Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Светлана Сачкова

Конспект НОД по образовательной области речевое развитие (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи). Тема: "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obrazovatelnoy_oblasti_rechevoe_razvitie.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области речевое развитие.

Тема: «Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
  • формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;

     --- закреплять знания о частях тела насекомых;

  • активизировать и расширять словарь детей по теме.

Коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.

   Оборудование: схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука.

Ход занятия

1.        Организационный момент.
Игра «Подбери слово».

Порхает (кто?); жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает.

2.        Объявление темы.

Логопед: Назовите, у кого такие части тела: лапки, голова, усики, грудь, крылья, брюшко? (У насекомых.)

А чтобы еще больше узнать о насекомых, мы будем учиться сочинять о них рассказы.

3.        Рассматривание насекомого (бабочки).

Логопед выставляет на доску картинку с изображением бабочки.

  • Кто это?
  • Какие части тела вы можете назвать?
  • Что вы можете сказать о крыльях бабочки, какие они? (Большие, цветные, красивые, разноцветные.)
  • Где чаще всего можно встретить бабочку? (На лугу, в поле, на клумбе.)

Логопед: Сначала нужно назвать насекомое, а затем рассказать:

  • какие части тела у него есть (голова, лапки,
    крылья, брюшко и т.д.);
  • где оно живет (улей, муравейник, листья, трава);
  • чем питается (нектаром, листьями, корой деревьев);
  • как передвигается (с помощью лап или крыльев);
  • вред или пользу приносит окружающей среде.

4. Составление по схеме рассказа о бабочке.

Бабочка

Это бабочка. У нее есть голова, лапки, крылья, брюшко и усики. Бабочка — это летающее насекомое с большими яркими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Ее усики улавливают запахи цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.

Физкультминутка.

Я шагаю по лужайке -

Дети шагают на месте

Сверху ясно мне видна

Смотрят вниз

Вся зеленая страна.

Руку приставить к глазам

Вот улитка – добрый гномик -

Садятся на корточки

На себе таскает домик.

Идут «гусиным» шагом

Вот стоит высокий дом -

Встают на носки

Муравьи хлопочут в нем.

Руки над головой в виде крыши

5. Составление по схеме рассказа о жуке.

Аналогичная работа проводится с картинкой, на которой изображен жук.

  • Кто это?
  • Какого он цвета? Для чего ему такая окраска?
  • Какие части тела вы можете назвать?
  • Что вы можете сказать о панцире, какой он?
    (Твердый и крепкий.)
  • Где чаще всего можно встретить жука? (На лугу,
    в поле, на деревьях.)
  • Чем питается жук? Как он это делает?
  • Как передвигается?
  • Пользу или вред приносит окружающей среде?

Жук

Это жук. Он имеет зеленую окраску, которая помогает ему скрываться в траве от врагов.

У него есть голова, ноги, брюшко, крылья. Сверху его тело покрывает крепкий панцирь. А еще обычно у жуков сильные челюсти, с помощью которых они питаются.

Передвигаются жуки с помощью лап, но у некоторых есть и крылья. Некоторые жуки могут нанести большой вред природе, а другие — пользу.

6.  Итог занятия.

Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы на занятии?

Какую пользу приносят насекомые?

А каких насекомых-вредителей вы знаете?

Назовите части тела насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"на тему "Поможем бабушке Федоре"

В интересной форме дети закрепят знания  о посуде, ее видах.  назначении и роли в жизни человека. Закрепят умения составлять описательный рассказ о посуде по схеме, поупражняются в сер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: Игра на развития слухового восприятия «Чей голосок»

Задачи:-развивать слуховое внимание ,речевой слух, остроту слуха Методические приемы: словесные, игровые. Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание животных, слушание голоса...