«Путешествие в страну Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ итоговой интегрированной НОД на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» / для детей старшего дошкольного возраста /
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_krasivoy_rechi_dlya_pechati.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ
итоговой интегрированной НОД
на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»
/ для детей старшего дошкольного возраста /
Подготовила: Ефремова Е.Н., воспитатель
первой квалификационной категории
Саранск
2019
Программное содержание
Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по речевому развитию.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения обобщать, классифицировать предметы;
- Активизировать употребление прилагательных в речи;
- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх и упражнениях;
- Закреплять умения образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов;
- Закреплять навыки работы с ножницами.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук;
- Закреплять художественно-эстетические навыки;
- Развивать глазомер, чувство формы и пропорций при выполнении аппликации.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: проведение дидактических игр, отгадывание загадок.
Словарная работа: фантазия, солнце лучистое.
Методы и приемы:
Словесный: рассказ педагога, беседа, загадывание загадок, ответы и рассказы детей;
Наглядный: рассматривание картинок;
Игровой: дидактические игры и упражнения, создание игровой и воображаемой ситуации.
Оборудование: компьютер, настенная доска, «солнце с лучиками», аудиозапись мелодии «волшебной музыки», колокольчик, мяч, мячик – солнышко, наборы картинок, письмо, клеенки, салфетки, ножницы, кисточки для клея, клей, баночки для клея, подставки для кисточек, цветные карандаши, корзинка.
Материалы: шаблоны из цветной бумаги, шаблоны из цветного картона с тесьмой по количеству детей.
Музыкальное сопровождение: А. Рубинштейн «Лесные цекады» из цикла «Малыш в лесу».
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. А теперь давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать, как?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Тогда в путь! Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия?
Дети: Ответы детей (фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).
Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила красивой речи:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: Итак, отправляемся в страну Красивой речи (включается аудиозапись).
- Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
- Вот мы и прибыли. Садитесь на стульчики. Ой, ребята, а здесь письмо! Давайте посмотрим, от кого же оно? (чтение письма)
«Дорогие ребята, помогите нам, жителям страны Красивой речи! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Помогите ее расколдовать!»
Воспитатель: Ребята, нужно помочь жителям этой страны. Поможем?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Но сначала отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… (Солнце). (На доске солнышко без лучиков с грустной эмоцией)
Воспитатель: Только почему-то оно грустное? И чего - то у него не хватает?
Дети: Ответы детей (У него нет лучиков).
Воспитатель: Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их (дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю).
Воспитатель: Чтобы колдовские чары рассеялись, нам с вами нужно выполнить задания, которые солнце спрятало в своих лучиках. (Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
Воспитатель: Ребята, давайте приступим к выполнению заданий.
задание 1: Дидактическое упражнение «Назови ласково» (с мячом)
(Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет слово, ребенок, возвращает мяч воспитателю называет слово ласково).
Примерные слова: солнце, вода, трава, дерево, земля, река, цветок, поле, ветер, облако.
Дети: Ответы детей
Воспитатель: задание 2: Дидактическое упражнение
«Назови одним словом»
- диван, стул, стол, кровать, шкаф – это…..(мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук – это…. (овощи)
- платье, брюки, футболка, юбка, плащ – это…..(одежда)
- а, б, в, п, ф – это……(буквы)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач – это…..(профессии)
- 1, 0, 2, 4, 3, 5 – это……(цифры)
-одуванчик, ландыш, ромашка, роза, фиалка – это…..(цветы)
- автобус, машина, поезд, самолет, пароход – это……(транспорт)
- тарелка, кастрюля, чашка, сковорода, блюдце – это….(посуда)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: задание 3: Дидактическое упражнение « Не ошибись»
- Петю встречал Миша. Кто приехал? (Петя)
- Лене написала письмо Катя. Кто получил письмо? (Лена)
- Внука проводил дедушка. Кто уехал? (Внук)
- Мышка меньше кошки. Кто больше? (Кошка)
- Охотник шел за собакой. Кто шел впереди?(Собака)
- Лента шире пояса. Что уже?(Пояс)
- Папоротник ниже куста. Что выше?(Куст)
- Весна бывает перед летом. Что бывает раньше?(Весна)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: задание 4: Дидактическое упражнение «Наоборот»
Примерные слова: большой, громко, грустный, высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый, узкий….
Дети: Ответы детей
Физкультминутка «Разминка»
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте! /прыжки/
Эх! Руками машем вместе! /движение "ножницы" руками/
Эхе-хе! Прогнули спинки, /наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть/
Посмотрели на ботинки. /наклонить голову как можно ниже/
Эге-ге! Нагнулись ниже. /глубокий наклон вперёд, руки на поясе/
Наклонились к полу ближе. /дотронуться руками до пола/
Повертись на месте ловко, /покружиться/
В этом нам нужна сноровка!
Что, понравилось, дружок?/остановились, руки в стороны/
Завтра повторим урок! /руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону/
Воспитатель: задание 5: Дидактическое упражнение «Назови признаки»
В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
- матрешка из дерева…
- сумка из кожи…
- ручка из пластмассы…..
- мальчик с широкими плечами …
- дом из кирпича…
- блюдце из фарфора…
- платье из ситца……
- девочка с голубыми глазами….
- кастрюля из алюминия……..
Дети: Ответы детей
Воспитатель: задание 6: Дидактическое упражнение
«Дополни предложение» (с мячиком-солнышком, перекатывая в руках и передавая друг другу)
- Сейчас время года…(весна)
- В неделе дней…(семь)
- В году месяцев…(двенадцать)
- Мы живем в стране…(Россия)
- Наша республика называется… (Мордовия)
- Город в котором мы живем, называется…(Саранск)
- Звуки, которые тянутся и поются, называются…(гласными)
- Слово состоит из… (слогов)
- Предложение состоит из….(слов)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: задание 7: Дидактическое упражнение
«Раздели на слоги» (с колокольчиком)
(показываются картинки с изображением различных предметов)
Воспитатель: В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. Мы тоже с вами поиграем. (Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру; колокольчик не звенит – дети останавливаются. Воспитатель показывает картинки, дети называют предмет, нарисованный на картинке при этом хлопками разделяют слово на слоги, отвечают, сколько слогов в слове).
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? (на доске появляется «солнышко с улыбкой» и с лучиками)
Дети: Ответы детей (яркое, лучистое, горячее, светлое…)
Воспитатель: А вы хотите, чтобы у каждого из вас было свое солнышко?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Я предлагаю сейчас сделать солнышко из тех материалов, которые лежат у вас на столах. Согласны? Проходите за столы.
Воспитатель: Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнышко, солнышко!
Погуляй у речки. /Шевелят пальцами обеих рук/
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки. /Быстро сжимают и разжимают кулаки/
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем. /Делают хватательные движения щепотью/
Покатаем, поваляем /Круговыми движениями трут ладонь о ладонь/
И назад тебе вернем! /Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы/
Воспитатель: Ребята, ваши «солнышки» будут в виде медалек, они будут согревать и поднимать вам настроение и напоминать о «Стране Красивой речи».
Этапы работы:
- взять «солнышко – круг» с тесьмой меньшего размера;
- приклеить круг к заранее подготовленному шаблону (большой желтый круг);
- прорезать края «солнышка» до картонной основы медали;
- загнуть «зубчики» солнышка к центру;
- нарисовать солнышку глазки и ротик.
Воспитатель: Итак, ребята, приступим к работе. «Солнышко – круг» с тесьмой, кладем на клеенку, цветной стороной вниз, наносим клей (обратить внимание на то, что необходимо нанести клей на всю поверхность детали). Кладем кисточку на подставку. Теперь берем большой круг и наклеиваем на него круг с тесьмой, располагая посередине. Прижимаем салфеткой, вытираем лишний клей. Теперь берем ножницы (вспомнить правила работы с ножницами) и прорезаем края «Солнышка» до картонной основы. Загибаем «зубчики» солнышка к центру через один. Рисуем «Солнышку» глазки и ротик.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые медальки - «Солнышки» у вас получились! Можно надеть их на себя!
Воспитатель: (приглашает детей встать в круг). Путешествие наше подошло к концу, пора отправляться в детский сад.
Воспитатель: Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя (Звучит музыка).
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Так как же меняются люди, попадая в «Страну Красивой речи»? (начинают говорить красиво, а значит, правильно)
Дети: Ответы детей
Воспитатель: (Воспитатель берет в руки корзинку)
У меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова –
Слова любви, слова добра.
Воспитатель: Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Ребята, а вы знаете прекрасные слова? Ну-ка, добавьте их в корзинку. (Дети передают корзинку друг другу и называют слова.)
Воспитатель: Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами и с жителями «Страны Красивой речи». Выпустим их. (Воспитатель с детьми «рассыпает содержимое корзинки» вокруг).
Воспитатель: Пусть же разлетятся эти слова по всему миру!
Список используемой литературы
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
- Казакова, Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий. – М.: АРКТИ, 2010.- 104 с.
- Развитие речи и воображения. Подготовительная группа./ Автор-сост. И.В. Гуреева. – Волгоград: ИТД «Корифей».- 112 с.
- Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе / автор-сост. Л.Е. Крыласова. – Волгоград: Учитель, 2008.- 332 с.
- Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.- 176 с.
Приложение
Письмо.
«Дорогие ребята, помогите нам, жителям страны Красивой речи! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Помогите ее расколдовать!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...
Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...
Занимательное дело по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей...