Развитие связной речи детей дошкольного возраста в ходе режимных моментов
статья по развитию речи

Наталия Алексеевна Алексашина

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного развития и обучения грамоте. Дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Связная речь выполняет важнейшее социальное функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является важным условием для развития его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alexashinana.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в ходе режимных моментов

Алексашина Н.А, воспитатель

МДОУ «Детский сад «Лучик» г. Балашова

Саратовской области,

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного развития и обучения грамоте. Дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Связная речь выполняет важнейшее социальное функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является важным условием для развития его личности.

В дошкольном возрасте речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Поэтому необходимо приложить немало усилий для правильного и своевременного развития речи ребенка.

Развитие связной речи происходит не только во всех видах организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей, в семье и в деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке и имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

  • сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться), комментирование действия детей;
  • предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает;
  • предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
  • использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то. Например, кто сшил платье? Куда ездили в выходной день с папой и мамой? Что видел интересного? Какой посмотрел мультфильм? Также, разговаривая с ребенком во время утреннего приема, есть возможность закрепления знания о семье, работе родителей, домашнем адресе, о любимых игрушках и т.д. Еще можно потренироваться в произношении ласковых форм слова.

Важную роль в развитии речи играют ежедневные утренние беседы на различные темы. Они способствуют расширению у детей кругозора, словарного запаса. Во время беседы можно поупражняться в произношении уже известных слов и выучить новые. Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки.

Во время мытья рук воспитатель рассказывает разнообразные стихи и потешки на данную тему. Повторяя за взрослым, дети тренируются в правильном и четком произношении слов, а также в соотнесении слов с действиями.

Одеваясь на прогулку, воспитатель может поговорить об особенностях сезонной одежды, перечислить детали одежды, из какого материала сделана одежда, какого она цвета. Выходя на прогулку можно повторить названия времен года, месяцев, дней.

Наблюдая во время прогулки за различными явлениями окружающей жизни, большое значение необходимо уделять развитию связной речи. Наблюдая за природой, ребенок учиться находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т.е. объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, включающие сочинение  и подчинение. Во время прогулки можно совместно с детьми сочинить рассказ или сказку, повторить произношение отдельных звуков (например, как шумит лес, жужжит пчела).

Для развития речи важно заучивание  и выразительное рассказывание стихов, рассматривание иллюстраций на различные темы, а также прослушивание сказок.  После чтения воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра. Сказки, потешки, поговорки, скороговорки, пословицы являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи, чувства ритма и рифмы, эти произведения готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную ее выразительность. Они выступают совершенными образцами речи, которые ребенок слышит, повторяет и усваивает.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, которая расставляется на стол, рассмотреть и назвать рисунок, форму, цвет, материал, из которого сделана посуда. Беседу о правилах поведения за столом можно продолжить, когда дети сели за стол, но еще не едят.

Во время трудовой деятельности закрепляются знания детей о названии инструментов, слов-действий. Можно задать вопросы: «Что будешь делать?», «Что делаешь?» и т.д.

Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи.

Так же речевое развитие происходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2—3 человека). Правила побуждают слушать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

Большую роль в развитии  речи играет индивидуальная работа с детьми, которая включает в себя описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно.

Таким образом, речевое развитие – это сложная работа, которая проводится в течение всего времени пребывания детей в детском саду. Высокий уровень речевого развития, умение составлять связное высказывание на любую тему являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...