«Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В помощь педагогам ДОО материал по работе с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Проблема владения языком издавна привлекала внимание исследователей разных специальностей, и фактом остается то, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что её развивать надо с первых лет жизни.
Дошкольный возраст—это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, то и развитие речи детей будет лучше осуществляться именно в игровой деятельности.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что ребенок сам подчиняется определенным правилам, и эти же правила доставляют ребёнку удовольствие. Поэтому игра — практически единственная область, где малыш может проявить себя, свою инициативу, творческую активность. Так же игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются нами, взрослыми, в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Как мы все знаем, в развитии языка детей большую роль играет взрослый. Моё участие, как участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки и подбором игрового материала. Я должна проявить интерес к самому процессу игры, давать детям новые слова, которые связанны с новыми ситуациями. Я так же должна влиять на обогащение их языка.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей я свожу к следующему:
1) Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нём детей.
2)Продумать подбор игрушек, материалов, пособий.
3) Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
4) Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, по развитию) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих.
5) Проявлять интерес к играм детей беседами, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Играющий малыш непрерывно говорит, он говорит даже тогда, когда он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, которые мы все знаем, изображающие одушевлённые предметы: это животных, птиц, людей. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Сколько раз я наблюдала, что игра в куклы, выдвигает много поводов для проявления речи детей. Потому что кукла—человечек, это член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь—игру в слове. Но эта жизнь, конечно, требует нашего руководства.
Как я уже сказала, взрослый человек играет огромную роль, он использует слово для ознакомления ребенка с миром вещей, он является посредником между предметом и ребёнком, он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни.
Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.
Для повышения педагогической грамотности родителей по вопросу речевого развития детей разработала наглядную информацию по лексическим темам («Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «День Победы», «Дары осени»). Совместно с родителями изготовила эстетично-оформленные атрибуты для игр-драматизаций (шапочки «Овощи», «Ягоды», «Фрукты»).
Традиционными стали ежегодные акции «Книжкина неделя», во время которых книжный уголок группы пополняется новой художественной литературой.
В тесном сотрудничестве с учителем-логопедом были разработаны задания для воспитателей по индивидуальной работе с детьми (мелкая моторика рук, развитие фонематического слуха, звуковая культура речи, связная речь), проведены досуги «Книжные именины», «Что? Где? Когда?». Для достижения высоких результатов в работе по развитию речи составлены презентации «Дикие и домашние животные», «Играем вместе с язычком», «Животные Севера».
Работая по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности», я акцент сделала на речевое общение детей, на обогащение словаря, на освоение грамматического строя речи и её звуковой культуры.
В результате проводимой работы дети научились содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. У детей развито умение составлять рассказы из личного опыта, в общении со взрослыми пользуются формулами словесной вежливости, умеют употреблять в речи синонимы, антонимы, грамматически правильно строят предложения, понимают значения многозначных слов. Дети научились быть доброжелательными собеседниками и участвовать в коллективном разговоре: отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы; последовательно и логично рассказывают о событиях и явлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...
"Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности".
Материалы для родителей об сосбенностях развития речи детей дошкольного возраста...
Особенности развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
В консультации для родителей представлен материал для развития речи детей в игравой деятельности...
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально, так как в дошкольном возрасте "игра" - это ведущая деятельность....
Консультация : «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Значение игровой деятельности в развитии речи дошкольников...
Доклад на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой де...
Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольн...