Когда нужно обращаться к логопеду
консультация по развитию речи (младшая группа)

Ткачева Наталья Николаевна

Консультация для родителей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Когда нужно обращаться к логопеду345.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Когда нужно обращаться к логопеду?

.В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?  
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»  

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?   
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.  

· Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?    
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики  (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).

Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.  

· Чем занимается логопед?  
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок, развитие связной речи и обучение грамоте. Кроме методик коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.  

· Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?       
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок может подражать какому-либо ребенку, с которым проводит значительную часть времени, и чья речь значительно хуже его. Но это происходит редко и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.  

· Может ребенок перерастет речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?  

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда ребенок может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего ребенка настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.  

· Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?      
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более. 

· Станет ли мой ребёнок "как все"?
Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.

· Не помешает ли обучение в логопедической группе поступить в престижную школу? 
Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу, и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение. А вот вовремя не исправленные проблемы с речью помешают успешной учебе.  

· В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?  
 К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10-12 человек. В таких условиях меньше риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, формируются навыки учебной деятельности. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.  

· У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?     
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

.Как определить, когда обратиться к логопеду?
Нарушения звукопроизношения, синтеза и грамматики наблюдаются у детей самого разного возраста. Иногда эти нарушения проходят сами по себе, но есть случаи, когда они являются составными других, более сложных нарушений. Нужно также помнить о том, что даже самое простое нарушение звукопроизношения – это не безобидный дефект, поэтому он может повлечь за собой серьезные последствия. Нарушения звукопроизношения влекут за собой проблемы в обучении – ребенку труднее дается русский язык и чтение. Кроме того, затрудняется и коммуникативная деятельность малыша.

Если вашему малышу два года, а он не говорит самостоятельно, проведите следующие несложные тесты:

1. Определите понимание значения слов – глаголов, прилагательных, существительных:
- выясните, знает ли ребенок названия предметов, которые его окружают. Внятно произнесите название предмета, который находится в поле зрения малыша: «Где пирамидка?». Ваш ребенок должен отыскать глазами, принести или показать пальчиком на этот предмет.

2. Определите, понимает ли ребенок значение прилагательных, которые обозначают цвет и величину предметов. Возьмите несколько предметов разных по цвету и величине и выложите их перед ребенком. Сначала сами расскажите малышу об этих предметах, а уже потом задайте ему несколько вопросов.

3. Выясните, понимает ли малыш значение глаголов, которые обозначают положение или действие предметов (стоит, едет, скачет, лежит, бежит и т.д.). Возьмите несколько картинок с изображением какого-либо сюжета. Сначала расскажите малышу, что на них изображено либо покажите действия на себе. В конце задайте соответствующие вопросы.
Понимание простых предлогов: за, под, в, на.

Для этого просто поиграйте с малышом в «прятки». Сначала спрячьте предмет и расскажите ему, где он находится. Отправляйтесь на поиски вместе с ребенком, давая указания: «Твой кубик спрятался за телевизором», «Твоя машинка закатилась под диван» и т.д. Каждый предлог выделяйте голосом.

Состояние физического слуха. Во время игры обратитесь к ребенку по имени. Сначала это нужно делать шепотом, а потом немного погромче. В обычной обстановке хлопните в ладоши, посмотрите на детскую реакцию. Следите за тем, чтобы ребенок повернулся или как-то отреагировал на это. Если вы заметили, что малыш слышит вас только в те моменты, когда вы говорите громко, обратитесь к специалисту.

Подвижность речевых органов. Предложите ребенку поиграть с ним в сказку о язычке:

- высовывайте язык изо рта, а затем уберите обратно;

- приоткройте рот, положите распластанный, широкий язык на зубы нижнего ряда, удерживайте его 5-6 секунд;

- надуйте щеки, подержи их в таком положении 5-6 секунд.

Если вашему ребенку от 3,5 до 4,5, но он неразборчиво говорит, то проведите следующие тесты.

1. Проверьте словарь существительных, прилагательных и глаголов. Для этого задайте ему вопросы: «Что делает машина?», «Что делает девочка?», «Что это?», «Кто это», «Машина какая?», «Яблоко какое?».

2. Фразовая речь. К этому возрасту ребенок должен уметь составлять предложения из четырех слов с использованием предлогов.

3. Понимание речи. Задайте ребенку инструкции: «Пойди в комнату, принеси синюю книжку» и т.д.

4. Соблюдения рисунка слова. Рисунок или структура слова – это соблюдение в слове звуков и слогов. Ребенок может недоговаривать окончания, менять местами звуки и слоги.

5. Подвижность речевых органов. Как это сделать, прочитайте выше.

6. Выясните, нет ли нарушения речевого слуха. Может быть, ребенок путает похожие по звучанию звуки.

Упражнение для проверки. Когда услышишь звук «Л» хлопни 1 раз, а когда услышишь звук «Р» - два раза.

Далее нужно проверить, достаточную ли длину имеет уздечка языка. Если она слишком короткая, то малышу будет трудно правильно произносить звуки, которые требуют подъема языка.

Для того чтобы проверить длину уздечки, проведите следующее упражнение:

- попросите малыша открыть рот, как при проговаривании звука «Э» и поднять язык ближе к альвеолам. Ребенок должен без проблем до них доставать. Если этого не происходит, то уздечка языка считается укороченной. Возможно, вы заметите, что язык при этом отклоняется в сторону, опускается вниз, дергается, дрожит. Это говорит о том, что есть проблемы с мышцами.

В любом случае вам нужно помнить, что успешно проведенные тесты не позволят вам поставить правильный диагноз. Сделать это может только специалист. Данные упражнения помогут вам лучше подготовиться к визиту логопеда и грамотно сформулировать свой запрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Когда нужно обращаться к логопеду"

Консультация "Когда нужно обращаться к логопеду"...

когда нужно обращаться к логопеду?

Непростая здача убедить родителей в том, что ребёнок 2-3 лет, общающийся только с помощью жестов и отдельных неопределённых звуков (в лучшем случае звукоподражаний), - это не нормально. Подавляющее бо...

Когда нужно обращаться к логопеду?

Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой облас...

Когда нужно обращаться к логопеду

Указаны причины , по которым нужно проконсультироваться со специалистом-логопедом...

Консультация для родителей "Когда нужно обращаться к логопеду?"

Материал для родителей, о том когда нужно обращаться к логопеду....

Когда нужно обращаться к логопеду?

Родители обязаны вовремя заметить проблемы в речевом развитии своего ребенка. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. ...

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....