Правильно ли говорит ваш ребенок. Четвертый год жизни.
консультация по развитию речи (средняя группа)
Для 4-го года жизни характерны новые достижения в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопед.
Правильно ли говорит ваш ребенок. Четвертый год жизни.
Для 4-го года жизни характерны новые достижения в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: « Что это?», « Как называется?», «Зачем?», «Куда?».
К концу 4-го года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей того возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные, указывающие на признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами ( предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой).
Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо предать содержание чужой речи, пересказать сказку, передать событие, участником которого он был сам. Здесь малыш часто допускает неточности. В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по – своему осознать название некоторых предметов, действий, то есть у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике.
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из 4-х и более слов. Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: не правильно согласуют слова (особенно существительные среднего рода с прилагательными), употребляют падежные окончания (мама окны моет); несклоняемые имена существительные (А у меня на пальте пуговица оторвалась).
На 4-м году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика языка и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных (санки - сянки). Большинство детей начинают правильно произносить такие трудные для усвоения звуки, как (ы, э, х), приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, звук «Ц». у некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (ш,ж,ч,щ,л,р), но как правило большинство детей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: (суба-шуба, заба-жаба). С появлением шипящих звуков у некоторых детей наблюдается обратная замена, когда эти звуки произносятся и в тех словах, где это не уместно (капуста-капушта).
В многосложных словах, особенно со стечением согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру. Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то, что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает ошибки в произношении у своих сверстников, но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов.
К концу 4-го года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых и соноры (Р и Л). Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения, например отсутствие шипящих и соноров (Р и Л), что не является патологией речевого развития. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударения, укорачивать многосложные слова.
Итак, на 4-м году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)
Этот материал можно использовать в виде выступления на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Развиваем речь ребенка четвертого года жизни
рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка четвертого года жизни"
Информационный материал дл родителей был разработан после ежегодного логопедического обследования детей в начале учебного года....

Доклад "Развитие речи ребенка четвертого года жизни (3-4 года)"
Возрастные показатели развития речи ребёнка 4 года жизни....

Консультация для родителей "Возрастные особенности ребенка четвертого года жизни"
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ (3-4 ГОДА)
Каковы возрастные показатели развития речи ребенка четвёртого года жизни?Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах ...