Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи"
консультация по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_razvitii_rechi_detey_soobshchenie_dlya_roditeley_na_saty_sada.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Одна из основных составляющих правильное развитие ребенка - развитие его речи.
Порою умственно и психически правильно дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребенок часто болеет и отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т.д. С такими детьми требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители.
Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей?
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Важная роль в овладении ребенком речью, в правильном своевременном усвоении звуков, принадлежит слуху. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (громко включенное радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.
Необходимо беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
В общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить искаженно, употреблять усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Читая дома ребенку книгу, рассказывая сказку, рассматривая иллюстрации, родители часто задают ему вопросы по содержанию сказки (рассказа), иллюстрации. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. Можно отложить на некоторое время ответ на этот вопрос, чтобы иметь время на подготовку к ответу. Тогда ребенок получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. А это послужит еще одним способом влияния на развитие правильной речи ребенка.
Связная речь ребенка развивается в постоянном языковом общении. Детям присуща потребность поделиться своими мыслями, переживаниями. Установлено, что внимание взрослого к тому, что рассказывает в данный момент ребенок, заинтересованность разговором существенно влияют на развитие речевой активности.
Знакомя ребенка с окружающим миром, расширяя его мировоззрение, приучая обозначать все словом (названия, действия), вы оказываете содействие формированию мышления и удовлетворению потребности в языковом общении. Ребенок стремится говорить так, чтобы его понимали и поощряли за это.
Взрослому, который общается с малышом, в первую очередь вам, родителям, следует учитывать, что всестороннее развитие речи является непременной предпосылкой успешного обучения в школе, усвоения грамоты.
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
1. Подбор к предмету действий глаголов
Что делает солнце? Дождь? Ветер? Снег? Мама?
2. Добавление пропущенных слов
Я хочу рисовать, мне нужен... (карандаш). Почтальон принес... (письмо, газету).
Такие игры развивают речь, расширяют запас слов, учат правильно подбирать нужные слова.
3. Правильное построение предложений
Мама пошла магазин... (зачем?) Мальчик взял лыжи и пошел... (куда? зачем?) Мы пойдем гулять, если... Все сняли зимнюю одежду, так как...
Более взрослым детям можно загадывать загадки. Поиграйте с вашими детьми!
Для развития речи с детьми можно играть в различные словесные игры, которые не требуют создания специальной обстановки и не требуют много времени.
Для развития словаря различных частей речи можно использовать упражнения типа: «Зимние» слова», «Сладкие» слова»,
«Стеклянные» слова» (деревянные, пластмассовые и т.п.), «Вежливые» слова», «Веселые» слова», «Спортивные» слова» и другие. «Магазин обуви (одежды, мебели и др.)».
Со словами-антонимами и синонимами: «Мальчик (девочка) наоборот», «Дружные» слова», «Добрые» слова», «Сердитые» слова».
Вычленять в разнообразных предметах их части «Кто больше назовет деталей (частей)».
Развитие грамматического строя речи: «Кто что умеет делать?» («Что умеет делать кошечка?»).
«Измени словечко» - развивает у ребенка умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и т.д.
Согласовывать существительные с числительными: «Посчитаем - поиграем» - взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными (ведро - одно ведро, два ведра, пять ведер и т.д. до 10).
Упражнять ребенка в составлении простых и распространенных предложений: «Молчун и говорун» - один игрок задает основу предложения, а другой - расширяет основу, как только может. (Растет дерево. - В лесу растет раскидистое дерево. В глухом лесу в самой чаще растет сказочное дерево.)
Фонематический слух - выделение первого звука, последовательность звуков, деление слова на слоги и определение последовательности слогов.
«Так и не так» - правильное и неправильное использование ударений. Использование чистоговорок и скороговорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация"О роли родителей в развитии речи ребенка"
На что стоить обратить внимание родителей в развитии речи ребенка в семье....
Консультация "О роли родителей в развитии речи детей"
Консультация "О роли родителей в развитии речи детей"...
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...
Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."
Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...