Проект "Капельки воды"
проект по развитию речи (младшая группа)

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через включение в процессе экспериментирования, наблюдения, игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kapelki_vody_zvereva_v.l._pervutinskaya_e.a.docx473.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

р.п. Маслянино Маслянинского района Новосибирской области

Номинация

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников

«Капельки воды»

Познавательно-исследовательский проект

Авторы: Зверева Валентина Леонидовна,

воспитатель I квалификационной категории;

Первутинская Елена Анатольевна,

воспитательI квалификационной категории

Заведующая МКДОУ детским садом «Тополек»

 комбинированного вида

Березан Валентина Николаевна

МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида

р.п. Маслянино, ул. Партизанская, 28

Т. 8-383-47- 23-885

topolekmasl@yandex.ru

р.п Маслянино

2018

                                 

I.Введение

Актуальность проекта.

В наше время изменилось поведение людей к природе: люди берут от природы все, ничего не давая взамен. Человек плохо «контактирует» с природой. Поэтому в последнее время мы, воспитатели, считаем нужным, чтобы у детей возрастал интерес к экологии.

          Первые знания и представления об окружающем мире нужно начинать давать в раннем возрасте. Наиболее интересны для детей в возрасте 2-3 лет – игры с водой. Эта любимая детская забава полезна не только для развития тактильных ощущений, но и для мелкой моторики.  Вода дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы. Во время игр с водой ребенок учится наблюдать, делать выводы, мыслить. А положительные эмоции, которые дарит игра с водой, помогают малышам адаптироваться в детском саду

Проблема: Многие родители считают, что играть с водой дети еще не умеют, после таких игр надо долго наводить  в ванне порядок. Поэтому такие игры проводятся далеко не в каждой семье или очень редко. А так же у малышей в силу своего возраста недостаточный уровень знаний о свойствах воды, о ее значимости для всего живого мира.

Цель: Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через включение в процессе экспериментирования, наблюдения, игр.

Задачи:

  1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
  2. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
  3. Обогатить словарный запас детей по теме.
  4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами воды.

Предполагаемые результаты:

В ходе проведения проекта дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием, так как это будет проходить во время игр.

II. Основная часть.

Проект краткосрочный: 3 недели.

Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы, родители.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

В проекте представлена совместная работа воспитателей и детей по формированию основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас и что она необходима для всего живого на Земле.

План реализации проекта:

Деятельность педагогов

Методическое оснащение

Формы работы с детьми

Развивающая предметно-пространственная среда

Взаимодействие с  родителями

1 неделя. Подготовительный этап

- сбор информации,

подбор иллюстраций, книг, дисков, дидактических игр;

- подбор стендовой информации для родителей

- просмотр мультфильма «Капитошка»;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- беседа «Кто живет в воде?»

Иллюстрации,  книги, диски, дидактические игры

- привлечение родителей к подбору материала по теме

2 неделя. Организационно-практический этап

Область: Социально-коммуникативное развитие

- подбор дидактических игр;

- подбор игр с водой для папки-передвижки;

- составление конспекта «Купание куклы Кати» (приложение №1)

- сюжетно-ролевая игра «Моем посуду»,

- сюжетно-ролевая игра «Сварим суп»,

- настольно-печатные игры по теме

Дидактические игры, картинки, посудка, овощи, куклы, ванночка, губка

- папка-передвижка «Игры с водой»

Область: художественно-эстетическое развитие

- подбор материала по художественному творчеству;

- подбор песенок по данной теме

- рисование «капелек дождя»;

- слушание песенок «Дождик», «Дождя не боимся», «Капитошка», «Песенка смелого моряка»,

- НОД (изодеятельность) «Веселый дождик» (Приложение № 1)

Диски,

гуашь,

альбом,

 вода

- оказание помощи в подборе музыкальных произведений

Область: физическое развитие

- подбор подвижных игр, пальчиковых игр

- подвижная игра «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Зайка серый умывается»;

- пальчиковая игра «Дождик», «Кораблик»

Зонтик,

скакалки,

игрушка- зайчик

Область: речевое развитие

- подбор книг, потешек о воде, картинок

- чтение художественной литературы: К.И.Чуковского «Мойдодыр»,

- чтение потешек «Водичка, водичка…»,

- рассматривание картины «Дети кормят рыбок»,

 - занятие «Купание куклы Кати», (Приложение№2)

- разучивание потешек «Дождик», «Дождик поливай», «Радуга-дуга»

Книги,

картина

- пополнение библиотеки книгами,

- разучивание потешек дома

Область: познавательное развитие

- подбор предметов, игрушек из разных материалов для игр-экспериментов

- игра «Веселые утята», «Рыбки»

- наблюдение за дождем, лужами, за поливом цветов,

- наблюдения (дома) «Как пьют воду домашние животные»

- игра «Вылови шарик», «Водопадики», «Лужа».

Игрушки,

тазы,

цветы,

лейка

- наблюдение за тем, как пьют воду домашние животные,

- беседа о жизни рыбок в аквариуме

3 неделя. Завершающий этап

Подбор игрушек, музыки.

- развлечение «Мыльные пузыри» (Приложение№3)

Коробочка, мыльные пузыри, медведь, заяц, корзина с шишками, веселая музыка.

- помощь в подборе материала

III. Заключение

         В ходе реализации проекта «Капелька воды» дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.

         У детей сформировались исследовательские умения, соответствующие возрасту, повысился словарный запас по данной теме.  

        Повысилась компетентность родителей по экологическому образование дошкольников.

4. Литература

1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младше группе: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж,2008 .

2.   Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста./ Под ред. О.В.Дыбиной – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». – Москва «Просвещение», 2005.

4. Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе». Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера,2013.

Приложение №1

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе

«Капельки дождя»

Воспитатель 1 квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Тополек»

комбинированного вида:

Первутинская Елена Анатольевна

Программное содержание:

        Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: учить детей рисовать точки, пятнышки с помощью пальчиков, изображая дождик.

        Образовательная область  «Познавательное развитие»: знакомить детей с доступными явлениями природы; продолжать учить различать цвет краски, правильно называть его (синий).

Образовательная область «Речевое развитие»: обогащать активный словарь: «ква-ква», «синий», «капает», «дождик».

        Образовательная область  «Физическое развитие»: формировать правильную позу  при рисовании: сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободной рукой придерживать лист бумаги; развивать стремление играть  в подвижные игры с простым содержанием.

Материал: листы бумаги белого цвета с изображением туч,  гуашевые краски синего цвета, влажные салфетки, вариативные образцы для пояснения техники рисования, зонтик, лягушки – игрушки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то скребётся к нам в дверь? Давайте посмотрим, кто это! Выглядывает за дверь и вносит на подносе лягушек.

Воспитатель: Дети, кто это к нам в гости прискакал? Воспитатель рассказывает стихотворение:

Мы зеленые лягушки,

Мы веселые квакушки,

В озере живем,

Песенку поем.

Воспитатель: А вы знаете, как лягушки песенки поют? Но сейчас лягушки почему-то грустные. Ребята, как вы думаете, что случилось, почему они не веселятся? Лягушки очень любят дождик, появляется много лужиц и они могут в них купаться, плескаться. Но дождика давно не было, поэтому лягушки грустные. Мы можем помочь лягушкам,  нарисуем тучки и дождик. Рисовать мы будем пальчиками.

        Воспитатель показывает образец выполнения работы, объясняет частоту размещения пятнышек.

Воспитатель: Пятнышки – дождинки  размещены свободно, «летят»   на расстоянии друг от друга.

Воспитатель:  Ребята,  какого цвета получается дождик?

Ответы детей: синий, повторяют слово все дети.         

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки. 

Дети садятся за стол и начинают рисовать пальчиками.

Воспитатель побуждает детей сопровождать ритм отпечатков словами: «кап – кап – кап, кап – кап – кап»

Воспитатель:

Дождик, дождик, кап – кап – кап

Мокрые дорожки,

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Воспитатель: А вот лягушки дождик любят и не боятся намочить свои лапки.

 Ребята вместе с лягушками рассматривают получившиеся рисунки.

Воспитатель: (обращаясь к лягушкам) Ну что, лягушки, вы довольны? Мы нарисовали вам  много дождика. Теперь вы можете плескаться  и веселиться в лужицах. И мы с ребятами с вами поиграем.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик»

Приложение №2

Конспект занятия в первой младшей группе

«Купание куклы Кати»

Воспитатель

МКДОУ детский сад «Тополек»

комбинированного вида:

 Первутинская Елена Анатольевна

Цель: Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Воспитывать культурно – гигиенические навыки;
  2. Познакомить детей с предметами личной гигиены, дать понять, для чего они нужны, как ими пользоваться.
  3. Формировать активный словарь: учить называть предметы и действия с ними;
  4. Развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.

Материалы и оборудование: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, тазик, ведерко с горячей и холодной водой, губка, кроватка, кукла, кружка, мешочек.

Методы и приемы:

1. Словесный – вопросы воспитателя, художественное слово.

2. Наглядный – показ умывания куклы.

3. Игровой – укладывание куклы спать.

4. Сюрпризный момент.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня, ребята, я нашла чудесный мешочек. Давайте мы посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает из мешочка мыло, полотенце, мыльницу. Спрашивает у каждого ребенка, что это и объясняет, для чего они нужны.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А какую песенку для водички мы уже знаем? Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам пришел? (открывают дверь, за дверью кукла).

Воспитатель: Это кукла Катя. Какая она грязная! Она, ребята, что-то говорит.

Воспитатель: Ребята, Катя гуляла на улице и испачкалась. Что нужно сделать, чтобы Катя стала чистой?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, надо Кате умыться!

Воспитатель ставит на стол ванночку, рядом 2 ведра и кружку.

Воспитатель: Посмотрите, вот у меня на столе 2 тазика с водой. В одном тазике горячая вода, в другом - холодная (воспитатель просит 2-3 детей потрогать холодную воду). А горячую трогать нельзя, можно обжечься. Я смешаю горячую и холодную воду. Какая у нас получится вода? Теплая, повторите за мной (просит повторить слово «теплая» всех детей). Теплой водой мы и будем купать Катю.

Будет мыло пенится, и грязь куда-то денется.

Теплую водичку льем на нашу Катю.

Глаз – купайся, шейка – мойся,

Грязь – смывайся хорошенько!

Воспитатель моет куклу, затем просит ребенка принести полотенце. Ребенок берет куклу, воспитатель вытирает ее.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Катя чистая стала, красивая. А вода в ванночке грязная и мыльная, ее надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, губку выжать и посушить, полотенце повесить на место (дети повторяют слова воспитателя).

Воспитатель: Ребята, а мы совсем забыли про Катю. Посмотрите, она уже спать хочет. Давайте ей споем песенку и уложим спать:

Баю – баю, баиньки, в огороде заиньки!

Зайки травоньку едят, Кате спать велят.

Воспитатель: Вот Катя и уснула, и мы сейчас тихонечко, чтобы не разбудить Катю, унесем ее в спальню и уложим в кроватку.

Воспитатель и дети тихонько, на цыпочках, возвращаются в группу.

Итог:

Воспитатель: Давайте вспомним, что лежало в чудесном мешочке? (дети называют предметы гигиены). Что мы сегодня делали? Правильно, купали куклу Катю. А что еще делали? (спать укладывали). Как мы сегодня хорошо занимались, давайте похвалим себя (гладят себя рукой по голове). Молодцы, ребята!

Приложение №3

Развлечение «Мыльные пузыри»

для детей первой младшей группы.

Цель: Создать радостное настроение у детей, эмоционально-положительный настрой в группе.

Задачи:

  1. Воспитывать  дружелюбие, умения действовать по речевым инструкциям воспитателя.
  2. Развивать ловкость, аккуратность в движениях, координацию движений,
  3. Активизировать  словарный запас детей.

Оборудование:  красивая коробочка, мыльные пузыри, игрушки — мишка, заяц,  корзинка с шишками, веселая музыка.

Предварительная работа: разучивание слов к играм: «Заинька»,  «Мишка косолапый»

Ход развлечения:       

Воспитатель:  Ребята,  к нам  сегодня в гости пришел медвежонок (показывает игрушку). Давайте с ним поздороваемся (Дети здороваются).

Воспитатель: Медвежонок очень хочет с вами поиграть в игру «Мишка косолапый», давайте поиграем.

Игра «Мишка косолапый»

Мишка косолапый по лесу идет

(дети переступая с ноги на ногу, проговаривают стихотворение, одновременно топают ногами).

Шишки собирает, в сумочку кладет.

(поднять руки вверх — «шишки растут высоко», опустить руки вниз ).

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб

( правую руку приставить ко лбу)

Мишка рассердился и ногою топ.

(дети ставят собранные в кулачки кисти на пояс, проговаривают стихотворение и, на слово «топ», топают правой ногой)

Топ — топ — топ — топ.

Воспитатель: Какие вы молодцы! В Мишуткину игру поиграли, теперь давайте  с вами  покажем медвежонку, какие  мы сильные и  ловкие,  тоже умеем играть, а он посмотрит.

 Игра «Собери шишки»

Звучит веселая музыка, педагог рассыпает из корзинки шишки, предлагает  малышам помочь собрать их. Дети под быструю музыку начинают собирать шишки, складывать в корзинку.  По окончании игры  дети садятся на стульчики. Воспитатель хвалит малышей.

Воспитатель:

Мы с Мишуткой веселились,

Хохотали от души.

С нами весело резвились взрослые и малыши.

Воспитатель: Ребята, а к нам в гости еще Зайка пришёл (показывает игрушку). Давайте с ним тоже поздороваемся и поиграем (дети здороваются).

Игра «зайки» (2 раза).

Воспитатель произносит текст:

Зайка серенький сидит          (дети присаживаются)

 И ушами шевелит.               (дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Скучно Заиньке  сидеть,

Надо лапочки размять.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

(со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают   в ладоши)

Надо лапочки размять.

Скучно Заиньке стоять,

Надо Зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,           

(со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах)

Надо Зайке поскакать.                         

Кто-то  Зайку испугал,

Зайка прыг… и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку — и дети убегают на свои места. После игры садятся на стульчики.

Воспитатель: Мишка и Зайка принесли нам волшебную коробочку. Давайте посмотрим, что в ней?

Дети: Мыльные пузыри.

Воспитатель:  Правильно! Это мишутка и зайка хотят, чтобы мы поиграли с мыльными пузырями! А им надо бежать домой! Давайте  попрощаемся с мишкой и зайчиком, а  мы с вами будем пускать мыльные пузыри! 

Звучит музыка, пускание мыльных пузырей.       


Приложение №4

Фотоальбом

Дидактическая игра «Кто живет в воде»

C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5613.JPG

Дидактическая игра «Кто живет в воде»C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5615.JPG

Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп»

C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5618.JPG

Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп»

C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5620.JPG

Сюжетно-ролевая игра «Моем посуду»

C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5622.JPG

Сюжетно-ролевая игра «Моем посуду»

C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5623.JPG

Игра «Веселые утята»C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5627.JPG

Игра «Рыбки плавают»C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5634.JPG

НОД «Веселый дождик»

C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5638.JPG

НОД «Веселый дождик»

C:\Users\Tatyana\Desktop\ГРУППЫ\ПЕА ЗВЛ\2018-2019\проект  капельки воды\фото\IMG_5642.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...