"Играем с пальчиками и развиваем речь"
методическая разработка (старшая группа)

Клыкова Ирина Васильевна

развитие речи с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_igry_s_palchikami.docx128.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия «Игры с пальчиками»
Задачи: 
Закреплять с детьми характерные признаки осени;
Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями об осени (стихами, закличками, загадками) ;
Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, 
побуждать к желанию общаться;
Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений; 
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе;
Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Учить элементам самомассажа. 
Активизация словаря: зимний, таинственный, сказочный, зимняя спячка,  голодно 
Предварительная работа: разучивание закличек, стихов о зиме; слушание аудиозаписи звуков леса; разучивание пальчиковых игр, наблюдение за изменениями в природе с наступлением зимы; беседа "Животные, которые впадают в спячку», рассматривание иллюстраций о зиме. 
Оборудование: клубочки по количеству детей, иллюстрации о зиме, колобок, иллюстрации животных, прищепки, ширма, бросовый материал, кукла бабушка Забавушка,  следы на снегу. 
Ход занятия. 
Воспитатель: Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте мы с ними поздороваемся: скажем, дружно «Здравствуйте».
Пальчиковая игра «Здравствуй! »
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –

Всех я  вас приветствую!

Пальцы левой руки поочерёдно здороваются с пальцами правой руки, похлопывая  друг друга кончиками. Развести руки в стороны.
Воспитатель: Когда мы приветствуем друг друга, какие слова мы ещё говорим? (Ответы детей). 
А теперь давайте мы расскажем нашим гостям как мы живем. 

Но, сначала мы вспомним правило:

Каждый день всегда везде,

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим

Никогда мы не спешим.

Пальчиковая игра «Как живешь? »
- Как живешь? 
- Вот так! (большие пальцы вперед) 
- Как плывешь? 
- Вот так! (имитация плавания) 
- Как бежишь? 
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») 
- Вдаль глядишь? 
- Вот так! («бинокль») 
- Ждешь обед? 
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком) 
- Машешь вслед? 
- Вот так! (помахать кистью руки) 
- Утром спишь? 
- Вот так! (обе руки под щеку) 
- А шалишь? 
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам) .
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне на телефон пришло смс-сообщение, в котором нас приглашает в деревню  бабушка Забавушка, чтобы познакомить нас со своими домашними питомцами. А деревня находится за волшебным  лесом.  
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Не за грибами, не за цветами, а за чудесами! (Ответы детей) .
Но сначала к нему надо подготовиться. 
(Дети выполняют самомассаж) .
- Вы готовы, глазки? 
- Да! (поглаживание век) 
- Вы готовы, ушки? 
- Да! (поглаживание ушей) 
- Вы готовы, ручки? 
- Да! (поглаживание кистей рук) 
- Вы готовы, ножки? 
- Да! (поглаживание ног) 
- Вы готовы? (развести руки в стороны) 
- Да! (обнять себя руками) 
Молодцы! Все готовы. 
Воспитатель: Давайте возьмем по клубочку, и, сматывая его, мы, как будто будем идти по лесным дорожкам. Слушайте, смотрите и запоминайте все на своем пути. 
Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по "тропинке", сматывая попутно руками клубок. 
Воспитатель: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по осеннему лесу. 
Дети делятся впечатлениями. (Кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, слышал шорох чьих-то шагов и т. д.) 
(На мольберте вывешены иллюстрации с изображением зимы) 
Ребёнок читает стихотворение:
- Здравствуй лес, дремучий лес, 
Полон сказок и чудес! 
Кто в глуши твоей таится? 
Что за зверь? Какая птица? 
Все открой, не утаи, 
Ты же видишь, мы свои! 

Воспитатель: В какой лес мы с вами пришли? Ответы детей. (зимний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный) 

Пальчиковая игра «Дуб»

На пригорке дуб стоит

Он ветвями шевелит

Ветерок листвой играет

А корнями под землёю

Он питается и пьёт

Очень долго дуб живёт

А на ветках там и тут

Птицы разные живут


Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какое время года изображено на картинках? (Ответы детей.) 
Воспитатель: Какая зима? (Ответы детей.) 
Воспитатель: Почему вы так решили? (Дети доказывают, что на картинках изображена зима, называют зимние признаки: серое небо, холодно, солнце часто прячется за серыми тучами). 

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что дарит зиме улыбку? (Солнце). Посмотрите наше, солнце, почему то не улыбается, что ему не хватает? (Лучиков). А давайте, чтобы наше солнце улыбалось и нас грело, мы добавим ему лучиков. 
(Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона)

Воспитатель: Ребята, кто-то катится по дорожке. Это колобок.

Пальчиковая игра «Колобок»

Жил на свете колобок,

Круглый бок, румяный бок

Он из дома убежал,

В лес дремучий он попал

Там зайчишку повстречал,

И от волка убежал

Мишку обманул в пути

Но от лисички не уйти.

Рыжая лиса плутовка,

Провела бедняжку ловко

Сесть просила на носок-

И пропал наш Колобок!

Воспитатель: А почему же так тихо в лесу? (Ответы детей) 
Воспитатель: Правильно, наступила зима. Все растения уснули до весны.

-А кто из диких животных впадают в зимнюю спячку? (Ответы детей) 
Пальчиковая гимнастика  «Шёл медведь»

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на дороге:

«Видно, очень  мало сил

Я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

(массируют каждый палец, начиная с большого, сначала на левой руке, потом на правой. На каждую строчку выполняется массаж одного пальца.)

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

http://kaplyarosi.ru/wp-content/uploads/2013/02/43.png


Воспитатель: -«Молодцы, вот мы и добрались до места.

Ребят встречает бабушка Забавушка

-«Умницы вы мои, какой трудный путь прошли. Сейчас всех вас в дом приглашаю и хочу познакомить с питомцами, которые живут со мной. А для начала отгадайте, о ком идет речь?

Загадки :

1.Вся мохнатенькая,

Сама усатенькая,

Днем спит

И сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит.

(Кошка)

Пальчиковая игра «Кошка Матрёшка»

Жила была кошка по имени Матрёшка

Была у неё подружка корова Пеструшка

И с лошадкой дружила кошка, вместе бегали по дорожкам

А с козою Майкой скакали по лужайке

А с собачкой Жучкой они играли в жмурки

Кошка Матрёшка, корова Пеструшка, лошадка, коза и собачка Жучка весело жили

Крепко дружили

Никогда не ругались, всегда обнимались - вот так!

2.Гребешок аленький, 
Кафтанчик рябенький, 
Двойная бородка, 
Важная походка. 
Раньше всех встает, 

Голосисто поет. 

(Петух)

Пальчиковая игра «Петушок»

У цыпляток папа – важный петушок ( «Лучики»)

На голове у него

Красный-красный гребешок(« Гребешок»)

Под головкою бородка,

Он трясёт бородкой ловко (шевелить согнутыми пальцами)

Хвост красивый и большой,

Перья выгнуты дугой. («Колечки»)

-Ку-ка-ре-ку!-он кричит ( «Клювики»)

Просыпаться всем велит. («Лучики»)

3. Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? - ... (утка)

Пальчиковая игра «Утки»

Утки крякают:-Кря-кря» («Клювики»)

У нас дружная семья («Здравствуйте»)

У утяток мама – утка

Папа – селезень, друзья («Колечки»)

Воспитатель: Каких домашних животных и птиц вы  еще знаете? (Ответы детей) 

Воспитатель: Ребята, подарим зверям подарки. За покупками надо сходить в магазин.

Пальчиковая игра «Покупка для зверей»

Раз,два,три,четыре,пять(поочерёдно загибаем пальцы на обеих руках одновременно)

Идём подарки покупать

Мишке-штанишки

Зайке-фуфайку

Свинке-косынку

Барашку-рубашку

Синичке-рукавички

Корове-чулки

А телёнку-ползунки! (разводим руки в стороны).

Бабушка Забавушка: « Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! Да и вам пора домой. Вы сюда пришли по клубочкам, а уйдете по следочкам. 

(Перед детьми раскинулась дорожка со следами) 
Воспитатель: Взгляните, ребята, уже и следы чьи-то появились на лесных тропинках (обращает внимание детей на белое полотно со следами). До свидания,
 бабушка Забавушка ! (Дети уходят по следам) .
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и вернулись из нашего путешествия. Ребята, наше занятие подошло к концу, что вам больше всего понравилось на занятии, что не понравилось. (Ответы детей)
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

Доклад для родителей "Играя с пальчиками, мы развиваем речь"

Развитая мелкая моторика означает сформированность пальцев рук и осуществлению графических и механических операций-...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь».

Семейный  клуб : «В гостях у сказки».             Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь»....

Играем с пальчиками и развиваем речь

Материал содержит игры и упражнения для кистей и пальцев рук...

Играем с пальчиками и развиваем речь

Развивайте мелкую моторику пальцев рук и делайте это с удовольствием!...

Мастер-класс для родителей. «Играем с пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для родителей.«Играем с пальчиками и развиваем речь»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием...