Упражнения для развития речевого дыхания.
картотека по развитию речи (средняя группа)
С самого раннего возраста необходимо развивать речевре дыхание у детей. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения интонации и выразительности. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Нарушается плавность речи. Часто такие дети не договаривают слова и произносят их шепотом. Необходимо научить ребенка делать правильно вдох и выдох, при этом расходовать воздух экономно.Для этого разработано множество игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей. Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, могут вызвать головокружение.Поэтому такие занятия и игры нужно ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechevogo_dyhaniya.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития речевого дыхания
«Дровосек»
Цель: развитие речевого дыхания
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
«Вьюга»
Цель: развитее речевого дыхания
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у... Свистит ветер: с-с-с-с... Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш... Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«На берегу моря»
Цель: развитее речевого дыхания
Представить себя на берегу моря... Закрыть глаза... Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с... Ветер песню напевает: с-с-с-с... И
песочек рассыпает: с-с-с-с...
«Эхо»
Цель: развитее речевого дыхания
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио...и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».
«Пузырь»
Цель: развитее речевого дыхания
Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с... или ш-ш-ш..., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)
«Ворона»
Цель: развитее речевого дыхания
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»
«Приятный запах»
У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.
«Кто дольше сможет подуть на листики?»
У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.
"Снегопад".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони
"Кораблик".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
«Губная гармошка».
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
«Свеча».
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
«Капитаны»
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры:
На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.
«Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:
Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони До Волги-реки!
«Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
«Футбол»
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков. Губы вытянуты трубочкой. Струя воздуха должна быть непрерывной и длительной.
«Бабочка»
Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать натку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребёнка. Взрослый и ребёнок произносят приговорку:
Бабочка-коробочка,
Полети на небко,
Там твои детки –
На берёзовой ветке!
Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребёнок делает длительный плавный выдох.
«Птицеферма»
Вдох носом, на одном выдохе произнести слоги: га-га-га, ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-ря, куд-куда. Произносить 2-3 раза, постепенно увеличивая до 5-6 раз.
«Одуванчик»
Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть.
Произносить на одном выдохе:
Ау-ау-ау-ау
Уа-уа-уа-уа
Иа-иа-иа-иа
Ай-ей-ай-ей
Ой-ёй-ой-ёй
Ту-ту-ту-ту-ту-ту
Ва-ва-ва-ва-ва-ва
Фу-фу-фу-фу-фу-фу
Пи-пи-пи-пи-пи-пи
Ко-ко-ко-ко-ко-ко
На ёлке удод, под ёлкой енот.
Аля ахала, а Оля охала.
И я иду, и Юля идёт.
Это эхо, эхо это.
Иголки у ёлки, колки иголки.
У Тани ноты, у Тони боты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения для развития речевого дыхания
Упражнения для развития речевого дыхания Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звуко...
Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса
Игры, направленные на развитие речевого дыхания...
Игры и упражнения для развития речевого дыхания
Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Дидактический материал собран в картотеку. В играх указана цель, необходимое оборудование, ход игры....
Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста
Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....
Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.
Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....