Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации "Мордовия-многонациональная"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гарькина Ольга Евгеньевна

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аапликации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

*Расширить знания детей о многонациональности республики Мордовия, об особенностях мордовского, татарского и русского национальных костюмов; учить видеть красоту народного мордовского костюма, его характерные особенности.

*закрепить приемы складывания квадрата, аккуратно сгибать его, четко совмещать углы и стороны, закрепить названия элементов мордовского орнамента: восьмиконечная звезда, галочка, лесенка, ступеньки, ромб, крест;

*Воспитывать чувство прекрасного, интерес и любовь к мордовской культуре и культуре других народов, к искусству, воспитывать аккуратность в работе.

*Развивать эстетическое восприятие, композиционные умения.

Словарная работа: панар, паця, сорка, орнамент, многонациональная, восьмиконечная звезда.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: видео-презентация национальных костюмов разных народов, фото-презентация образцов русского, мордовского и татарского орнаментов, видео-презентация письма от девочки-мордовочки, бумажные куклы 11 штук.

Раздаточный: квадраты белой и красной бумаги, кисти, клей, тесьма с изображением мордовского орнамента, подставки для кистей, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей сегодня собралось в этом уютном зале, давайте с ними поздороваемся

Дети: Здравствуйте, значит будьте здоровы, к просмотру работы нашей, готовы?

Воспитатель: Итак, прежде чем мы приступим с вами к занятию, послушайте стихотворение.

Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля!

Дорогие ребята, я не случайно начала нашу встречу  с этих строк, потому что сегодня мы с вами поговорим о нашей прекрасной республике и о мордовском национальном костюме.

Воспитатель: Ребята, как называется наша республика.

Дети: наша республика называется Мородовия.

Воспитатель: А как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети: город, в котором мы живем, называется Саранск.

Воспитатель: Ребята, я уверенна, что вы много знаете о своем городе и республике, наверняка, для знакомства с историей Мордовии и Саранска вы посещали краеведческий музей и видели там старинные предметы обихода,  и наглядно могли посмотреть мордовские национальные костюмы, на занятиях по аппликации и рисованию вам приходилось изображать предметы мордовского костюма или элементы мордовского орнамента.

Воспитатель: скажите ребята, почему нашу республику называют многонациональной?

Дети: потому что в Мордовии живет много различных народов.

Воспитатель: назовите, какие народы проживают на территории нашей республики:

Дети: мордва, татары, русские.

Воспитатель: И сегодня мы с вами поговорим не только о женском национальном костюме, но и сравним его с национальным нарядом  других народов.

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции, культура, свои песни, сказки, и конечно же, национальные костюмы. Для того, чтобы вы смогли познакомиться с национальным костюмом некоторых из народов, проживающих на территории Мордовии, я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебное зеркало», для этого нам с вами нужно будет сказать следующие слова.

Компьютер, компьютер, включись не ленись,

Нам ты сделай одно одолженье

Мы хотим о Мордовии больше узнать,

Превращайся в волшебное зеркало.

Игра «Волшебное зеркало»

Воспитатель: сейчас волшебное зеркало познакомит вас с национальным костюмом разных народов, а вы обратите внимание на орнамент, т. е. на узор, которым будет украшен каждый из костюмов и постарайтесь его запомнить.

Перед вами женщина в русском национальном костюме. Обратите внимание на узор, которым украшен сарафан девушки - это цветочный орнамент. На голове у русских женщин традиционно - кокошник.

Мы с вами просмотрели русский национальный наряд, украшенный цветочным орнаментом. На русском костюме можно встретить и другие узоры: это изображение животных или сказочных птиц, и конечно же, геометрическое плетение.

Перед нами девушка в татарском национальном костюме. Обратите внимание на элемент орнамента на жилетке девушки, это мотив восточного огурца. Подол платья украшен другим орнаментом, это мотив цветка тюльпана, такой элемент орнамента, очень часто встречается в украшении национальных татарских костюмов. Основу наряда составляет платье, на голове - калфак, традиционный татарский головной убор.

Мы просмотрели национальный татарский костюм, в котором были представлены следующие элементы татарского орнамента: мотив восточного огурца, которым была украшена жилетка татарской женщины, мотив цветка тюльпана. Среди элементов татарского орнамента можно встретить разнообразные мотивы гвоздик, хризантем, очень часто встречаются элементы геометрического орнамента. Геометрический орнамент представлен в виде жгутов, волн, спиралей.

Перед нами девушка в мордовском национальном костюме. Обратите внимание на орнамент, которым украшен головной убор-сорка. Это различные виды ромбов. Ворот рубахи богато украшен мордовским орнаментом: это ромбы, розетки, такой же узор мы видим и на переднике девушки. Основу костюма мордовки составляла рубаха– панар, обязательным атрибутом костюма был передник-паця, на голове жевушки мордовки носили сорки.

Просматривая мордовский костюм, я называла вам элементы национального наряда, чтобы вы лучше могли их запомнить, давайте еще раз на них остановимся.

Перед вами девушка-мордовка. Посмотрите, как красив национальный наряд, основу которого составляет рубаха-панар, поверх рубахи повязывался фартук-паця, головыу украшает национальный головной убор-сорка. Украшен костюм традиционным мордовским орнаментом.

В отличии от русского и татарского костюмов, которые украшаются и цветочным орнаментом, и орнаментом с изображением животных, мордовский орнамент имеет только геометрическую структуру, т.е узор складывается при помощи геометрических фигур и линий.

В мордовском орнаменте можно встретить такие элементы как ромб, лесенка, восьмиконечная звезда, розетка, галочка. Именно из таких элементов и формируется мордовский узор.

Посмотрите, как отличаются национальные костюмы народов, проживающих на территории Мордовии. Все мы с вами такие разные, и несмотря на это, наш общий дом –Мордовия.

Воспитатель: ребята, мы с вами просмотрели элементы национальной одежды трех народов: русских, мордвы и татар. Я просила вас обратить внимание на орнамент, каждого костюма и постараться запомнить его. А сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный, я буду вам по волшебному зеркалу показывать элементы орнамента разных народов, а вы будите мне отвечать, костюму какого народа он принадлежит.

Игра «Самый внимательный».

Игра с платочком

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с платочком

Все вкруг пойдем

Хоровод заведем

Кто платочек возьмет

Тот слова произнесет.

Проводится игра с платочком, дети бегут по кругу под музыку, музыка останавливается, кто первый берет куклу, тот говорит слова:

Мордовия! Мой край родной!

Буду я всегда с тобой!

Здесь и мама и друзья-

Это Родина моя!

Воспитатель: а теперь пришло время вернуться к мордовскому костюму.

Звучит музыка и на мониторе экрана появляется сообщение о том, что пришло письмо.

Включается видео-письмо, которое подводит занятие к творческой части.

Воспитатель:  Алдуня, прислала нам в подарок свою куклу Марфу и ее подружек, все они одеты в национальный костюм. Народный костюм очень красочен, изготавливался он вручную, бережно хранился и передавался от матери к дочери.

Посмотрите ребята, на куклу и ее подружек, и ответьте на вопрос, какого элемента костюма не хватает нашим куклам?

Дети: куклам не хватает головного убора – сорки.

Воспитатель: Чтобы наши куколки остались довольны, давайте, ребята поможем изготовить для них головной убор.

Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика .

Моя Мордовия

Тебе желаю счастья, мордовская земля

Руки подняты вверх, махи руками наперехлест.

Любимая, родная Республика моя

Попеременное поглаживание рук

С великою Россией навеки пораднилась

Руки в замок

Своим умом и силой огромного добилась

Попеременно загибать большой и указательный пальцы, сделать из растопыренных пальцев шар

Творишь, дерзаешь, строишь

Махи руками вправо, влево

И не стоишь на месте

Ходьба на месте

Как многое ты можешь

Руками изобразить большой шар

Со всей страною вместе

Вытянутые руки над головой, ладони сомкнуты

Мордва, татары, русские

Сжимать и разжимать кулаки

Живут давно в согласии

Ударяем ладонями друг об друга

И будущее видится мне ясно и прекрасно

Делаем козырек

Воспитатель: теперь наши пальцы готовы к работе.

Изготавливать сорку мы это будем при помощи техники оригами, а после мы украсим ее тесьмой с изображением мордовского орнамента.

Перед вами на столе лежит заготовка для изготовления сорки-это белй квадрат бумаги сложенный по диагонали. Размещаем треугольник на столе так, чтобы большой острый угол смотрел вниз. На первом этапе изготовления сорки нам необходимо сложить противоположные углы треугольника, для этого берем левый угол и тянем его к точке, которая обозначена на  противолежащей стороне, придерживая пальце уголок, разглаживаем сложенный угол, точно также складывается второй угол.

Наша сорка практически готова. Осталось только приклеить к задней стороне сорки красный лист бумаги, это будет задняя часть головного убора. Теперь нам необходимо украсить сорку мордовским орнаментом. Для этого берем  тесьму с мордовским узором, намазываем ее клеем и приклеиваем на лицевую часть сорки, оставшиеся уголки загибаем и приклеиваем к задней стороне головного убора.

Сорки готовы, им осталось немного подсохнуть.
Воспитатель: А пока наши сорки подсыхают, мы подведем итоги нашей работы.

Воспитатель: Скажите, ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: мы познакомились с национальными нарядами разных народов и их особенностями.

Воспитатель: а что вам больше всего понравилось в нашей работе?

Дети: играть с волшебным зеркалом,  и с платочком.

Воспитатель: что мы научились с вами делать?

Дети: мы научились делать мордовский головной убор-сорку.

Воспитатель: Наши сорки подсохли, берем их и одеваем куклам на голову. Какие замечательные у нас получились сорки, а куколки стали еще наряднее и красивее. Ребята, у мордовского народа, есть хорошая традиция - гостям принять дарить подарки.

Воспитатель:

Мы подарки гостям не стали покупать,

Смастерили сами, своими руками,

Вот подарки получайте,

Добрым словом вспоминайте.

(дети дарят гостям подарки).

Воспитатель: Дети, мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, как вы здорово играли, с каким старанием изготавливали сорки. Молодцы! А я с вами прощаюсь. До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»     Воспитатель:Оксова Н.Н.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;- формиров...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;-формирова...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;-формирова...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...