Конспект авторского проекта "Моя родословная" (Детско-взрослый проект в подготовительной группе)
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Освещены приемы работы с родителями в проектной деятельности.Помощь детям в осознании родственнных связях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rodoslovnaya.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский проект

«Родословная моей семьи».

     «Родословная моей семьи» - тема трудная в понимании родства членов семьи, но и в то же время очень близкая, т.к. мама, папа, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом. Я провела беседу с детьми о том, какая у нас семья, что мы делаем вместе, как помогаем, заботимся и любим друг друга. Дети приносили семейные фотографии.

     В рассказах о маме, папе, я предложила:

  • назвать их имена и отчества;
  • кем работает папа, мама;
  • как я помогаю маме.

     Дети с родителями составили рассказ о том, как зовут бабушку, дедушку, есть ли у них дяди и тёти, младшие (старшие) братья и сёстры. Проделав последовательную педагогическую работу, мы преступили к оформлению родословной.

Название проекта: «Моё родословное древо».

Руководитель проекта: воспитатель подготовительной группы Берёзкина Татьяна Тимофеевна.

Участники проекта: дети подготовительной группы и их родители.

Тип проекта: познавательный.

Проект осуществлялся в несколько этапов.

I этап. «Родина наших бабушек и дедушек».

     Я первоначально опросила детей, где родина предков в их семье? Поговорила с родителями. Немногие отозвались на просьбу «Расскажите о своей семье». Но нашлась группа родителей, которые в дальнейшем стали активными участниками нашего проекта.

     Были сделаны, совместно с родителями, наглядные плакаты «Моё родословное древо». Очень интересные работы получились у семьи Вани П., Семёна В., Саши В., Дани В., Леры Н., Фёдора Ж., Софии М. и др. Дети по фотографиям называли своих родственников, называли имена и отчества своих мам и пап.

     Отдельным направлением стала тема «Земля наших предков». Я в разговоре с мамой Саши В. Узнала, что родина их предков – республика Коми. Мама Саши В. Работает экскурсоводом в Музее МГУ. Она охотно согласилась прийти к нам в гости и рассказать о крае, где она родилась и жила её мать, отец, дед и бабушка.

«Живущие на краю» - так называют народ Коми.

     Из рассказа мамы Саши В.:

«Дома Коми строили на берегах рек, обращая их фасадом к воде. Из массивных сосновых брёвен они складывали добротные просторные срубы. Стройка сопровождалась ритуальными действами: под углы избы и под порог закладывали клок шерсти - чтобы в доме было много скота, крыло утки – к сытости всех членов семьи, монеты – для богатства, зерно – к хорошему урожаю.

В доме особую роль играла печь с лежанкой, где устраивали полати – место отдыха детей и стариков. Вдоль стен ставили лавки из цельных брёвен, над ними вешали полки для посуды.

Основное занятие коми – земледелие и охота. Охотники уходили далеко от жилища в леса, где были сделаны специальные избушки – воркерки, в которых были печка, скамьи, стол.

В жизни народа Коми огромную роль играло дерево. Сосны и ели – самый распространённый материал у Коми. Из ели и сосны были дома, телеги, сани, а из корней деревьев изготавливали рабочие инструменты».

     Мама Саши принесла и показала детям кухонную утварь из корней ели (толкушка, взбивалка-мутовка, веретена).

     Из берёзового капа (нароста на дереве) вырезали сосуды для жидкостей, корытца, ковши, поварёшки и др. Одно из самых популярных изделий из капа была солонка в виде птицы-утки. Утка символизировала плодородие и семейное благополучие.

     В группе я подготовила выставку из бересты:

  • Корзины;
  • Шкатулки;
  • Короба.

     Семейные ценности не приходят в семью сами по себе, это результат постоянного душевного труда родителей и других членов семьи, их духовного роста.

     Беседа на тему: «В тереме расписном живу. К себе в избу всех гостей приглашу».

     Целью занятия было приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с историей малых народов России.

     Я провела занятие (этнография) на тему: «Перя-богатырь», на котором решались задачи:

     Представить традиционную культуру «народов леса» Коми;

    Обсудить с детьми образ «лесного человека», о котором много сложено былин и сказок.

   Обычаи и повседневные занятия людей Коми.

II этап. «Национальный костюм».

     Сначала мы рассмотрели куклу в национальном костюме Коми. Костюмы изготавливали из дорогих материалов, т.к. на севере трудно вырастить лён. Рубахи шили из шёлка. Для других деталей покупали кашемир, атлас, саржу. Ворот рубахи делали высокий, украшали тесьмой, застёгивали на две пуговицы. Сарафан кроили полукруглыми, на бретелях. Нижний край изделия украшали широкими полосками, кружевами и бахромой.

     Головные уборы женщин Коми отличались большим разнообразием. На нашей кукле девичья повязка. Девушки заплетали длинные волосы в косу с одной или несколькими яркими лентами. Надевали обруч из бересты, обтянутый красным сукном. На кукле – мягкая полоска из сукна, украшенная узором.

     Для орнамента Коми характерны диагонально-геометрические узоры, бордюры и сетки в виде треугольников, квадратов, палочек, ромбов. Самые распространённые части орнамента «чайка», «мок», «рыба», «солнце», «звезда», «ёлка».

III этап. Игры.

     Если не повеселиться, то жизнь покажется пресной.

     Игры, забавы и развлечения занимали значимое место в жизни семьи Коми. Детей в семье было много.

«В большой семье и каша гуще» - гласит пословица.

Появление ребенка в семье считалось великой радостью. Для ребенка специально складывались стишки – пестушки:

Ножка-ножка бегай

В морошковое болото,

В черничную рощу,

В грибной лес.

     Особенно была распространена игра «Зимние биты». В них играли малышки, соревновались в метании еловых палок. Перед началом игры готовили метательные «снаряды». Срубали молодые ёлочки, отсекали веточки, снимали со стволов кору. Потом палки опускали в прорубь или обливали водой, чтобы они покрылись коркой льда. Метко бросали палки. Чей бросок был самым дальним, тот и победитель.

IV этап. Изготовление украшения на масленицу из бересты.  

Итоги детско-родительского проекта «Родословная моей семьи».

     Первоначально некоторые семьи влились в реализацию нашего проекта. В процессе работы наш проект был сосредоточен на примере одной семьи, семьи Саши В. Это было обусловлено активностью мамы Саши, её профессиональным навыкам, очень большим интересом к проекту дочерей Даши и Саши. Основываясь на этом я тоже решала свои воспитательно-педагогические задачи: приобщение детей к истокам народной культуры и этнографии.

                                  Список литературы:

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс». 2006
  2. О.А.Ботякова. «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. Наглядно-методическое пособие». Санкт-Петербург. «Детство-Пресс». 2010
  3. «Как жили люди на земле». Санкт-Петербург. «Детство-Пресс». 1998
  4. «Матушка» журнал по русской истории. Издательство «Дом». 2008
  5. «Жили-были поживали» (игровой комплекс для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  6. «Куклы в национальных костюмах №72. Девичий костюм Коми»
  7. К.Ю.Белая и др. «Организация проектной деятельности в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка танца (авторская) "Что ж, ты, Роза"(для детей подготовительной группы) Автор Андреева Ольга Владимировна.

Разработка движений русского народного танца "Что ж, ты, Роза".На идноименную песню в исполнении Надежды Бабкиной. В танце принимают участие 6 мальчиков и 1 девочка. Этот танец на всех конкурсах и фес...

Авторский утренник 8 марта "Весенняя фантазия" для подготовительной группы

Сценарий утренника для подготовительной группы на тему телешоу. Сюжет передачи - авторская разработка. Он очень понравился детям. Существует в 2х вариантах. Предлагаю вашему вниманию пе...

Авторский конспект Экскурсия К памятнику А. С. Пушкину. В подготовительной группе.

Образовательная область "Чтение художественной литературы" Знакомство с биографией, творчеством А.С Пушкина....

Авторский сценарий праздника для детей старшей и подготовительных групп ко Дню города Мытищи

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД МОЙ МЫТИЩИ – РОССИИ СЛАВНЫЙ УГОЛОКСценарий праздника в подготовительной группе...

КОНСПЕКТ ООД «Солнечная система» в рамках проекта «Космос» (подготовительная группа)

Обогатить и систематизировать  представление  детей о космосе...

Конспект авторского проекта "Новогодняя игрушка" (Детско-взрослый проект в подготовительной группе)

Описание последовательной работы с воспитанниками и их родителями в проектной деятельности....

Конспект интегрированной НОД «Новогодний Шар желаний» (декоративное рисование по мотивам авторской сказки «Новогодний Шар желаний») для детей подготовительной группы

Конспект интегрированной НОД «Новогодний Шар желаний» (декоративное рисование по мотивам авторской сказки «Новогодний Шар желаний») для детей подготовительной группы...