КОНСПЕКТ ОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ "ВЕСНА ИДЁТ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ: ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ, РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rechevomu.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
« ВЕСНА ИДЁТ»
ЦЕЛЬ:
- развивать связную речь;
- развивать способность детей к анализу характерных изменений в живой и неживой природе в весенний период;
- закреплять умение составлять предложения из 3-5 слов с опорой на символы – элементы мнемотехники, из этих предложений составлять рассказ о весне.
ЗАДАЧИ:
- уточнять и закреплять представления об изменениях, происходящих в природе весной по существенным признакам;
- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе, учить передавать словесно содержание впечатлений из личного опыта;
- обогащать и активизировать словарь;
- учить правильности построения предложений в составлении рассказа;
- развивать воображение, совершенствовать зрительное восприятие и внимание.
ХОД.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку и узнаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает!? (ответы детей)
- Да. Сегодня мы будем говорить о таком прекрасном времени года, как весна! Как приятно ощущать ласковые весенние лучи солнца! Природа пробуждается. С приходом весны обновляется не только природа. Меняется настроение. Какое у вас настроение? (ответы детей)
- Когда у вас весёлое, радостное, бодрое, хорошее настроение хочется говорить только ласковые слова.
Дид.игра «Скажи ласково» (солнце, дождь, ветка, туча, лужа, цветок, день, лист…), (дети называют слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
- Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в природе весной.
(дети называют приметы весны)
Ребёнок.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И журчит, звенит ручей.
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна!
Воспитатель. Да, с приходом весны, с наступлением тёплых дней, снег начинает таять, появляются проталины, текут ручьи, с крыш свисают сосульки.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
- Ребята, а о чём можно сказать – весеннее? А весенний? Весенняя? Весенние? (ответы детей).
- Каким весной становится небо?
Дети. Весной небо голубое, светлое, безоблачное, ясное.
Воспитатель. А солнце какое?
Дети. Солнце весной тёплое, ласковое, яркое.
Воспитатель. А что такое капель?
Дети. Когда под тёплыми лучами сосульки быстро тают и капельки воды часто-часто капают с крыши.
Воспитатель. А какие животные просыпаются от зимней спячки?
Дети. Весной просыпаются от зимней спячки ежи, медведи, барсуки, сурки.
Воспитатель. Как вы понимаете слова «день прибывает»?
Дети. Когда дни становятся длиннее, а ночи короче.
Воспитатель. Вы молодцы, ребята! Вспомнили все весенние признаки в природе, а сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы.
Дид.задание: «Что происходит в природе?»
Весной лёд на реке что делает? – (тает, трещит, ломается…)
Солнце что делает? – ( светит, греет…)
Ручьи – ( бегут, журчат…) Ребята, а откуда берутся ручьи? Из чего они состоят? Почему их не было зимой?
Весной снег – (тает, темнеет…), а сосульки…
Весной птицы – (прилетают, поют, вьют гнёзда…)
Капель – (звенит…)
Насекомые после зимы - (оживают…)
Первые цветы - (расцветают, появляются…), а почему первый цветок называется подснежник?
Медведь от спячки – (пробуждается…)
На деревьях почки – (распускаются, набухают, лопаются…)
Весной первая травка – (пробивается, вырастает…) и т.д.
Воспитатель. Молодцы! Справились с заданием но «отлично»!
Давайте с вами теперь отгадаем загадки!
По ней кораблики пускаем,
Когда уходят холода.
Жаль только, мама не пускает
По ней побегать иногда.
На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
Жил я посреди двора,
Где играла детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
Посмотри! Вот это да!
Ледяная борода
Выросла у крыши!
А солнце выше, выше.
Звонко капает вода,
Тоньше, тоньше борода…
Посмотри! Вот это да!
Вся исчезла без следа
Ледяная борода!
За окном звенит она
И поёт: «Пришла весна!»
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё – беда,
Она их главная еда.
Воспитатель. Молодцы! Все загадки отгадали! А теперь предлагаю вам новое задание: закончить четверостишие, подобрать рифму. Вы готовы!?
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода!
Не обуешь валенки,
На снегу…(проталинки).
Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припёке с крыши нашей
Утром свесилась…(сосулька).
Снег тает, тает понемножку,
И слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорожку
Звонко капает…(капель).
Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась…(верба).
Солнце греет у порога,
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам…(грачи).
Наконец река проснулась,
С боку на бок повернулась –
Затрещал, ломаясь лёд –
Значит, скоро…(ледоход).
Воспитатель. Ребята, назовите пожалуйста весенние месяцы.
Дети. Март, апрель, май.
Воспитатель. Значит, какой первый месяц весны? (дети отвечают)
- Совершенно верно! Март.
Идёт матушка-весна,
Отворяй-ка ворота!
Первым март пришёл,
Белый снег сошёл.
- Март – месяц пробуждения природы, утро весны, утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной пахнет.
Ребёнок.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее,
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц-март.
В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт,
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Воспитатель. Ребята, в старину март называли протальник, как вы думаете почему (из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин). Также его называли свистун, ветронос, почему? (из-за свиста холодного ветра). (Далее воспитатель предлагает детям подумать и ответить почему март ещё называли зимобор, капельник, грачевник, разнопогодник).
Ребёнок.
То мороз, то лужи голубые.
То метель, то солнечные дни.
На пригорках пятна снеговые
Прячутся от солнышка в тени.
Над землёй – гусиная цепочка,
На земле – проснулся ручеёк,
И зиме показывает почка
Озорной, зелёный язычок.
Воспитатель. Ребята, по старинным русским обычаям в марте люди выходили на улицу встречать или закликать весну и перелётных птиц, прежде всего жаворонков, которые, как считалось, её приносили. Пекли специальные хлебцы в форме птиц, которые называли птичьими именами – жаворонками, тетёрками, куликами.
Жаворонки, прилетите!
Студёну зиму унесите!
Тёплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик 9 замков.
Кулик, кулик! Замыкай зиму,
Отпирай весну, тёплое лето!
Весна! Весна-красна!
Приди, весна, с милостью,
С солнцем горячим,
С дождём обильным.
Принеси урожай в наш счастливый край!
Воспитатель. Ребята, астрономическая весна не зависит от капризов природы и наступает всегда в один и тот же день – 21 марта, в день весеннего равноденствия. Скажите мне пожалуйста, как вы понимаете это слово. (ответы детей).
- Хорошо. Переходим ко второму весеннему месяцу. Напомните мне, как он называется!? (ответы детей)
- Да, конечно апрель – месяц удивительных контрастов: капель сменяется заморозками, дожди – редкими снегопадами. В лесу ещё лежит снег, а деревья наполнены соком. Проталины начинают покрываться первой зеленью.
Набухают быстро почки,
Появляются листочки,
Всюду гомон, птичья трель,
Это к нам пришёл апрель!
Воспитатель. В старину апрель называли снегогон, водогон, водолей, ручейник, прилетень, цветень, березень. Почему? Как вы думаете?
Ребёнок.
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Воспитатель. Как же называется третий месяц весны? (ответы детей)
- Да, месяц – май! Май – праздник природы, месяц птичьих песен, преддверие лета, расцвет всего живого. Поговорка гласит: «В мае даже ветер поёт!» А ещё май – важный месяц, от него зависит урожай.
Уж солнышко греет, и птички поют,
И яблони, вишни так ярко цветут.
Всё поле покрылось зелёной травой,
И скоро появится бабочек рой.
Ребёнок.
Месяц май цветёт и греет,
Над полями ветер веет,
Белый ландыш расцветает,
Мотылёк над ним летает.
На деревьях зреют почки,
Появляются листочки.
Глухо рыкнул первый гром
И рассыпался дождём.
Воспитатель. Май раньше называли росеник – от обильных рос; пролетень – преддверие лета; мур – появление травы-муравы. Ребята, а ещё май называли травник, травень. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о весне, весенних месяцах.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Март морозом на нос садится.
Грач на горе – весна на дворе.
Увидел грача, весну встречай.
В марте день с ночью меряется, равняется.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Май – пора сева.
Весною сверху печёт, а снизу морозит.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Потрудись весной, сытым будешь зимой.
Весенний день год кормит.
Май весну кончает, лето начинает.
С крыш капает, а мороз за нос цапает.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Знаете пословицы. А как можно объяснить пословицу: «Кто весной трудиться рад, тот будет осенью богат»? О каком богатстве говорится в пословице? (ответы детей)
(воспитатель обсуждает с детьми содержание пословицы)
Физминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер колышет листву.
В сторону руки, плавно помашем – вот они, птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад.
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим картинки о весне. Что мы видим на этих картинках? Давайте придумаем красивые предложения о весне. Кто желает? (дети составляют предложения по картинкам).
Воспитатель. Молодцы! Составили много предложений о весне. Как вы думаете, из этих предложений мы можем составить рассказ о весне? Как можно назвать рассказ?(ответы детей).
- Рассказ должен быть полным, интересным. В этом нам помогут картинки-подсказки (мнемотаблицы).
(дети составляют рассказ с помощью элементов мнемотехники, выкладывая их по своему усмотрению)
Воспитатель. Мне очень понравились ваши рассказы, молодцы!
Ребёнок.
У Весны работы много, помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам говорливые ручьи.
Топят снег, ломают льдинки, согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинок выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки золотые расцвели,
Налились, набухли почки, из гнезда летят шмели.
У Весны забот не мало, но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало, и сады в цвету стоят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по аппликации «Снег идёт».
Цель: Вызвать у детей радостное настроение от зимы и снегопада, предложить сделать зимнюю аппликацию себе на память. Развивать мелкую моторику рук при скатывании кусочков салфеток в шарики. Восп...
Конспект игры - занятия «Машина, машина идёт, гудит…»
Конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста.В него включены проблемные ситуации.Конспект предполагает использование предметов-заместителей и воображаемых предметов....
Конспект НОД на тему: «Масленица идёт, блин да мёд несёт!»
познакомить детей с традициями народного праздника....
Конспект интегрированного занятия "Осень яркая идёт!"
Интегррованное занятие в подготовительной группе "Осень яркая идёт!"...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу».
Данное занятие разработано для закрепления и расширения словаря детей по теме «Весна», а также для развития связной речи дошкольников....
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Весна идёт , весне дорогу"
Цель: развитие связной речи у детей.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя речи;- подготовка детей к обучению грамоте.Раз...