Методическая разработка «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Алексеенко Галина Михайловна

В  методической  разработке  даётся  представление  о  мнемотехнике,  есть обоснование,  почему  выбрана именно  эта  форма  перекодирования абстрактных символов в образы, автор знакомит с видами мнемотехники, рассказывает об организации работы с детьми по данной теме.

Методическая разработка может быть полезна для  учителей – логопедов дошкольных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx587.13 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДСКВ №31 «Берёзка»

        

 «Использование приёмов мнемотехники в развитии

        связной речи детей»        

(Методическая разработка)

Составитель: Алексеенко Г.М,

воспитатель

Юрга 2019 год

Автор – составитель: Алексеенко Г.М., педагог, высшей категории

«Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«ДСКВ №31 «Берёзка», г. Юрга, Кемеровской области

В  методической  разработке  даётся  представление  о  мнемотехнике,  есть обоснование,  почему  выбрана именно  эта  форма  перекодирования абстрактных символов в образы, автор знакомит с видами мнемотехники, рассказывает об организации работы с детьми по данной теме.

Методическая разработка может быть полезна для  учителей – логопедов дошкольных учреждений.

Содержание

 Введение……………………………………………………………….4-5

  1.  Теоретические основы развития связной речи детей с использованием мнемотехники…………………………………………………………..6-7

      2. Организация  работы по развитию связной речи детей  с     использованием элементов  мнемотехники……………………………….8-10

I этап. Мнемоквадраты…………………………………………………11

II этап. Мнемодорожки………………………………………………....12

     III этап. Мнемотаблицы………………………………………………...13

     3. Заключение …………………………………………………………….14

      4.Список используемой литературы……………………………………...15

Приложения

Приложение 1  Консультация для педагогов ……………………...17-19

          Приложение 2 Консультация для родителей ………………………20-22

Приложение 3 Речевые игры………………………………………...23-25

           Приложение 4 Стихи по лексическим темам………………………26-46

Введение

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

В соответствии с современными тенденциями развития образования, а также с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

На современном этапе решаются основные и ведущие задачи по развитию речи детей, одна из которых - развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность.

Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Чтобы достигнуть эффективных результатов, мы решили использовать нетрадиционный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи – мнемотехнику.    

       Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

       Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста в настоящее время становится более актуальным. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом и поэтому для достижения результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы.

 Цель методической разработки: развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте при использовании приемов мнемотехники.

В соответствии с целью были определены  основные задачи .

1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.

2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.

        На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

❖ Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

❖ Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

❖ Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

❖ Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

❖ Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

❖ Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

❖ Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.

  1. Теоретические основы развития связной речи детей  с использованием мнемотехники

Связная речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека. Одновременно она является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения. Речь представляет собой многокомпонентную и многоуровневую систему и занимает особое положение в системе психических процессов человека. Являясь фундаментом мышления и регулятором поведения, она выполняет ключевую роль в психическом развитии ребенка. Речь является необходимым условием произвольных форм всех остальных высших психических функций.

       Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Технология использования элементов мнемотехники имеет теоретическую основу - базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми текста, даже, что особенно важно, детьми с нарушениями речи. Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план высказывания.

Мнемотехника известна с давних времен. Существует легенда, что искусство запоминания в честь имени Мнемозины - матери девяти муз. Во время молитв Мнемозины люди просили улучшить запоминать услышанное и увиденное. В наше время первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной. 

Мнемотехника - это система методов и приемов, которые позволяют использовать эти два важных фактора для формирования связной речи дошкольника. В мнемотаблицах наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в соответствии с планом высказывания. Как любая технология, она строится от простого к сложному.

  1. Организация  работы по развитию связной речи детей  с использованием элементов мнемотехники

             Приёмы мнемотехники мы начинаем использовать на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.  

              Проблемы, существующие у детей:

-скудный словарный запас,

-неумение согласовывать слова в предложении,

- нарушения понимания текста требуют особого подхода.

             В силу этих и других причин дети  не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

             Используемые нами элементы мнемотехники помогают научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

              Работа с элементами мнемотехники состоит из трёх частей:

  1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

     2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

     3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т.е. отрабатываем метод запоминания.

              Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении рассказа, сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям можно задавать наводящие вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»

              Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

            При работе с мнемосхемами следует учитывать некоторые условия:

  • Занятия проводить по принципу — от простого к сложному.
  • Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
  • На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
  • Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
  • Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике.

               Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс введены:

  • мнемоквадраты,
  • мнемодорожки,
  • мнемотаблицы,

которые представляют собой этапы работы по развитию связной речи. Работа с ними регулярно проводится во время занятий, коррекционного часа во второй половине дня. Для реализации каждого этапа используются по очереди различные виды речевой деятельности:

  • составление рассказа

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

  • пересказ художественных текстов

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

  • проговаривание чистоговорок и скороговорок. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов.
  • отгадывание и загадывания загадок

Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.

  • заучивание стихотворений 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

                                       I этап

Мнемоквадраты

В начале  работы по развитию связной речи у дошкольников  с использованием мнемотехники необходимо познакомить детей с мнемоквадратами. IMG_20190513_170332

Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение

         Практическое использование мнемоквадрата подразумевает показ детям того, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого следует учить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это, кто это, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать).

         Предметные модели позволят сформировать у детей умение воспроизвести представление об объекте.

          Использование мнемоквадратов позволит детям быстро запоминать характерные речевые обороты из сказок, передавать некоторые интонации при этом, научит рассматривать игрушки, предметы, называть их, выделять признаки, качества, сравнивать игрушки, употребляя знакомые слова с противоположным значением. То есть от отдельных словарных упражнений дети смогут плавно перейти к составлению связного высказывания. Они станут более самостоятельными в выборе деятельности, более общительными со взрослыми и между собой.

II этап

Мнемодорожки

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложений.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, я познакомили детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, я брала на себя обучающую роль, т.е. доводили до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.

        Используя приёмы наложения и приложения, дети также могут выложить из мнемоквадратов  мнемодорожки, а, следовательно, составить предложения, сочинить небольшие сказки, рассказы и т.д.

III этап

Мнемотаблицы

Самая сложная структура – это мнемотаблица. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Первоначально вместе с детьми необходимо провести беседу по тексту, выбирать или совместно зарисовывать нужные элементы модели, затем последовательно расположить их в единую модельную цепь, которая необходима при воспроизведении текста, над которым идет работа.

На начальном этапе я предлагала готовый план-схему, по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождается просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Заключение

Использование мнемотехники на занятиях показало положительную динамику.

• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

 • расширился круг знаний об окружающем мире;

 • расширился активный и пассивный словарный запас;

 • появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

 • дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.

Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Литература

1. Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4–7 лет. — Х.: Фолио, 1997.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Детство пресс, 2001.

3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. - Москва, 2005 год.

4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год.

5. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. —М.: Просвещение, 1985.

6. Земцова О. Н. Тесты для детей 2–3 лет. Учебное пособие. — М.: Махаон, 2008.

7. Земцова О. Н. Тесты для детей 3–4 лет. Учебное пособие. — М.: Махаон, 2008.

8. Матюгин И. Ю., Жемаева Е. Л., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. Как развить хорошую память. —М.: Рипол классик, 2004.

9. Светлова И. Е. Тренируем память. Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2004.

8. Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру — к совершенству». — М.: Лист, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...