"Значение русской народной сказки в развитии ребенка"
статья по развитию речи (младшая группа)
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st._znachenie_r.n.s.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение русской народной сказки в развитии ребенка
статья опубликована во Всероссийской н.п.к.
«Поиск эффективных форм и методов обучения»
28.12.2018
Помазова В.Ю., воспитатель
МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»
Русские народные сказки детям становятся интересны уже к двум годам.
С детской сказки начинается знакомство с устным народным творчеством, с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений, со всем окружающим миром в целом.
Почему именно сказка?
Разве не логичней показывать детям раннего возраста мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»?
Удивительно, но сказка является таким, же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает детям раннего возраста понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен детям. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает детей серьёзными логическими рассуждениями.
Не секрет, дети не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
Русская народная сказка предлагает детям раннего возраста образы, которые им очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.
Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению. Через сказку легче всего объяснить детям первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий детей, для разграничения добра и зла. Дети становясь старше отождествляет себя с положительным героем.
Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злым. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Русская народная сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоциональной сферы детей, которое во все времена использовали педагоги и родители. Выбирая сказку для детей, обязательно учитывайте индивидуальные особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет полезна. В два года у детей уже развита, способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям раннего возраста очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами.
В сказках дети раннего возраста замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким русским народным сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает детям раннего дошкольного возраста запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Педагоги - психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение, так как зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.
Такими опорами могут быть красочные иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями (педагогами) по сказке с помощью кукольного театра «Би–Ба-Бо.
Роль русских народных сказок в воспитании детей раннего возраста не может быть не замечена. Дети постепенно начинают, представлять образы, учатся понимать внутренний мир сказочных героев, сопереживать им и верить в силы добра.
Роль русских народных сказок не ограничивается только приятным время провождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у детей.
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
Русские народные сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, формируется умение задавать вопросы. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, то вы обойдётесь без визитов к логопеду. Сказка ещё должна способствовать общению.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности, но жестокие действия, которые видит взрослый — ребенок воспринимает образно. Если дети неоднократно видят сцены насилия по телевизору, то они не смогут это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить детям, что плохое обязательно должно погибнуть, тогда им будет легче справиться с жизненными трудностями. И хотя жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Важно и ваше к ним отношение. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Книжки с картинками мешают слушать сказки: ведь художник видит всё иначе, чем дети.
Через сказку можно не только прививать детям любовь к чтению, но ему легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо», так как малыш представляет себя положительным героем.
Таким образом, русская народная сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "значение русской народной сказки в нравственном воспитании детей"
Творческое название проекта "Сказка ложь, да в ней намёк..."Цель проектаВоспитывать у детей любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка....
Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА!"
этот материал я использовала, при проведении родительского собрания...
Консультация "Значение русского народного творчества в развитии речи детей (сказки)"
Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, действовать, думать.Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную правду жизни именн...
Консультация для родителей Влияние русской народной сказки на развитие ребенка
«Увлекаясь простодушною фантазией народной детской прозой, сказкой, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым на...
"Значение русской народной сказки в развитии ребенка "
Русская народная сказка предлагает детям раннего возраста образы, которые им очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш пр...
Консультация для родителей Влияние русской народной сказки на развитие ребенка
Между разнообразнейшими памятниками народной устной словесности (пословицами, песнями, причитаниями, поговорками, загадками и заговорами) видное весьма место занимают детские сказки, тесно связанные п...
Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.
Русская народная сказка знакомит детей с чувством доброты, любви к Родине, развивает чувство справедливости, относя ребенка к конкретным историческим событиям, которые происходили на Руси много лет на...