«Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хестанова Фатима Владимировна

В помощь педагогам ДОО материал по работе с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Проблема владения языком издавна привлекала внимание исследователей разных специальностей, и фактом остается то, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что её развивать надо с первых лет жизни.                          

Дошкольный возраст—это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, то и развитие речи детей будет лучше осуществляться именно в игровой деятельности.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что ребенок сам подчиняется определенным правилам, и эти же правила доставляют ребёнку удовольствие. Поэтому игра — практически единственная область, где малыш может проявить себя, свою инициативу, творческую активность. Так же игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются нами, взрослыми, в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Как мы все знаем, в развитии языка детей большую роль играет взрослый. Моё участие, как участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки и  подбором игрового материала. Я должна проявить интерес к самому процессу игры, давать  детям новые слова, которые связанны с новыми ситуациями. Я так же  должна  влиять  на обогащение их языка.

 Таким  образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей я свожу к  следующему:

 1) Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нём детей.

2)Продумать  подбор игрушек, материалов, пособий.

3) Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

4) Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, по развитию) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих.

5) Проявлять интерес к играм детей беседами, руководить игрой и в процессе такого  руководства упражнять язык детей.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

        Играющий малыш непрерывно говорит, он говорит даже тогда, когда он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, которые мы все знаем, изображающие одушевлённые предметы: это животных, птиц, людей. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Сколько раз я наблюдала, что игра в куклы, выдвигает много поводов для проявления речи детей. Потому что кукла—человечек, это член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь—игру в слове. Но эта жизнь, конечно, требует нашего  руководства.

 Как я уже сказала, взрослый человек играет огромную роль, он использует слово для ознакомления ребенка с миром вещей, он является посредником между предметом и ребёнком, он знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни.

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.

Для повышения педагогической грамотности родителей по вопросу речевого развития детей разработала наглядную информацию по лексическим темам («Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «День Победы», «Дары осени»). Совместно с родителями  изготовила эстетично-оформленные атрибуты для игр-драматизаций (шапочки «Овощи», «Ягоды», «Фрукты»).  

Традиционными стали ежегодные акции «Книжкина неделя», во время которых книжный  уголок группы пополняется новой художественной литературой.

        В тесном сотрудничестве с учителем-логопедом были разработаны задания для воспитателей по индивидуальной работе с детьми (мелкая моторика рук, развитие фонематического слуха, звуковая культура речи, связная речь), проведены досуги «Книжные именины», «Что? Где? Когда?». Для достижения высоких результатов в работе по развитию речи составлены презентации «Дикие и домашние животные», «Играем вместе с язычком», «Животные Севера».

 

          Работая по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности», я акцент сделала на речевое общение детей, на обогащение словаря, на освоение грамматического строя речи и её звуковой культуры.

В результате проводимой работы дети научились содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. У детей развито умение составлять рассказы из личного опыта, в общении со взрослыми пользуются формулами словесной вежливости, умеют употреблять в речи синонимы, антонимы, грамматически правильно строят предложения, понимают значения многозначных слов. Дети научились быть доброжелательными собеседниками и участвовать в коллективном разговоре: отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы; последовательно и логично рассказывают о событиях и явлениях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

"Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности".

Материалы для родителей об сосбенностях развития речи детей дошкольного возраста...

Особенности развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

В консультации для родителей представлен материал для развития речи детей в игравой деятельности...

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально, так как в дошкольном возрасте "игра" - это ведущая деятельность....

Консультация : «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Значение игровой деятельности в развитии речи дошкольников...

Доклад на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой де...

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольн...