Использование фольклора в развитии речи у детей младшего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)

Ревенко Елена Владимировна

Речь - ведущий процесс психического развития ребека. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому, проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Фольклор (англ.folk-lore – «народная мудрость») – один из видов словесного, музыкального народного творчества. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи - своем будущем.С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки.

Речь-ведущий процесс психического развития ребенка. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому, проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Устное народное творчество (народные песни,  потешки, пестушки, колыбельные) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в непосредственной деятельности, так и в совместной деятельности детей младшего возраста.

С их помощью можно развивать:

- фонематический слух

-грамматический строй речи

- звуковую культуру речи

- обогащать словарь

Знакомство с детским фольклором развивая речь, попутно формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе, помогает в формировании культурно-гигиенических навыков. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

С помощью  фольклора взрослый довольно легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Не секрет, что особое значение потешки, песенки представляют в первые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению со сверстниками и, потому, находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт между воспитателем и малышом. Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя, потешка способна погасить в нём отрицательные эмоции, отвлечься и успокоится.

Такие потешки, как:

«- Мальчик – пальчик, Где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел»,

а также «Ладушки – ладушки» или «Сорока – сорока» помогают наладить эмоциональный контакт между воспитателем и малышом. Ребёнок отвлекается от своих переживаний, успокаивается. А в его глазах «загорается» огонёк любопытства: «Что же будет дальше?».

Разученные тексты нужно озвучивать с соответствующей интонацией: колыбельную произносить нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой.

Реакция малышей на потешки неодинакова. Один ребёнок успокаивается при чтении потешеки «Пальчик – мальчик». Другого можно увлечь потешкой про игрушку:

«Динь – дон, динь – дон,

Где-то слышен перезвон,

Погремушки у ребят

Очень весело звенят»

ИЛИ:

«Я – рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла,

И в ямку – бух!»

В общении с каждым ребёнком необходим индивидуальный подход. Чтобы создать радостное настроение необходимо учитывать индивидуальные особенности малыша.

При помощи потешек у детей легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. Потешка вовлекает его в мир нового, интересного, незнакомого. Приучая детей регулярно мыть руки, можно пользоваться потешками: Аи, лады, не боимся мы воды…», «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется…», «Водичка…». Положительные эмоции дети испытывают, слыша слова:

«Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток».

 Создавать положительный эмоциональный фон во время приёма пищи могут помочь игры с приговорками, например:

«На плите сварилась каша,

Где большая ложка наша?»,

ИЛИ:

«Умница Катенька,

Ешь кашу сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!»

ИЛИ:

«Вот тарелочка пуста,

Улыбается она».

И  малыши станут стараются, чтобы и у них тарелочка улыбалась.

«Вот как дети держат ложку,

Набирают понемножку.

Платье, скатерть не марай,

Рот салфеткой вытирай».

Эта потешка поможет воспитывать у детей навыки пользования салфеткой во время еды.

Не все малыши охотно ложатся спать. Но  есть и на этот случай потешка, которая поможет, успокоить малыша:

«Баю – баю – бай,

Ты, собачка не лай!

Белобока, не скули,

Мою дочку не буди!»

ИЛИ:

«Спят котята на окошке,

Спит собака на дорожке,

Спят козлята на лугу,

Солнце рыжее в стогу,

Спи, Валюшка, ты устала,

Песню я начну сначала».

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами. Поэтому для создания непринуждённой обстановки можно воспользоваться такой потешкой:

«Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая»

ИЛИ:

« Что случилось у Маринки?

Перессорились ботинки

Друг от друга отвернулись,

Рассердились и надулись

Поменяли их местами,

Перестали дуться сами!»

ИЛИ:

«Таня варежку надела.

«Ой, куда я пальчик дела?

Пальчик в домик не попал!»

Таня варежку сняла,

Таня пальчик свой нашла».

         Существуют потешки, которые помогают целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Так, например, если выглянуло солнышко,  можно обратить  на это внимание дететй  и полюбоваться лучами солнца, приговаривая:

 «Солнышко, Солнышко,

Колоколнышко,

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!»

Попал на стену солнечный луч, и сразу можно рассказать малышам потешку про солнечного зайчика:

«Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!»

Проводя сюжетно - ролевую игру «Чаепитие», есть потешка, которая помогает выступить в роли хозяйки, которая приглашает ребят пить чай:

«Дверь открою, стану звать,

Деток чаем угощать».

Зазывалочка способствует привлечению детей к игре и формированию культурного поведения за столом.

В формировании навыков самообслуживания, умении ухаживать за игрушками может помочь потешка:

«Постираем кукле платье,

Чисто, чисто!

А расчёску возьмём

И причёску наведём».

Уборка игрушек – процесс скучный. Но если из уст взрослого слышны зазывалочки, потешки, способствующие формированию аккуратности, порядка такие, как

«Ну, теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно,

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть».

Тогда уборка игрушек из скучного занятия превращается в привлекательное.

 Целенаправленное и систематическое использование фольклора создает необходимые основы для  развития речи детей младшего возраста, а так же помогает овладеть разными видами деятельности, первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности, легче и с большим удовольствием усваивать все навыки самообслуживания и гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии движений у детей младшего дошкольного возраста

Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые. Для поддержания интереса детей к занятиям физической...

Проект "Фольклор. Использование Фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

quot;Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества средствами музыкально - театрализованной деятельности и изоб...

Фольклор в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста.

Делимся опытом. Использование нетрадиционных методов на занятиях по речевому развитию.  В нашей группе для занятий фольклором  создана книга потешек из фетра на основе материалов методи...

«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста»

В данном материале дана подробная информация о работе с мнемодорожками и мнемотаблицами. Информация будет полезна как для педагогов, так и для родителей....

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей младшего возраста

И фольклор, и подвижная игра могут быть использованы воспитателем в разные моменты педагогического процесса: как в режимных моментах (утренняя гимнастика, прогулка, самостоятельная...