"Играем с пальчиками и развиваем речь"
методическая разработка (старшая группа)
развитие речи с детьми старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_igry_s_palchikami.docx | 128.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Игры с пальчиками»
Задачи:
Закреплять с детьми характерные признаки осени;
Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями об осени (стихами, закличками, загадками) ;
Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей,
побуждать к желанию общаться;
Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений;
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе;
Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Учить элементам самомассажа.
Активизация словаря: зимний, таинственный, сказочный, зимняя спячка, голодно
Предварительная работа: разучивание закличек, стихов о зиме; слушание аудиозаписи звуков леса; разучивание пальчиковых игр, наблюдение за изменениями в природе с наступлением зимы; беседа "Животные, которые впадают в спячку», рассматривание иллюстраций о зиме.
Оборудование: клубочки по количеству детей, иллюстрации о зиме, колобок, иллюстрации животных, прищепки, ширма, бросовый материал, кукла бабушка Забавушка, следы на снегу.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте мы с ними поздороваемся: скажем, дружно «Здравствуйте».
Пальчиковая игра «Здравствуй! »
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцы левой руки поочерёдно здороваются с пальцами правой руки, похлопывая друг друга кончиками. Развести руки в стороны.
Воспитатель: Когда мы приветствуем друг друга, какие слова мы ещё говорим? (Ответы детей).
А теперь давайте мы расскажем нашим гостям как мы живем.
Но, сначала мы вспомним правило:
Каждый день всегда везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
Никогда мы не спешим.
Пальчиковая игра «Как живешь? »
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам) .
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне на телефон пришло смс-сообщение, в котором нас приглашает в деревню бабушка Забавушка, чтобы познакомить нас со своими домашними питомцами. А деревня находится за волшебным лесом.
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Не за грибами, не за цветами, а за чудесами! (Ответы детей) .
Но сначала к нему надо подготовиться.
(Дети выполняют самомассаж) .
- Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)
Молодцы! Все готовы.
Воспитатель: Давайте возьмем по клубочку, и, сматывая его, мы, как будто будем идти по лесным дорожкам. Слушайте, смотрите и запоминайте все на своем пути.
Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по "тропинке", сматывая попутно руками клубок.
Воспитатель: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по осеннему лесу.
Дети делятся впечатлениями. (Кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, слышал шорох чьих-то шагов и т. д.)
(На мольберте вывешены иллюстрации с изображением зимы)
Ребёнок читает стихотворение:
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Воспитатель: В какой лес мы с вами пришли? Ответы детей. (зимний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный)
Пальчиковая игра «Дуб»
На пригорке дуб стоит
Он ветвями шевелит
Ветерок листвой играет
А корнями под землёю
Он питается и пьёт
Очень долго дуб живёт
А на ветках там и тут
Птицы разные живут
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какое время года изображено на картинках? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какая зима? (Ответы детей.)
Воспитатель: Почему вы так решили? (Дети доказывают, что на картинках изображена зима, называют зимние признаки: серое небо, холодно, солнце часто прячется за серыми тучами).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что дарит зиме улыбку? (Солнце). Посмотрите наше, солнце, почему то не улыбается, что ему не хватает? (Лучиков). А давайте, чтобы наше солнце улыбалось и нас грело, мы добавим ему лучиков.
(Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона)
Воспитатель: Ребята, кто-то катится по дорожке. Это колобок.
Пальчиковая игра «Колобок»
Жил на свете колобок,
Круглый бок, румяный бок
Он из дома убежал,
В лес дремучий он попал
Там зайчишку повстречал,
И от волка убежал
Мишку обманул в пути
Но от лисички не уйти.
Рыжая лиса плутовка,
Провела бедняжку ловко
Сесть просила на носок-
И пропал наш Колобок!
Воспитатель: А почему же так тихо в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, наступила зима. Все растения уснули до весны.
-А кто из диких животных впадают в зимнюю спячку? (Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Шёл медведь»
Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на дороге:
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл.
Все медведи сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
(массируют каждый палец, начиная с большого, сначала на левой руке, потом на правой. На каждую строчку выполняется массаж одного пальца.)
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Воспитатель: -«Молодцы, вот мы и добрались до места.
Ребят встречает бабушка Забавушка
-«Умницы вы мои, какой трудный путь прошли. Сейчас всех вас в дом приглашаю и хочу познакомить с питомцами, которые живут со мной. А для начала отгадайте, о ком идет речь?
Загадки :
1.Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кошка)
Пальчиковая игра «Кошка Матрёшка»
Жила была кошка по имени Матрёшка
Была у неё подружка корова Пеструшка
И с лошадкой дружила кошка, вместе бегали по дорожкам
А с козою Майкой скакали по лужайке
А с собачкой Жучкой они играли в жмурки
Кошка Матрёшка, корова Пеструшка, лошадка, коза и собачка Жучка весело жили
Крепко дружили
Никогда не ругались, всегда обнимались - вот так!
2.Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет.
(Петух)
Пальчиковая игра «Петушок»
У цыпляток папа – важный петушок ( «Лучики»)
На голове у него
Красный-красный гребешок(« Гребешок»)
Под головкою бородка,
Он трясёт бородкой ловко (шевелить согнутыми пальцами)
Хвост красивый и большой,
Перья выгнуты дугой. («Колечки»)
-Ку-ка-ре-ку!-он кричит ( «Клювики»)
Просыпаться всем велит. («Лучики»)
3. Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - ... (утка)
Пальчиковая игра «Утки»
Утки крякают:-Кря-кря» («Клювики»)
У нас дружная семья («Здравствуйте»)
У утяток мама – утка
Папа – селезень, друзья («Колечки»)
Воспитатель: Каких домашних животных и птиц вы еще знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, подарим зверям подарки. За покупками надо сходить в магазин.
Пальчиковая игра «Покупка для зверей»
Раз,два,три,четыре,пять(поочерёдно загибаем пальцы на обеих руках одновременно)
Идём подарки покупать
Мишке-штанишки
Зайке-фуфайку
Свинке-косынку
Барашку-рубашку
Синичке-рукавички
Корове-чулки
А телёнку-ползунки! (разводим руки в стороны).
Бабушка Забавушка: « Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! Да и вам пора домой. Вы сюда пришли по клубочкам, а уйдете по следочкам.
(Перед детьми раскинулась дорожка со следами)
Воспитатель: Взгляните, ребята, уже и следы чьи-то появились на лесных тропинках (обращает внимание детей на белое полотно со следами). До свидания, бабушка Забавушка ! (Дети уходят по следам) .
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и вернулись из нашего путешествия. Ребята, наше занятие подошло к концу, что вам больше всего понравилось на занятии, что не понравилось. (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
Доклад для родителей "Играя с пальчиками, мы развиваем речь"
Развитая мелкая моторика означает сформированность пальцев рук и осуществлению графических и механических операций-...
Семейный клуб : «В гостях у сказки». Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь».
Семейный клуб : «В гостях у сказки». Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь»....
Играем с пальчиками и развиваем речь
Материал содержит игры и упражнения для кистей и пальцев рук...
Играем с пальчиками и развиваем речь
Развивайте мелкую моторику пальцев рук и делайте это с удовольствием!...
Мастер-класс для родителей. «Играем с пальчиками и развиваем речь»
Мастер-класс для родителей.«Играем с пальчиками и развиваем речь»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием...