Пальчиковые игры
материал по развитию речи (средняя группа)
Пальчиковые игры — это самый верный способ развить у детей речь и моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры — это самый верный способ развить у детей речь и моторику. Игры способствуют развитию и формированию кисти рук и установки речи. Словесная речь у ребенка начинает свое развитие, когда движения рук и пальчиков имеют точные действия. Кисти рук малыша подготавливают основу для связности будущей речи, развитию точных действий пальцев ладони, а также синхронизации рабочих действий полушарий головного мозга.
Дело в том, что в правой части мозгового полушария у человека возникают образы предметов и явлений, а в левой части они вербализируются в словесные выражения. Происходит этот процесс благодаря связующему фактору между левым и правым полушариями. Чем выше умственное развитие, тем быстрее и чаще проходят нервные импульсы, повышается уровень концентрации внимания.
С помощью проведения такого рода игр происходит формирование взаимоотношений малыша со взрослыми. Дети с радостью повторяют за взрослыми движения и тексты. Содержание пальчиковых игр может быть разнообразным: это могут быть считалочки, игры на внимательность, игры-забавы.
Детям в возрасте 4-5 лет можно самим выполнять игры в виде скороговорок с поочередным загибанием пальцев. Проговаривать скороговорки или рифмованные строки в играх пальчикового типа нужно с разной интонацией, сопровождая синхронными движениями. Пальчиковая игра способствует развитию творческих наклонностей у ребенка, и в случае, если малыш сам придумывает движения, под текст, похвалите его за смелость и идею.
Для привлечения внимания детей можно использовать во время пальчиковой игры музыкальное сопровождение. Занятия с пением не только заинтересует малышей, но и позволит проводить игры с большей эффективностью, создавая новые виды игровых упражнений.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр.
Перед началом игры с ребенком постарайтесь обсудить правила действий с воспроизведением необходимых жестов, движений. Это позволит подготовить ребёнка к правильным движениям и создаст необходимое эмоциональное настроение.
Как правило, дети начинают проговаривать текст частично, но при постепенном разучивании текста дети произносят его полностью с правильно выполненными движениями. Наиболее полюбившиеся детям игры можно оставить в своих занятиях и выполнять их по желанию малышей.
Не ставьте перед детьми сложные задания, так как внимание ограничено, и большой объем упражнений может снизить интерес к играм. Стимулируйте детей к подпеванию на занятиях и не делайте замечаний, если что-то повторяется неправильно. Поощряйте успехи!
Примеры пальчиковых игр.
"Зайчик и колечко".
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашёл колечко.
А колечко непростое -
Блестит, словно золотое.
(Пальцы в кулачок. Выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны - ушки у зайчика. Затем большой и указательный пальцы соединить в кольцо. Остальные пальцы развести в стороны).
"Ладонь-кулак".
Хочешь? Тоже делай так:
То ладонь, а то кулак.
(руки положить на стол, ладони прижаты, одновременно сжать два кулачка, разжать пальцы и прижать к столу; для усложнения увеличить темп)
"Яблонька".
У дороги яблонька стоит
(руки сплести над головой, пальцы разжаты),
На ветке яблочко висит
(сложить запястья вместе).
Сильно ветку я потряс
(руки над головой, движения вперед-назад),
Вот и яблочко у нас
(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко),
В сладко яблочко вопьюсь
(соединить запястья, ладони развести),
Ах, какой приятный вкус.
"Черепаха".
Шла по полю черепаха ( пальчиками передвигаем по столу)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат).
Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание – указательным пальцем)
"Десять пальцев".
Десять пальцев у меня, сколько же умею я!!!
(показываем пальцы)
Если хочешь - покажу и про это расскажу.
Кулаки могу сжимать (сжимаем кулачки),
А потом их открывать (разжимаем кулачки).
Я могу переплести (перекрещиваем пальцы),
А могу и спрятать (заводим за спину),
Полетать могу пустить (вытягиваем руки наверх),
А потом и падать (наклоняемся, доставая руками пол).
А потом сложу тихонько на коленях как котёнка
(на коленях - лодочкой, вкладывая одну руку в другую).
"Паучок".
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
(руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил
(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение),
Паучков на землю смыл
(хлопок ладонями по столу/коленям).
Солнце стало пригревать
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками "солнышко светит")
Паучок ползёт опять.
А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.
(действия аналогичны первоначальным "паучки" ползают).
"Ладошки".
Ладошки вверх, ладошки вниз.
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
(движения по тексту)
"Лодочка".
Долго лодочку качало. Ветер стих, и лодка встала.
(ладонь руки вверх, сложить пальцы "лодочкой", плавно двигать кистью вправо-влево)
"Совушка-сова".
Ах ты, совушка - сова
(приложить руки к глазам, сделать "очки"),
Ты, большая голова! (руки поднять)
Ты на дереве сидела, головою ты вертела (покрутить головой),
Во траву свалилася (уронить руки на колени),
В яму покатилася! (убрать руки с колен, уронить их в "яму").
"Гости".
К Кате гости прибежали (бежим пальчиками по столу или по полу),
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора (соединяем большой и указательные пальчики),
Здравствуй Жанна (большой и средний),
Рад Серёжа (большой и безымянный),
Рада Снежана (большой и мизинец).
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок?(2 кулачка ставим друг на дружку).
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку),
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки).
Все стряхнули быстро крошки. И захлопали в ладошки!
"Мышка".
Мышка в норку пробралась ("шагать" двумя пальчиками по столу),
На замочек заперлась
(зацепить друг за друга указательные пальцы обеих рук, как цепочку).
В дырочку глядит
(сделать колечко из большого и указательного пальцев и посмотреть в колечко),
Кошка не бежит?
(ладонь руки поднести ко лбу, и посмотреть из-под нее вдаль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...