«Путешествие в страну Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ  итоговой интегрированной НОД на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» / для детей старшего дошкольного возраста /

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_krasivoy_rechi_dlya_pechati.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

итоговой интегрированной НОД

на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»

/ для детей старшего дошкольного возраста /

                                          Подготовила: Ефремова Е.Н., воспитатель  

                                          первой квалификационной категории

             

Саранск

2019

Программное содержание

Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по речевому развитию.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения обобщать, классифицировать предметы;

- Активизировать употребление прилагательных в речи;

- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх и упражнениях;

- Закреплять умения образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов;

- Закреплять навыки работы с ножницами.

Развивающие:

- Развивать связную речь детей, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук;

- Закреплять художественно-эстетические навыки;

- Развивать глазомер, чувство формы и пропорций при выполнении аппликации.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: проведение дидактических игр, отгадывание загадок.

Словарная работа: фантазия, солнце лучистое.

Методы и приемы:

Словесный: рассказ педагога, беседа, загадывание загадок, ответы и рассказы детей;

Наглядный: рассматривание картинок;

Игровой: дидактические игры и упражнения, создание игровой и воображаемой ситуации.

Оборудование: компьютер, настенная доска, «солнце с лучиками», аудиозапись мелодии «волшебной музыки», колокольчик, мяч, мячик – солнышко, наборы картинок, письмо, клеенки, салфетки, ножницы, кисточки для клея, клей, баночки для клея, подставки для кисточек, цветные карандаши, корзинка.

Материалы: шаблоны из цветной бумаги, шаблоны из цветного картона с тесьмой по количеству детей.

Музыкальное сопровождение: А. Рубинштейн «Лесные цекады» из цикла «Малыш в лесу».

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. А теперь давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать, как?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Тогда в путь! Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия?

Дети: Ответы детей (фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила красивой речи:

1. Каждый день всегда, везде,

   На занятиях в игре,

   Громко, четко, говорим,

   Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

   Только руку подними.

Воспитатель: Итак, отправляемся в страну Красивой речи (включается аудиозапись).

- Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

- Вот мы и прибыли. Садитесь на стульчики. Ой, ребята, а здесь письмо! Давайте посмотрим, от кого же оно? (чтение письма)

«Дорогие ребята, помогите нам, жителям страны Красивой речи! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Помогите ее расколдовать!»

Воспитатель: Ребята, нужно помочь жителям этой страны. Поможем?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Но сначала отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого,

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… (Солнце). (На доске солнышко без лучиков с грустной эмоцией)

Воспитатель: Только почему-то оно грустное? И чего - то у него не хватает?

Дети: Ответы детей (У него нет лучиков).

Воспитатель: Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их (дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю).

Воспитатель: Чтобы колдовские чары рассеялись, нам с вами нужно выполнить задания, которые солнце спрятало в своих лучиках. (Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).

Воспитатель: Ребята, давайте приступим к выполнению заданий.

задание 1: Дидактическое упражнение «Назови ласково» (с мячом)

(Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет слово, ребенок, возвращает мяч воспитателю называет слово ласково).

Примерные слова: солнце, вода, трава, дерево, земля, река, цветок, поле, ветер, облако.

Дети: Ответы детей

Воспитатель: задание 2: Дидактическое упражнение

 «Назови одним словом»

- диван, стул, стол, кровать, шкаф – это…..(мебель)

- помидор, огурец, морковь, свекла, лук – это…. (овощи)

- платье, брюки, футболка, юбка, плащ – это…..(одежда)

- а, б, в, п, ф – это……(буквы)

- повар, шофер, плотник, продавец, врач – это…..(профессии)

- 1, 0, 2, 4, 3, 5 – это……(цифры)

-одуванчик, ландыш, ромашка, роза, фиалка – это…..(цветы)

- автобус, машина, поезд, самолет, пароход – это……(транспорт)

- тарелка, кастрюля, чашка, сковорода, блюдце – это….(посуда)

Дети: Ответы детей

Воспитатель: задание 3: Дидактическое упражнение « Не ошибись»  

- Петю встречал Миша. Кто приехал? (Петя)

- Лене написала письмо Катя. Кто получил письмо? (Лена)

- Внука проводил дедушка. Кто уехал? (Внук)

- Мышка меньше кошки. Кто больше? (Кошка)

- Охотник шел за собакой. Кто шел впереди?(Собака)

- Лента шире пояса. Что уже?(Пояс)

- Папоротник ниже куста. Что выше?(Куст)

- Весна бывает перед летом. Что бывает раньше?(Весна)

Дети: Ответы детей

Воспитатель: задание 4: Дидактическое упражнение  «Наоборот»

Примерные слова: большой, громко, грустный, высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый, узкий….

Дети: Ответы детей

Физкультминутка «Разминка»

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте! /прыжки/

Эх! Руками машем вместе! /движение "ножницы" руками/

Эхе-хе! Прогнули спинки, /наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть/

Посмотрели на ботинки. /наклонить голову как можно ниже/

Эге-ге! Нагнулись ниже. /глубокий наклон вперёд, руки на поясе/

Наклонились к полу ближе. /дотронуться руками до пола/

Повертись на месте ловко, /покружиться/

В этом нам нужна сноровка!

Что, понравилось, дружок?/остановились, руки в стороны/

Завтра повторим урок! /руки на пояс, повернули туловище вправо, правую 
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону/

Воспитатель: задание 5: Дидактическое упражнение  «Назови признаки»

В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- матрешка из дерева…

- сумка из кожи…

- ручка из пластмассы…..

- мальчик с широкими плечами …

- дом из кирпича…

- блюдце из фарфора…

- платье из ситца……

- девочка с голубыми глазами….

- кастрюля из алюминия……..

Дети: Ответы детей

Воспитатель: задание 6: Дидактическое упражнение

«Дополни предложение» (с мячиком-солнышком, перекатывая в руках и передавая друг другу)

- Сейчас время года…(весна)

- В неделе дней…(семь)

- В году месяцев…(двенадцать)

- Мы живем в стране…(Россия)

- Наша республика называется… (Мордовия)

- Город в котором мы живем, называется…(Саранск)

- Звуки, которые тянутся и поются, называются…(гласными)

- Слово состоит из… (слогов)

- Предложение состоит из….(слов)

Дети: Ответы детей

Воспитатель: задание 7: Дидактическое упражнение

«Раздели на слоги» (с колокольчиком)

(показываются картинки с изображением различных предметов)

Воспитатель: В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. Мы тоже с вами поиграем. (Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру; колокольчик не звенит – дети останавливаются. Воспитатель показывает картинки, дети называют предмет, нарисованный на картинке при этом хлопками разделяют слово на слоги, отвечают, сколько слогов в слове).

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? (на доске появляется «солнышко с улыбкой» и с лучиками)

Дети: Ответы детей (яркое, лучистое, горячее, светлое…)

Воспитатель: А вы хотите, чтобы у каждого из вас было свое солнышко?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Я предлагаю сейчас сделать солнышко из тех материалов, которые лежат у вас на столах. Согласны? Проходите за столы.

Воспитатель: Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко!

Погуляй у речки. /Шевелят пальцами обеих рук/

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки. /Быстро сжимают и разжимают кулаки/

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем. /Делают хватательные движения щепотью/

Покатаем, поваляем  /Круговыми движениями трут ладонь о ладонь/

И назад тебе вернем! /Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы/

Воспитатель: Ребята, ваши  «солнышки» будут в виде медалек, они будут согревать и поднимать вам настроение и напоминать о «Стране Красивой речи».

Этапы работы:

  • взять «солнышко – круг» с тесьмой меньшего размера;
  • приклеить круг к заранее подготовленному шаблону (большой желтый круг);
  • прорезать края «солнышка» до картонной основы медали;
  • загнуть «зубчики» солнышка к центру;
  • нарисовать солнышку глазки и ротик.

Воспитатель: Итак, ребята, приступим к работе. «Солнышко – круг» с тесьмой, кладем на клеенку, цветной стороной вниз, наносим клей (обратить внимание на то, что необходимо нанести клей на всю поверхность детали). Кладем кисточку на подставку. Теперь берем большой круг и наклеиваем на него круг  с тесьмой, располагая посередине. Прижимаем салфеткой, вытираем лишний клей. Теперь берем ножницы (вспомнить правила работы с ножницами) и прорезаем края «Солнышка» до картонной основы. Загибаем «зубчики» солнышка к центру через один. Рисуем «Солнышку» глазки и ротик.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые  медальки - «Солнышки» у вас получились! Можно надеть их на себя!

Воспитатель: (приглашает детей встать в круг). Путешествие наше подошло к концу, пора отправляться в детский сад.

Воспитатель: Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя (Звучит музыка).

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Так как же меняются люди, попадая в «Страну Красивой речи»? (начинают говорить красиво, а значит, правильно)

Дети: Ответы детей

Воспитатель: (Воспитатель берет в руки корзинку)

У меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова –
​Слова любви, слова добра.

Воспитатель: Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Ребята, а вы знаете прекрасные слова? Ну-ка, добавьте их в корзинку. (Дети передают корзинку друг другу и называют слова.)

Воспитатель: Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами и с жителями «Страны Красивой речи». Выпустим их. (Воспитатель с детьми «рассыпает содержимое корзинки» вокруг).

Воспитатель: Пусть же разлетятся эти слова по всему миру!

Список используемой литературы

  1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
  2. Казакова, Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий. – М.: АРКТИ, 2010.- 104 с.
  3. Развитие речи и воображения. Подготовительная группа./ Автор-сост. И.В. Гуреева. – Волгоград: ИТД «Корифей».- 112 с.
  4. Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе / автор-сост. Л.Е. Крыласова. – Волгоград: Учитель, 2008.- 332 с.
  5. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.- 176 с.

Приложение

Письмо.

«Дорогие ребята, помогите нам, жителям страны Красивой речи! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Помогите ее расколдовать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Занимательное дело по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей...