игры с природным материалом для развития речи
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
игры для выполнения упражнений с природным материалом для развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_prirodnym_materialom.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей посредством пальчиковых игр».
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения со взрослым. Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление, «мышление в действии». Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно — манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этим предметом
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с названием предметов, их свойств, назначения и обозначением положения в пространстве, способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихотворений. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
1.Игры с природным материалом
Упражнения с еловыми и сосновыми шишками
«Круговые движения»
На солнечной полянке,
В глуши лесной
Нашла я эти шишки.
Пойдѐм играть со мной.
Педагог предлагает ребѐнку корзинку, в которой лежат шишки, и просит взять в руки одну шишку. Далее педагог показывает и выполняет вместе с ребѐнком перекатывание шишки между ладонями. Ребѐнок выполняет движения самостоятельно, или с помощью взрослых.
Упражнения целесообразно сопровождать текстом:
«Как ёжик, колется сосна,
Её мне шишка не страшна,
Сосновую шишку в ладонях катаю,
С сосновою шишкой сейчас я играю».
«Перекатывание»
Перекатывание шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и лѐгкого покраснения ладоней.
Педагог предлагает ребѐнку взять в руки большую шишку и произносит текст:
«Ёжики»
«Шишки, словно ёжики, колются чуть – чуть,
Покатать в ладошках шишку не забудь».
«Мишка с шишкою играет»
Мишка с шишкою играет,
Между лап еѐ катает,
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши
довольны.
«Сжимание»
Сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочерѐдно правой и левой рукой. Ребѐнок выполняет упражнение самостоятельно или вместе с педагогом, используя приѐм «рука в руке».
«Сильный мишутка»
Если, как мишутка,
сильным хочешь стать,
Надо в ручке шишку сильно – сильно сжать.
«Шишка в ладошках»
Шишку в ладошках я буду сжимать,
Буду я ручки свои укреплять.
Левой и правой, и сразу двумя,
Сделает шишка сильнее меня.
«Считаем пальчики»
Лѐгкие постукивания и вращательные
движения по кончикам пальцев
и ладони кончиками шишки.
«Раз, два, три, четыре, пять –
будем пальчики считать.
Шишке всё расскажем, пальчики покажем,
Каждый пальчик обойдём, снова мы считать начнём».
2. Упражнения с ребристыми карандашами
«Постукивание»
Взрослый берѐт карандашик в одну руку и совершает лѐгкое постукивание тупым концом по ладоням и пальцам ребѐнка: по кругу, от кончиков пальцев к запястью, от запястья до кончиков пальцев, по фалангам пальцев, называя каждый палец.
«Карандашом гранёным по пальчикам стучу,
Пальчики и ручку укрепить хочу».
Для данных игровых упражнений понадобятся шестигранные
карандаша длиной 30 - 35 см, украшенные головками животных. Такие дидактические игрушки можно сделать вместе с ребѐнком, проявив творчество и фантазию. Ребѐнку предлагают покатать карандашик между ладоней со словами:
«Палочку волшебную я в руках кручу,
волшебное животное оживить хочу».
«Считаем пальчики»
«Раз, два, три, четыре, пять –
будем пальчики считать.
Карандаш гранёный нам будет помогать»
.
3. Упражнения и игры с желудями, горохом, орехами
Данные игровые упражнения помогают ребѐнку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала, перекатывать между ладоней по одному или несколько плодов, доставать мелкие игрушки из наполненного плодами ведѐрка, «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в ѐмкости с плодами (по типу сухого бассейна).
«Дождик»
На подносе или ѐмкости находятся плоды. Ребѐнок поочерѐдно или обеими руками одновременно захватывает руками плоды и выпускает их, имитируя дождик.
«Удержу всех больше горошка я в пригоршне,
Захвачу горошка побольше я в ладошку.
Удержу горошка я полные ладошки,
Ни одной не уроню, все в ладонях сохраню».
«Сжимание»
В крупе сжимаем руки в кулак, играем пальцами, пересыпаем сквозь пальцы. Показать ребѐнку, как можно пересыпать крупу из одной ладони в другую.
«Прятки»
На глазах у ребѐнка заройте какую-нибудь игрушку в песок. Попросите еѐ найти, откопать.
- «Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.
- Игры с носовым платочком «Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
- Игры с пробками «На лыжах»
На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.
Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
- Игры с прищепками «Котёнок кусается»
Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.
Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
При проведении игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой взрослый читает текст стихотворения полностью сам, дети слушают и выполняют соответствующие движения пальцами. Если в тексте встречаются слова и выражения, понимание которых может представлять трудность для детей, то необходимо разъяснить в доступной форме их значение. При повторном проведении игры детям надо помогать произносить стихи, затем текст заучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слове с движениями пальцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с природным материалом для развития мелкой моторики руки у дошкольников
Консультация для родителейИгры с природным материалом для развития мелкой моторики“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,ко...
Игры с природным материалом для развития мелкой моторики руки у дошкольников
Консультация для родителейИгры с природным материалом для развития мелкой моторики“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,ко...
Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).
По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...
Консультация для родителей Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста (примеры игр)
Игра с природным материалом – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях....
«Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии...
Дидактические игры с сенсорными материалами для развития речи и мелкой моторики у детей 3 года жизни
Дидактические игры с сенсорными материалами для развития речи и мелкой моторики у детей 3 года жизни ...
Консультация для родителей Игры с природным материалом как средство развития детей дошкольного возраста (примеры игр)
Игра с природным материалом – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать природный материал в развивающих и обучающих занятиях....