Конспект по развитию речи Карлсон идёт в школу
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Карлсон идёт в школу»
Провела: Дежнева Л.А.
Цель: Совершенствовать слуховое внимание, восприятие и активизировать речь детей.
Задачи: Учить точно охарактеризовать предмет. Учить подбирать звуки и определять последовательность их в словах. Правильно строить схему предложения. Учить находить слова с противоположным значением.
Развивать способность воспринимать и совершенствовать диалогическую речь детей. Помогать детям правильно строить высказывания.
Воспитывать устойчивый интерес к книгам, к поэтическому слову, к эстетическому восприятию художественного произведения.
Методы и приёмы: Объяснение, рассказ, художественное слово, игровые приемы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, поощрение, контроль, положительная оценка.
Оборудование: Костюм Карлсона, школьные принадлежности (канцтовары, рюкзак, письмо, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия :
В группу под музыку вбегает Карлсон: Здравствуйте ребята - Вот вы и выросли. Теперь самые старшие в детском саду и скоро пойдёте в школу. Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Что на ваш взгляд необходимо будущим школьникам? (Напомнить что желательно употреблять в речи такие формы общения как: «Я думаю что…», «Мне кажется что…»)
(Ответы детей: внимательно слушать, правильно отвечать, хорошо читать, красиво и без ошибок писать).
Воспитатель: - Карлсон тоже решил пойти в школу вместе с вами. Давайте ему поможем собрать в рюкзак все необходимые школьные принадлежности. Нам надо учиться работать не отвлекаясь, быть самостоятельными и внимательными. Справитесь? Давайте проверим.
(Дети подходят к столу с разными школьными принадлежностями, игрушками, называют их, необходимое для школы складывают в рюкзак.)
(Садятся за столы.)
Воспитатель-Карлсон: - Посмотрим как вы справились с заданием, ничего не забыли, а может положили лишнее. (Дети говорят, для чего нужны те или иные предметы.)
Воспитатель Карлсон: - А сейчас вам надо внимательно слушать и слышать. Ведь с давних пор люди учились, приобретали знания, накапливали опыт, учили своих детей, выражали всё в пословицах и поговорках. Мы с вами тоже знаем много пословиц, вспомните их и скажите. (Ответы детей)
• Век живи, век учись.
• Грамоте учиться-всегда пригодиться.
• Много хочешь знать, меньше надо спать.
• Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
• Не украшай платье, украшай ум.
• Неграмотный - что слепой.
• С книгой поведёшься - ума наберёшься.
• Ученье - лучшее богатство.
• Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
• Учиться всегда пригодиться.
• Учиться никогда не поздно.
• Хорошая книга – лучший друг.
• Чтение – лучшее учение.
Воспитатель Карлсон: - Вы знаете, что речь состоит из предложений, а предложения из чего состоят? (Из слов, слова из букв.) Надо составить схему предложения – «Книги лучшие друзья.», а один ребёнок будет работать у доски. (Дети берут карандаши и самостоятельно рисуют графическую схему предложения.) Но раньше первобытные люди не могли разговаривать, они издавали только звуки, которые слышали от животных, в природе. Дети вспомните, как завывает ветер? (у-у-у). Как он шумит в листве деревьев? (ш-ш-ш). Как капает дождь? (кап-кап). Шумит чайник? (с-с-с). Тикают часы? (тик-так). А как рычит тигр? (р-р-р). Пищит комар? (з-з-з). (Ответы детей.)
- Я предлагаю сделать звукобуквенный разбор слова - «книга». (Гласные звуки отмечаем красным цветом, согласные твёрдые звуки синим цветом, мягкие-зелёным.)
-Дети вы видите что природа, звери, люди издают разные звуки. Звучание звуков разное (громко и тихо). И слова звучат громко и тихо. А теперь послушайте стихотворение.
Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит, И мышь шурша в нору спешит,
А там сидят и шуршат Шесть шустреньких пушистеньких мышат.
-Догадались, какие звуки чаще встречаются в этом стихотворении?
(Дети:ш-ш-ш.)
-Поэтому стихотворение как бы шумит, шуршит.
А теперь послушайте другое стихотворение, задание будет тоже, только сейчас мы встанем, и будем делать движения соответствующие словам этого стихотворения. (Физкультминутка)
Левой, правой! Левой, правой!
На парад Идёт отряд.
На парад Идёт отряд.
Барабанщик Очень рад:
Барабанит, Барабанит
Полтора часа Подряд!
Левой, правой!Левой, правой!
Барабан Уже дырявый!
-А это стихотворение звучит громко, раскатисто, потому что в нём много громких звуков (р-р-р).
Воспитатель: -Молодцы, вы хорошо научились слушать и слышать. Посмотрите, пока мы проводили физкультминутку, нам пришло письмо от Буратино, но я не могу понять, что он написал, он перепутал все слова. Он же не пошёл учиться в школу, а повернул к театру. Помогите мне, исправим его ошибки. Нужно подобрать слова с противоположным значением (читаю письмо, а дети исправляют ошибки).
Досвидания ребята!
Читает вам письмо Мальвина. Мне крокодил Гена подарил серебряный замочек, и я его нашёл. Помогите мне его потерять.
Здравствуйте!
(Здравствуйте ребята. Пишет вам письмо Буратино. Мне черепаха Тортилла подарила золотой ключик, и я его потерял. Помогите мне его найти. До свидания.)
(Дети исправляют слова на противоположные по значению.)
Воспитатель:-Вы хорошо справились с заданием. Были внимательными. Все ошибки исправили, а ключик так и не нашли. Давайте отыщем золотой ключик, поможем Буратино.
-Перед вами лежат листочки. Необходимо найти дорогу к золотому ключику и заштриховать его слева направо, выступать за контур нельзя. Но прежде чем приступить к работе проведём пальчиковую гимнастику.
«В школу»
В школу осенью пойду,
Там друзей себе найду (дети «шагают» пальчиками по столу).
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать (дети загибают по одному пальчику на обеих руках).
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду.
- А теперь приступайте к работе. (Дети самостоятельно выполняют задание).
Обобщающий вывод:- Сегодня на занятии мы с вами говорили о звуках и буквах. Составляли схемы предложения и делали фонетический разбор слова. Слова бывают похожие и различные по звучанию. Слова бывают противоположные по значению, бывают короткие и длинные. Вы правильно выполняли все задания, красиво штриховали, были внимательные. Я считаю, что вы настоящие школьники.
Сюрпризный момент Карлсон угощает детей вареньем и прощается с ними
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи "Маша идёт в школу"
Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи "Маша идёт в школу"...
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....
Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи "Маша идёт в школу"
Это занятие проводиться в конце учебного года для определения освоения учебной программы по развитию речи....
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествуем по морю"
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе...
Конспект по развитию речи «Весна идёт»
Задачи. Обучающие: Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны. Учить составлять предложения, выражающие причину или цель действия. Учить детей пересказывать р...
Конспект окрытого занятия по развитию речи "Маша идёт в школу" для подготовительной группы.
В рамках преемственности школы и детского сада была проведена ООД "Маша идёт в школу". Дошколята познакомили Машу с днями недели,часами и дружно с помощью конструктора "Лего" постр...