Развитие речи детей в работе над загадками
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие речи детей в работе над загадками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_v_rabote_nad_zagadkami.docx | 12.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей в работе над загадками
Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяет развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи- доказательства и речи-описания. Так загадка становится не просто развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве, т. е. важным средством обучения и развития. Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, своих композиций. Речь - доказательство имеет свою структуру, определяющая порядок аргументов: во-первых. Во- вторых и.т.д. В рассуждении приходится пользоваться сложны ми предложениями, с помощью которых выражаются логические связи: если- то, раз- значит, потому что, так как, значит….Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадывать зегадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых говорится в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Загадывая загадки, надо повторять их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее вы деля ли признаки. Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними. Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше сделать с помощью постановки вопросов. В случае пропуска какого- либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие ребенку односторонность его отгадки. Так загадку: « Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» Ребенок доказывает опираясь всего на один признак. Это бывает весной, потому что тает снежок. А разве снег тает только весной? А оттепель зимой? Тогда ребенок обратит внимание и на другие признаки. Загадка- описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Все это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучать детей внимательно относится к слову, вызывать интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ. Таким образом, в зависимости от цели, которая ставится перед ребенком, он пользуется различными речевыми средствами, отбирая нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. Так систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие мыслительной деятельности и речи дошкольников в работе с загадками"
Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призыва...
Консультация для родителей на тему: "Здоровьесберегающие технологии для развития речи детей в работе логопеда"
Как правило, дети с нарушением речи имеют ослабленное нервно-психическое и физическое здоровье. Поэтому в ходе коррекционно-развивающих занятий с детьми, считаю...
План работы по самообразованию по теме" Использование загадки в развитие речи детей 3-5лет "
Планирование работы по теме с детьми, педагогами ДОУ....
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Проект "Развитие речи детей через работу с родителями."
В проекте рассказывается о необходимости привлечения родителей к работе с детьми по развитию речи....
Консультация для педагогов «Развитие речи детей при работе над ролью»
Консультация для педагогов «Развитие речи детей при работе над ролью»...
Карта (занятия) по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи». Средняя группа.Тема: «Составление загадки». Название: «Придумываем загадку к конкурсу Крошу» с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ
Цель: закрепление у детей умений составления загадки по технологии ТРИЗ....