Масленица"

Приложение 2. Выставка рисунков детей

Приложение 3. Фото из библиотеки

Приложение 4. Книга о Масленице для детей младшей группы

Приложение 5.       Из чего сделана масленичная кукла. Исследование ткани (эксперимент)

Приложение 6. Музыкальный репертуар

Приложение 7.  Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе

Приложение 8. Мастер класс по изготовлению куклы-оберега для младших классов представлен в виде презентации

Приложение 9. Фотографии с мастер- класса для младших ребят

Приложение 10.  Развлечение для детей младшей группы «В поисках Масленицы» 

                                               

   

Введение

Тема проекта – Масленичная кукла Ярославна.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица».

Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы прикасаемся к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Проект «Масленичная кукла Ярославна» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Цель: Познакомить с традициями народного праздника Масленица и его главным символом  – масленичной куклой по имени Ярославна.

Образовательные Задачи:

  1. познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
  2. познакомить с народными потешками, закличками, песнями;
  3. познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
  4. познакомить с технологией изготовления куклы – Масленицы;
  5. активизировать словарный запас дошкольников;
  6. познакомить детей с историей возникновения Главной Ярославской Масленицы страны.

Развивающие задачи:

  1. развивать у детей творческие способности и стремление к самостоятельному творчеству;
  2. развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;

Воспитательные задачи:

  1. формировать интерес к народным традициям через непосредственное участие в празднике;
  2. формировать любовь к родному городу Ярославлю и его традициям;
  3. воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.

Ожидаемые результаты:

  1. Владение информацией о истории  и технологии изготовления масленичной куклы;
  2. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  3. Владение знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляниях, играх и забавах праздника Масленицы.
  4. Повышение познавательного интереса к родной истории.
  5. Знакомство с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки и песни).
  6. Умение организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора.
  7. Умение использовать ИКТ технологии.
  8. Умение передавать накопленный полученный опыт детям младшего возраста.

Основная часть

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В.Шафнер

        

Был солнечный февральский день. Маша сказала ребятам:

-Посмотрите какое солнышко! Прямо как блин! Большой, золотистый.

Паша подхватил Машины слова:

-Моя бабушка тоже блины печет. Она сказала, что скоро будет праздник- Масленица, и все будут угощать друг друга блинами.

-А моя мама сказала, что Масленица - это проводы зимы, -сказала Диана. Между ребятами завязалась оживлённая беседа. Каждый хотел рассказать то, что он знает о Масленице. Но, как оказалось, знали они немного.

-Марина Гурьевна,- сказала Оля -расскажите нам пожалуйста, что это за праздник такой- Масленица?

- Ну, слушайте ребята, раз вам интересно,- сказала Марина Гурьевна, и рассказала детям о том, что такое Масленица, об её традициях и показала иллюстрации масленичных кукол.

        И вот тогда ребята и узнали о древней традиции – сжигать масленичную куклу, чтобы снег поскорее растаял, и Весна вступила в свои владения. (Приложение 1) Послушав сказку, у Маши возник вопрос: где же взять масляную куклу? Нам захотелось узнать: как ее изготовить? Какие есть традиции? Как делали эту куклу раньше и как сейчас? А Матвей спросил: «А где живет красавица Масленица?»

Проблемный вопрос:

Какое значение несет в себе масленичная кукла?

Частные вопросы:

  • Зачем на Масленичной неделе – кукла Масленица?
  • Как выглядит масленичная кукла?
  • Из чего сделана масленичная кукла?
  • Как сделать масленичную куклу-оберег?
  • Где живёт Масленица?

Организация деятельности:

Частные вопросы

   Темы самостоятельных работ

Форма продукта проектной деятельности

Зачем на Масленичной неделе – кукла Масленица?

История возникновения праздника Масленица. Знакомство с традициями празднования.

Сказка о зиме и Масленице

Посещение библиотеки.

Презентация на тему: «Широкая Масленица».

 Выставка книг.

Изготовление книги о масленице для маленьких

Как выглядит масленичная кукла?

Виды масленичных кукол.

Организация выставки рисунков на тему:

« Масленица наша – нет тебя краше».

Из чего сделана масленичная кукла?

Материалы для масленичной куклы.

Экспериментирование на темы: «Свойства материалов, из которых изготовлена масленичная кукла».

Как сделать масленичную куклу-оберег?

Технология изготовления масленичной куклы.

Ручной труд «Изготовление масленичной куклы».

Составление творческих рассказов на тему «Моя кукла Масленица».

Создание презентации: «Этапы изготовления куклы».

Мастер- класс по изготовлению масленичной куклы для детей младшей группы.

Где живёт Масленица?

 Сценарий праздника с участием куклы Масленицы.

Речевой материал: потешки, заклички,загадки, песни.

Подвижные игры, хороводы, пляски.

Костюмы для праздника.

Развлечение для детей младшей группы «В поисках Масленицы».

Ребятам тут же захотелось нарисовать свою такую куклу. Впечатлённые беседой они принялись за дело. Вход шли карандаши, фломастеры и краски. Каждый создавал свою собственную, неповторимую масленичную куклу, которая по-весеннему передавала всю яркость настроения. (Приложение 2)

Вечером родителей ждал приятный сюрприз. Ребята встречали их с рисунками и вопросами. Им хотелось все больше и больше узнать про Масленицу.

Янина мама работает в библиотеке, и увидев такой живой интерес детей к этому празднику, она предложила:

– Приходите завтра к нам в библиотеку. Там вы сможете узнать много нового и интересного о масленице.

 О таком предложении можно было только мечтать. И ребята с радостью согласились. На следующий день, в назначенное время они уже были в библиотеке. (Приложение 3) Работники с душой и старанием подготовились к встрече, и рассказали ребятам об истории масленицы, ее корнях, традициях. Но самое главное, что узнали ребята, это то, что их родной город Ярославль является столицей этого народного праздника. Люди со всех Городов России приезжают сюда на проводы зимы.

- Теперь вы знаете что это за праздник масленица, – сказала Екатерина Александровна, выходя с ребятами из библиотеки.

- Как вы думаете, а малыши в нашем садике знают, что это за праздник? – спросила Оля, младшая сестрёнка которой ходила в соседнюю группу.

- А давайте приготовим им подарки на Масленицу и расскажем о том, что узнали в библиотеке – предложил Матвей.

Сказано – сделано. Не откладывая «в долгий ящик» ребята принялись за дело. Два дня кипела работа в группе "Василёк "детского сада №109.

Кто-то вырезал тематические картинки, кто-то клеил. Фантазия била ключом.

 Ребята сделали свою собственную книгу о Масленице для детей младшей группы (Приложение 4).

Каждый день в группе мы узнавали что-то новое: как выглядели масленичные куклы, из чего они были сделаны (Приложение 5), читали книги, рисовали, познакомились с традициями и обычаями масленой недели, слушали и пели песни, заклички и потешки (Приложение 6).

А еще ребята узнали, что одним из непременных атрибутов Масленицы является Домашняя Кукла Масленица. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую (высотой 20 – 25 сантиметров) соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Она считалась сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Масленицу нужно делать каждый год, делиться с ней своими горестями, бедами, проблемами, а потом в праздник бросить ее в масленичный костер, и тогда все горести улетят вместе с дымом! Масленицу нужно делать каждый год, делиться с ней своими горестями, бедами, проблемами, а потом в праздник бросить ее в масленичный костер, и тогда все горести улетят вместе с дымом! И ребята с удовольствием узнали из чего делается кукла домашняя масленица и как ее делать (Приложение 7).

А у Оли была еще маленькая сестренка, которой было интересно, чем ребята занимаются. Когда Оля принесла домой куклу-оберег сестренка попросила научить ее тоже делать такую куклу. Ну конечно Оля не могла ей отказать. Когда Олина сестрёнка принесла куклу в садик, девочки тоже захотели такую куколку. И тогда ребята с помощью воспитателей сделали мастер-класс для них на компьютере (Приложение 8), и помогли желающим ребятам младшей группы создать уникальную масленичную куклу-оберег  (Приложение 9).

Родители ребят, уже который день наблюдая за тем, с таким азартом они готовятся к празднику, решили тоже сделать им сюрприз. Соблюдая традиции Масленицы, они сделали великолепное чучело, которое, по народному обычаю было сожжено в праздничный день.

К сожалению, в этот день малыши не смогли прийти на праздник. Поэтому, было решено привести праздник к ним.

Хорошенько подготовившись, нарядившись в костюмы скоморохов, ребята устроили настоящий концерт.  Песнями и плясками провожали зиму ребята вместе с малышами. Частушками и потешками они зазывали весну. (Приложение 10)

Каждый из малышей был рад получить в подарок настоящий символ народной Масленицы. А после праздника, они все вместе пили чай с блинами, которые специально для них испекла бабушка Паши.

Теперь ребята не понаслышке знали, что это за праздник. И каждый из них гордился, что смог подарить его другим.

Заключение

В результате реализации проекта его цель была достигнута, задачи решены. Ребята узнали не только много новых и интересных фактов, но и непосредственно на практическом уровне смогли реализовать поставленные нами задачи. Ребята заинтересовались  новой для них темой и самостоятельно проявили инициативу по ознакомлению детей младший группы с праздником масленицы, развитию у них творческих способностей и народных традиций.

Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость, подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Список использованной литературы для подготовки и проведения проекта:

1. Весна – красна, ты на чем пришла? М.: Издательство «Белый город», 2012.-143с.

2. Волков М.В. Ярославль. Город мастеров. М.: Издательство «Белый город»,2004.-11с.

3. Детский журнал «Мурзилка» №2, М. 2012

4. Детский журнал «Смешарики» статья Масленица. М. 2008.-16с.

5. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники – Ярославль: Академия развития: 2000.-160с.

6. Интернет ресурсы (статьи, иллюстрации, песни, сценарии)

7. Межиева М.В. Праздники на Руси. М.: Издательство «Белый город» 2006.-47с.

8. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. Пензулева Л.И. М.: Гуманит.изд.центр «Владос», 2001г.

9. Праздник круглый год. Стихи к любимым праздникам. М.:ООО «Издательство Оникс», 2007.-143с.

10. Праздники народов России. Энциклопедия./Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.-103с.

11. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О.Л., Маханева М.Д. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2004г.

12. Роман-газета Детская 2, 2012. Статья Аполлона Коринорский «Честная госпожа Масленица»

13. Сказочная кладовая детского фольклора «Во поле береза стояла». Русские народные песни Н. Астахова. М.: ООО «Белый город», 47с.

14. Смарагдова М.П. Рассказы о Ярославле.- Ярославль: Издательский дом «Ярослав Мудрый», 2012.-160с.

15. Ярославль 1000-Летний. Я.: ТФИ-Пресс, 2007.-152с.