Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Обобщение и систематизация знаний детей о весне, диких и домашних животных,птиц и деревьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi_detey.docx | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия занятий по развитию речи детей
в средней группе детского сада
- Тема: Конспект по з.к.р. «Путешествие в необычный лес» (обогащение словаря).
- Тема: Занятие по развитию речи в средней группе "Где же прячется Весна"
- Тема: Литературная викторина по русским народным сказкам.(развитие связной речи).
- Тема: Конспект занятия с использованием фольклора на тему: «Царство растений. Весна.» (формирование грамматического строя речи).
- Тема: Конспект занятия на тему: «Цветик - Семицветик» (формирование грамматического строя речи).
Конспект по з.к.р. «Путешествие в необычный лес» (средняя группа)
Программное содержание:
Закрепить знания детей о звуке «с»;
Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звука «с» - «с*»;четко произносить этот звук, изолированно, в словах и во фразовой речи.
Учить детей правильно произносить звук; развивать речевое дыхание;
Развивать слуховое внимание; умение определять по тембру голоса; способствовать воспитанию интонационной выразительной речи.
Воспитывать желание заниматься на занятии, внимательно слушать воспитателя.
Материал:
Картинки-потешки: гусак, сорока, сом, абрикос, фасоль . Предметы: стакан, совок, сахарница, лиса, колес , корзинка.
Словарь:
Сыромятный, гусак, скипучий, сатин, фасоль, соколята.
Организация детей и методика проведения занятия:
Воспитатель:
- Ребята давайте отправимся в необычное путешествие и поедем на необычном поезде.! Поезд отправляется.
Дети встают друг за другом, имитируя поезд.
Поезд катится по рельсам
Поезд быстро мчится
Остановка. Сосны. Лес.
Выходи на букву «эс».
- Ребята первая остановка в лесу. Она называется «Угадай-ка».
Воспитатель ставит перед детьми корзину.
- Ой! Ребята, посмотрите, кто-то в лесу оставил корзину. А что же в ней есть?
Воспитатель предлагает детям четко и громко называть предметы.
- стакан, совок, сахарница, колесо и т.д.
Из чего сделал предмет?
Стакан сделан из стекла.
Совок сделан из пластмасса.
Скамейка сделана из досок.
Сок сделан из абрикоса.
Кекс сделан из теста.
Суп сделан из фасоли.
Сосиски сделаны из мяса.
Салат сделан из свеклы.
Косынка сделана из сатина.
Соус сделан из сметаны.
- Молодцы! Все хорошо рассказали про предметы. А теперь поезд трогается.
- Приближаемся к станции «Веселый зоопарк». Послушайте, кто в нем живет?
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Перед ними картинка с изображением сороки.
Семь суток сорока
Старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные
Сшила.
Сказала со смехом
Соседка синица.
- Стать самой скрипучей
Сорока стремиться.
- Давайте все вместе скажем:
«Стать самой скрипучей сорока стремиться.»
Воспитатель незаметно даёт одному из детей игрушку и предлагает по очереди спрашивать:
«Са –са-са, у кого лиса?»
Он встаёт, показывает игрушку и говорит:
«Са-са-са, у меня лиса».
«Са-са-са, у Светы лиса».(т.д.)
- Молодцы!
Упражнение «Громко — шепотом»
«Са-са-са — прилетела к нам оса».
«Су-су-су — кот прогнал осу».
«Са-са-са — там летит оса».
«Су-су-су — я боюсь осу».
Са – са – са – под кустом сидит лиса
Су – су – су – мы увидели лису
Сы – сы – сы – лиса хочет колбасы
Си – си – си – ей кусочек отнеси.
- Послушайте и посмотрите, какие есть птички в веселом зоопарке.
Воспитатель показывает картинку с изображением птичек.
Сидит сокол в гнезде
А около – соколята этого сокола.
Соколята смирно сидите,
Со скалы вниз не соскользните.
- Понравилась потешка про сокола с соколятами? Давайте все вместе расскажем ее.
Чтение потешки.
А теперь представим, что мы птички и поиграем.
Физминутка:
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
- В птичек поиграли, а в «веселом зоопарке» живет еще одна семейка. Посмотрите.
Дети садятся на свои места. Воспитатель показывает картинку с изображением гусыня с гусятами. Чтение с детьми знакомой потешки.
Воспитатель:
Шлёпают гуськом
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусаком
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.
А теперь поезд трогается и поет свою песенку:
Мы ехали, мы пели
и с песенкой смешной
все вместе как сумели
приехали домой.
- Вот поезд привез нас обратно, домой.
А в корзинке для вас сюрприз.
Самоанализ
В нашей группе по списку 27 детей. Из них: 14 девочек, 13 мальчиков. На занятии присутсвовало18 детей.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Задачи:
Закрепить знания детей о звуке «с»;
Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звука «с» - «с*»;четко произносить этот звук, изолированно, в словах и во фразовой речи.
Учить детей правильно произносить звук; развивать речевое дыхание;
Развивать слуховое внимание; умение определять по тембру голоса; способствовать воспитанию интонационной выразительной речи.
Воспитывать желание заниматься на занятии, внимательно слушать воспитателя.
Для реализации образовательных задач и областей мной были использованы все группы методов: (наглядный, словесный) и были взаимосвязаны.
Во время проведения занятия, учитывала индивидуальные возможности детей.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
На каждый момент занятия были подобраны наглядные материал, соответствующие атрибуты, эстетическое оформление , которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности .Их размещение и использование было рациональным, продуманным . На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Занятие проходило в соответствии Сан Пина. Длительность занятия 20 минут.
Быстрая смена деятельности в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом разделе занятия были использованы движения. Использование потешки, стихотворений, физминутки.
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, использовались вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось. Продолжить работу над артикуляционным произношением звука «с – с*».
Занятие по развитию речи в средней группе "Где же прячется Весна"
Программное содержание.
- Обобщить и систематизировать знания детей о весне, диких и домашних животных, птицах и деревьях
- Активизировать словарный запас – грач, подснежник, закличка.
- Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
- Приобщать к русскому фольклору.
Предварительная работа:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику. Чтение стихов про весну, заучивание и отгадывание загадок, знакомство с литературными и фольклорными произведениями о весне.
Работа с родителями:
Беседа с детьми о приходе весны, прогулка в весенний лес. Поделки к выставке «Весеннее настроение»
Материал:
демонстрационные картинки диких и домашних животных, птицах, деревья (дуб, берёза, клён), листья, письмо, запись «голоса леса». Подарочные весенние наклейки.
Организация детей и методика проведения занятия:
Дети входят в группу, рассаживаются полукругом, воспитатель читает стихотворение:
«Весна»
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Сюрпризный момент:
(Стук в дверь)
- Войдите! (входит почтальон с сумкой)
- Здравствуйте, ребята, я принёс вам письмо. Получите.
- Спасибо, уважаемый почтальон (к детям). Сейчас прочитаю, что там написано?
«Здравствуйте, ребята. Пишет Вам ранняя весна. Мне очень хочется поиграть с вами в прятки. Приглашаю вас в лес, поискать меня, мои следы, мои приметы, то есть то, что вы приметите, увидите, то что бывает весной».
- Ребята , поиграем с Весной, пойдём в лес, искать весенние приметы?
- Да
- Весна нам предлагает отгадать загадки:
Тает снежок,
Ожил лужок.
Ночь убывает,
День прибывает.
Когда это бывает?»
(Весна)
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в..
(ручей)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит...
(капель)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький...
(подснежник)
Светит сверкает
Всех согревает
(солнце )
- Ребята, Весна нас пригласила в лес. А в лесу сейчас холодно или тепло?(ответы детей)
Игра - имитация "одеваемся на прогулку"
Мы пойдем гулять с тобой.- "Пробегают" указательными средними пальцами по бедрам.
Я надену куртку, - Проводят ладонями от плеч по груди вниз.
Я надену шапку, - Двумя руками поглаживают голову.
Я надену шарфик - Поглаживают шею одной ладонъю, другой ладонью.
А на ножки надену сапожки. - Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую.
- Мы отправляемся в лес. А вот и тропинка, ведущая в лес.
-Ребята послушайте голос леса.(запись)
- А теперь подойдите сюда. Посмотрите , что это. (конверт). Весна для вас подготовила задание ( картину о весне на фланелеграфе, из отдельных элементов). Посмотрите и скажите, все ли весна сделала верно?
Дидактическая игра «Что не так?»
Дети отмечают, что здесь неправильно: весной нет плодов на деревьях - (убираем); весной заяц серый, а не - белый (заменяем), на деревьях нет листьев (убираем дерево с желтыми листьями), и т. д.
- А теперь еще посмотрим, что там есть в конверте? (иллюстрации с деревьями)
Игра “С какого дерева листок”
- Нужно помочь Весне надеть деревья в листву. Только у каждого дерева свой лист: у берёзы – берёзовый лист, у липы – липовый, у дуба – дубовый).
- Воспитатель достает из конверта рисунок птицы.
- Что за птица? (Грач). Где была? (В тёплых странах)
В народе так и говорят: «Увидел грача, весну встречай». Значит прилёт грачей – ещё одна весенняя примета! В старину при виде грача люди кричали закличку, весну звали.
Закличка « Прилетели три грача ».
Прилетели три грача, (помахать ручками как крыльями)
Принесли три ключа (показать ключики)
Закрывайте зимушку, (ручки к себе)
Открывайте весну!!!!! (ручки раскрыть)
- Я знаю, что вы знаете загадки о птицах. (Дети загадывают загадки, говорят зимующая или перелетная она)
-Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? (Ворона)
Любо-дорого взглянуть,
Птичка - красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)
" Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец! " –
Пел у скворечника
(скворец)
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (синица)
- Ребята, а зимой как вы помогали птицам? (Мы делали кормушки, и подкармливали их) Почему? (Потому что они сами не смогут найти себе корм, так как везде снег лежит)
- Из конверта достает животное (Медведь)
Физкультминутка «Медведь и заяц».
У медведя дом большой, (развести руки в стороны)
А у зайца – маленький (руки свести вместе)
Наш медведь пошёл домой, (имитируют походку медведя)
А за ним и заинька. (руки на поясе, прыжки).
Мы медведя провожаем и занятье продолжаем.
- Что он весной медведь делает? (Просыпается и начинает искать себе пищу) (На столе лежат вперемешку дикие и домашние животные)
Игра “Кто, где живет”
- Ребята, почему диких животных называют дикими?
- Ребята, почему домашних животных называют домашними?
Дидактическая игра «Весенние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с весной. (Снежинка, тепло, капель , санки, сосулька, жара, рукавички, ромашки, снеговик, почки, листопад, солнце, Снегурочка, персики, ручей, дождь, загорать, метель, грачи, лыжи).
(стук в дверь) Входит Весна с лукошком. Молодцы. Вот вы и разгадали все мои загадки.
Вам понравились они? (Да). Что больше всего понравилось?
Сюрпризный момент.
Литературная викторина по русским народным сказкам. (средняя группа)
Программное содержание:
Закреплять знания о русских сказках.
Развивать связную речь , обогащение словаря.
Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия животных, уточнить значение обобщающего слова «дикие» и «домашние» животные.
Грамматика: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.
Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, заучивание наизусть эпизодов
Материал:
- Сундук, фланелеграфе
- Предметные картинки (с изображением сказочных героев, животных, сказочных предметов),
- Звукозаписи (сказочная музыка).
- Русский народный костюм.
Организация детей и методика проведения занятия:
Ведущему нарядиться в русский народный костюм.
Слова ведущего:
- Здравствуйте, ребята! Я бабушка-сказка, пришла к вам в гости из далекой страны русских народных сказок.
- Я смотрю вы все ребятки добрые, хорошие и наверное веселые, умеете петь и плясать?
- А пришла я узнать, хорошо ли вы знаете сказки?
Ведущий читает отрывок из сказки:
- Принялись они бревна носить, доски пилить, новый дом строить лучше прежнего.
Ведущий спрашивает:
- Ребята, а из какой это сказки?
Одновременно ведущий показывает иллюстрацию и говорит:
- Ребята, а кто в теремок пришел последним?
А хотите послушать песенку про теремок и кто знает ее подпевайте.
Ведущий включает музыку. Дети водят хоровод и поют.
Далее ведущий задает загадку:
- Прыгает ловко, любит морковку.
Одновременно показывает иллюстрацию плачущего зайки.
Ведущий читает:
- Сидит зайка, плачет, лапкой слезы обтирает.
Ведущий спрашивает:
- Ребята, а какую вы знаете сказку про зайку?
Одновременно показывает иллюстрацию плачущего зайки.
Ведущий читает:
- Кто поступил плохо? Как вы думаете, почему наш зайка плачет?
- Ребята давайте развеселим зайку и поиграем в игру « Заинька с нами поиграй-ка».
Вместе с детьми ведущий поет и водит хоровод.
Ведущий читает и одновременно показывает на фланелеграфе иллюстрации к каждому четверостишью:
- Тень-тень потетень
Выше города плетень
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Идет инсценировка силами детей.
Похвалялась лиса:
- всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- поди, догоняй-ка!
Похвалялся волк:
- Я зубаст и ловок!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Ведущий спрашивает:
- Ребята, в какой сказке мы встречаемся с этими зверями?
Ответы детей.
Ведущий предлагает:
- Ребята, а давайте станем колобками и споем его песенку.
Ведущий включает музыку. Дети поют и танцуют.
Ведущий показывает иллюстрации: медведь с коробом, в коробе Машенька.
- Как называется эта сказка?
Ведущий читает:
- Идет медведь между елками, бредет между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел, шел, устал и говорит:
-А что говорит медведь?
Идет инсценировка силами детей.
- А что отвечает Маша?
Ведущий предлагает:
- Ребята, давайте поиграем в игру: « у медведя во бору».
Идет игра.
Ведущий спрашивает:
- А скажите мне, как заканчивается сказка?
Ведущий говорит:
- А сейчас я вам загадаю последнюю сказку и посмотрю – хорошо ли вы знаете ее.
Ведущий читает:
- Жил-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай, себе приговаривает:
- Петя не торопись!
- Петя не торопись!
Ведущий спрашивает:
- Ребята, из какой это сказки?
- Слушался ли петушок?
Ведущий говорит:
- Понравились вам сказки – русские народные?
Все, вы, молодцы, все сказки знаете, все отгадали.
Я очень рада, пойду в свою страну сказок и расскажу всем сказочным героям, чтобы они пришли к таким хорошим ребятам в новых сказках. До свидания, до скорой встречи!
Конспект занятия с использованием фольклора на тему:
«Царство растений. Весна.» (средняя группа)
Программное содержание:
Закрепить знания детей о травах и цветах, которые растут на территории детского сада.
Рассказать детям о Красной книге растений, в которую занесены редкие и исчезающие виды.
Познакомить детей с историей растений, их легендами.
Развивать и активизировать словарь детей.
Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
Подготовка к занятию:
Иллюстрации с изображением цветов: подорожника, ландыша, мать-и-мачехи, одуванчика.
Грамзапись музыки со звуками природы.
Организация детей и методика проведения занятия:
Дети сидят за столами. Воспитатель вносит посылку.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам в группу прислали посылку. Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель достает иллюстрации.
Воспитатель:
- Я поняла от кого эта посылка. Ее прислала Фея Цветов.
Воспитатель читает письмо:
- Милые друзья! Хочу познакомить вас с удивительным царством – царством растений! Удивителен мир цветов! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, сказка, свои праздники.
Воспитатель показывает иллюстрации.
Воспитатель:
-«Кто любит цветы, тот не может быть злым»,- гласит венгерская пословица.
Про то, как пришли на землю цветы, в народе так сказывают.
Возвращался будто бы Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким – тоненьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому тонкому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрые от следов Ивана-царевича, а другие злые и ядовитые, - это там, где Баба-Яга ступала.
«Сказка – ложь, да в ней намек», - говорит народ.
Воспитатель:
-Ребята, а что означает добрые цветы и злые цветы?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним, какие цветы вы знаете. Назовите весенние цветы.
Ответы детей.
Воспитатель:
С приходом весны все оживает и цветет. А почему это происходит?
Ответы детей.
Воспитатель:
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это …
( солнце )
Воспитатель:
Предлагаю вам прогуляться на полянку и позвать солнышко, чтобы мы не замерзли.
Физкультминутка: «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
В небе свети!
(потянуться руками вверх, встать на носки)
Яркие лучики
К нам протяни.
(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим
В ладошки твои,
(разбиться на пары, протянуть друг другу руки)
Нас покружи,
Оторвав от земли.
(покружиться парами)
Вместе с тобой
Мы пойдем на лужок
(выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем
Дружно в кружок.
(образовать круг)
С песнями водим мы хоровод.
(идти по кругу)
Солнышко с нами по кругу идет.
Хлопают радостно
Наши ладошки.
(хлопать в ладоши)
Быстро шагают
Резвые ножки.
(идти быстрым шагом)
Солнышко скрылось,
Ушло на покой.
(присесть, голову закрыть руками)
Мы же на место
Сядем с тобой.
(сесть на свои места)
Воспитатель:
А какие еще вы знаете весенние цветы и травы?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Фея цветов хочет вас познакомить с весенними цветами и травами, а также волшебными силами царства растений.
Показ иллюстраций.
Воспитатель:
- На Руси была такая примета: зацвела мать-и-мачеха – выезжай в поле. Свое необычное название она получила за листья: верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха), а нижняя неровная и на ощупь мягкая, согревает при прикосновении («мать»). Если сорвать такой лист и приложить к губам пушистой стороной – становится тепло, будто родная мать поцеловала. А потом притроньтесь губами к верхней, блестящей, гладкой стороне листа – и чудится холодный поцелуй мачехи.
Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.
Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики – они такие же желтенькие. Но с одуванчиком этот цветок не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а потом уж цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот.
В народе у одуванчик больше сотни разных имен. Есть среди них и такие замысловатые, летучка, теремок, пухлянка, купава. Этот неистребимый цветок полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, похожий на кофе. Делают варенье и мед. Это очень вкусно. Но и лекарство делают: от бессонницы, от зубной боли и глазных болезней.
У многих народов есть легенды о ландыше. На Украине, например, рассказывают, что вырос он там, где упали слезы девушки, ждавшей своего суженного из далекого похода.
Эти растения всегда живут тесной семьей. Ландышевая поляна под землей густо опутана белыми корневищами, связанными между собой. Заняв территорию, эти цветы уже никого к себе не подпустят – такие они неуживчавые.
Отцветет ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появится крупная красная ягодка. В народе уверяли, что это вовсе не ягода, а горючие слезы, которыми ландыши оплакивают свое расставание с Весной.
Когда распускаются ландыши, кажется сам воздух в лесу настоен на их аромате. Недаром и присловье есть такое в народе: «Ландыши – дыши!»
Ландыши издревна использовали врачеватели. Все части ландыша ядовиты, особенно ягоды. Можно лишь удивляться, как олень или лиса лакомяться ими безнаказанно. А вот гуси и утки могут погибнуть, если склюют цветы.
На Руси ландыши называли по-разному: на Севере – лесной лилией, на Волге – ландушкой, в Калуге – заячьей солью, на Ставроплье – ланьим ушком.
К сожалению, исчезает этот цветок. Рвут его безжалостно, собирают в букеты вместе с листьями, а значит, обрывают корневища, отчего погибает вся колония. Ландыш занесен в Красную Книгу.
Есть еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знакомое, - подорожник.
Листья гладкие да кругловатые, словно яйца. И посреди них - хвост торчит…»
Его часто называют другом путешественников, туристов.
Еще в Древней Руси листья подорожника широко использовали от ран, ожогов, при воспалениях кожи, нарывах, ушибах, укусах насекомых, отвар из листьев подорожника помогает при простуде и кашле.
Очень скромное растение подорожник, и терпеливый, живучий. Растет где придется. Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог.
Фея Цветов познакомила нас с растениями, которые растут у нас на участке нашего садика. На прогулке мы их внимательно рассмотрим и еще раз поговорим о их пользе. Ведь травы, как и другие растения, обогащают воздух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать.
Сейчас я предлагаю превратиться всем в любой цветок или траву и создать нашу цветочную полянку в группе.
Воспитатель включает музыку со звуками природы. Дети имитируют движения распустившегося цветка.
Воспитатель:
Вот еще для вас загадки,
Разгадайте по порядку.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(май)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает.
(подснежник)
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший …
(одуванчик)
Беленькие горошки
На зеленой ножке.
(ландыш)
Воспитатель:
- Ребята, а какое растение появляется в марте, в апреле и мае?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня Фея Цветов сделала нам подарок – она подарила нам знания о пользе цветов и трав. Теперь мы знаем их легенды, их историю. Давайте мы тоже сделаем подарок Фее. Самое главное для нее - беречь все растения и травы.
Конспект занятия на тему: «Цветик - Семицветик»
(средняя группа)
Программные задачи.
Образовательные:
- Обобщить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "доброта".
- Учить детей понимать и объяснять смысл пословиц.
Развивающие:
- Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения,
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
- Воспитывать любовь к художественной литературе.
Словарная работа.
- Дружба, друг, доброта .
Материал к занятию:
шкатулка, цветок, семь разноцветных конвертов, разрезанные картинки в конвертах, портреты: Успенский, Пушкин, Катаев, Михалков, иллюстрации из сказок, сердитые и веселые смайлики, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о дружбе, разбор ситуаций с хорошими и плохими поступками, проведение бесед о жизни писателей и их произведений чтение и рассматривание книг Катаева, Успенский, Пушкина, Чуковского, Михалков , прослушивание песен о дружбе, заучивание пословиц, заучивание наизусть стихотворений о доброте.
Организация детей и методика проведения занятия:
Звучат фанфары. В группу заходит паж с письмом и шкатулкой. Читает письмо:
«Внимание, внимание! Отбросьте все желания
Нет покоя мне сейчас! У Царя такой указ:
Сильный ветер налетел, хозяйничал он как хотел!
Все что можно поломал и по царству разбросал!
Помогите ж мне найти, и в порядок привести
Сказки разные, друзья! Благодарен буду я!
Сказки будут все на месте,
Если буквы будут вместе
Ряд за рядом на странице,
Будет вам чему учиться.
Для подсказки вам цветок
Прикрепил за стебелек.
Поможет до цели он нашей добраться,
Но, дети, придется вам всем постараться!
Пословицы вспомнить, стихи прочитать.
С большим уважением к помощникам. ЦАРЬ»
Паж отдает шкатулку и уходит.
- Ребята поможем Царю все в порядок привести?
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
сказку чтобы нам вернуть
Мы любой осилим путь!
-А если тропинка лесная?
А мы ножками – топ-топ! (Изображают.)
-А если сугробы глубокие?
А мы на лыжах – шик-шик! (Изображают.)
-А если речка замерзшая?
А мы на коньках – вжик-вжик! (Изображают.)
-А если горка крутая?
А мы на горку – топ-топ! (Изображают.)
Вниз на санках у-у! (Изображают.)
-А если дорога широкая?
А мы на тройке – цок-цок! (Изображают.)
-А если чаща дремучая?
А мы на ковре-самолете – у-у-у-у! (изображают.)
-Замечательно! А еще есть замечательное стихотворение о сказках.
Сказочное времечко,
Времечко желанное,
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Поведут тропиночки
Нас в края далекие,
Через чащи темные
И моря глубокие.
Царство тридесятое
Чудесами славится,
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться.
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно,
Победит все доброе
В сказке обязательно!
-Давайте посмотрим, что же нам прислал Царь?
(достает из шкатулки семь разноцветных конвертов)
- Интересно, какой же первый нужно открыть?
Рассуждения детей.
-Надо вспомнить сказку Цветик-Семицветик и разложить конверты по цвету так, как отрывала Женя лепестки в сказке. Давайте вспомним, какие цвета по порядку нужно разложить?
1- желтый
2-красный
3-зеленый
4-синий
5-оранжевый
6-фиолетовый
7-голубой
Открываем первый конверт:
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети садятся за столы по парам.
-Молодцы! Все картинки собрали и все угадали, можно открывать следующий конверт.
Дидактическая игра «Назови пять пословиц о дружбе»
Дети выходят на ковер, проводится игра.
- Без друга на сердце вьюга.
- Старый друг лучше новых двух.
- Дерево живет корнями, а человек друзьями.
- Один за всех и все за одного.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Молодцы! Открываем следующий конверт.
Дидактическая игра «Назови пять пословиц о доброте»
- При солнышке тепло, при матери добро.
-Доброе братство лучше богатства.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
-Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
-Молодцы, вспомнили. Открываем четвертый конверт.
Дидактическая игра «Найди пару»
Дети садятся за столы. На доске иллюстрации из сказок и портреты писателей.
- Молодцы, и с этим заданием справились! Что же в пятом конверте?
Дети берут смайлики . (игровая технология)
- Возьмите смайлики в руки. Красный смайлик сердитый, а желтый – веселый. Если я буду говорить о хорошем поступке, вы поднимите желтый смайлик и скажите: Это я ,это я, это все мои друзья! А если я скажу о плохом поступке, вы покажете красный смайлик и скажите: Нет не я ,нет не я и конечно не друзья!
1.Будем дружно мы играть
И друг другу уступать.
2.Апельсины и конфеты
Ест один в шкафу без света.
3.Кто всегда поможет другу,
Кто в беде протянет руку.
4.Будем драки затевать
Всех в округе обижать.
5.Кто не струсит никогда
Если помощь вдруг нужна.
6.Со всеми честен кто всегда,
Кто не врун, не ябеда.
7.Кого любят все вокруг
Кто же лучший в мире друг ?
- Молодцы! Справились заданием! Давайте послушаем красивую музыку Шопена, я приглашаю вас на бал.
-Молодцы! Осталось два конверта!
Дидактическая игра «Угадай сказку»
Мы из сказки – ты нас знаешь,
Если вспомнишь – отгадаешь,
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!
1. Удивляется народ: едет печка, дым идет,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется…
2. Обещает их любить
да от грязи всей отмыть.
Плачет грязная посуда:
– Ох, без чистки нам так худо!
Но решают, так и быть,
Бабку старую простить.
Просят чистить их песочком,
мыть бока им кипяточком.
Станут чашечки опять
словно солнышко сиять!
Догадался? Дай ответ.
3. В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя ...
4. И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
-Молодцы! Последний конверт! «Прочитать стихотворение о добре»
- Предлагаю прочитать хорошее стихотворение о доброте, чтобы все стали еще добрее и счастливее!
В доме добрыми делами занята
Ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас, добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.
И откуда спросишь ты в доме столько доброты?
Что от этой доброты приживаются цветы, рыбки, ёжики, птенцы.
Я тебе отвечу прямо: Это бабушка и мама.
- Посмотрите, Царь вас наградил. Посмотрите, какие грамоты он для вас приготовил!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Материал посвящен знакомству детей с различными профессиями....
Занятие по развитию речи в средней группе детского сада, тема: «Моя семья»
Задачи:1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.3. Упражнять детей в по...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада « Снежный хоровод».
Конспект занятия содержит игровой материал, позволяющий расширить знание детей о снеге, его свойствах и зимних явлениях природы. Словарная работа на занятии способствует пополнению словарного запаса д...
Занятие по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: «Моя большая и дружная семья».
«Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье»....
Конспект заняти по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой".
Конспект занития по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой"....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Город мастеров"
Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями людей....