Программа "Речевичок"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rechevichok.docx | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Принято на заседании педагогического совета ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» | Утверждаю Заведующий ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» ___________ Е.А. Попова «______»________ 2018г. |
Рабочая программа
кружка «Речевичок» по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Составила: Абрамова Р. В.
г. Дудинка, 2018 г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………….….3
- Характеристика контингента воспитанников.....................................................6
- Направления коррекционно-развивающей работы…………………………….7
- Особенности организации работы по коррекции речи………………………...8
- Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика)10
- Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика)………...13
- Содержание логопедической работы………………………………………….25
- Планируемые результаты логопедической работы…………………………..27
- Формы и средства организации образовательной деятельности……………28
- Организация предметно-развивающей среды………………………………...29
- Литература……………………………………………….……………………..30
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основе создания этой программы использованы: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой. За основу составления рабочей программы взято методическое пособие «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, 3-е издание, исправленное и дополненное. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саде. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений Сан Пин», а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования и организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые Сан Пинами. Продолжительность одного занятия от 15 до 20 минут. Продолжительность занятий 6 - 7-го года жизни 25 минут.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо - произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовке и обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Сроки и реализация программы:
1половина ноября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
С середины ноября – работа по коррекции звукопроизношения.
С мая – экспресс – обследование речи детей + связная речь.
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную, допрофессиональную.
В данном методическом пособии Коноваленко нашла отражение индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей.
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков, как минимум:
- пяти свистящих С, З, Ц, С', З' (межзубно – боковые);
- четыре шипящих Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно – боковые);
- соноров Р, Р' (горловые или боковые);
- сонора Л (носовой или двугубный W).
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звукослоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с ребенком, включающий:
- индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на полгода;
- артикуляционную гимнастику;
- гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
- работа с семьями детей по коррекции образовательной программы;
- работа с воспитателями и педагогами.
Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей.
Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем работы занятий (индивидуальные и подгрупповые) по звукопроизношению по усмотрению логопеда. Из расчета 2 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые.
Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.
Образовательная нагрузка рассчитана на полгода, без учета новогодних каникул и трехлетних месяцев.
Форма работы (организации) – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста и 20 минут для детей среднего дошкольного возраста.
Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20-30 минут.
Занятия с детьми проводятся во второй половине дня.
Характер результативность цели логопедической программы определяются следующими принципами:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
- Принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.
- Деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
- Принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
- Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
- Учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
- Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов Программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.
Заключение.
Данная программа доступна к применению в детском саде на условиях дошкольного логопедического пункта и логопедического кружка. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко – слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной программы.
Характеристика контингента воспитанников
Структура дефектов у дошкольников неоднородна. На логопедический кружок зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами:
ОНР IIIуровня, обусловленное легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии | НВ ОНР III уровня, обусловленное легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии | ФФНР, обусловленное легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии | ФНР, обусловленное легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии | ФФНР, обусловленное артикуляторно-фонетической дислалией |
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и ОНР III уровня речевого развития
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.
К НВ ОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) отнесены дети с остаточными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.
Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей в логопедическом кружке «Речевичок» (с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Характеристика речи детей 4-7 лет с нарушенным звукопроизношением
Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.
Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.
Направления коррекционно-развивающей работы
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их особенностей в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- восприятия умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение;
- употребление различные конструкции предложений в самостоятельной связной речи:
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранении специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, коррегировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонематических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что готовят они детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе. В логопедическом кружке «Речевичок» фронтальные занятия по программе не предусмотрены.
Направления логопедической работы в подгруппах:
- развитие фонетико-фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепление навыков звукопроизношения (реализация этапов автоматизации и дифференциации звуков речи);
- совершенствование общей координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук;
- обучение грамоте
Наполняемость подгрупп и периодичность логопедических занятий с детьми
Наполняемость подгруппы | Количество подгрупповых занятий | Количество индивидуальных логопедических занятий |
3-4 человека | 1 занятие в неделю | 1 занятие в неделю |
На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
- Постановка звуков разными способами.
- Автоматизация звуков в речи.
- Дифференциация звуков в речи.
- Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.
План индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Подготовительные упражнения.
- Постановка звуков.
- Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
- Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
- Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.
Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.
Особенности организации работы по коррекции речи
Содержание логопедической работы. Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины ноября, после завершения обследования. Проводится 2 раза в неделю до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
- Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
- Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
устранение дефектного звукопроизношения;
развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.
- Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С’, З’;
- шипящий Ш;
- сонор Л;
- шипящий Ж;
- соноры Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.
- Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (3-4 человека).
С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.
Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
- Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.
- Дифференциация звуков:
- С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;
- Ж – З, Ж – Ш;
- Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;
- Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
- Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
- Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
- Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
- Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика)
Пояснительная записка
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.
- Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
- Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
- Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий;
в детском саду с воспитателями и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;
с родителями дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
- Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.
Тематический план индивидуальной (подгрупповой) работы
Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.
Этапы работы, тема | Сроки | Содержание работы |
1. Упражнения для челюстей | Ежедневно, для каждого занятия | 1. Широко открыть рот и подержать его открытым 10-15 секунд. 2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами. 3. То же в быстром темпе. 4. Лѐгкое постукивание зубами - губы разомкнуты. 5. Повторяется первое упражнение. |
2. Упражнения для губ | Ежедневно, для каждого занятия | 1. «Улыбка » - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние нижние резцы. 2. То же сомкнутыми губами и зубами. 3. «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперѐд (зубы сомкнуты). 4. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки». 5.Вращательные движения губами. 6.Отставление нижней губы от зубов и дѐсен. 7.Втягивание нижней губы внутрь рта. |
3. Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом при неподвижной нижней челюсти) | Ежедневно, для каждого занятия | 1. «Болтушка» - движения языком вперѐд - назад. 2. «Часики» - движения языком вправо-влево. 3. «Качели » - движения языком вверх- вниз: а) к верхней - нижней губе; б) к верхним – нижним зубам; в) к верхним – нижним альвеолам. 4. Круговые движения языком: а) по губам; б) по зубам в преддверии рта; в) за зубами. 5.« Лошадки » - щѐлканье языком. 6. «Лопатка» - широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. 7. «Иголочка» - узкий напряжѐнный язык высунуть далеко вперѐд и удерживать 10-15 сек. 8. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки». 9. «Желобок» («Трубочка» ) – высунуть широкий язык, боковые края языка загнуты вверх. 10. «Чашечка» - широкий язык поднят кверху: а) к верхней губе; б) к верхним зубам; в) к верхним альвеолам. 11. «Грибок»- язык широкий, плоский, присасывается к твѐрдому нѐбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам. 12. «Наказать непослушный язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить язычок лопаточкой, пошлёпывать его губами, произнося: “пя-пя-пя”. 13. «Кошка лакает молоко» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и широким языком производить движения вперёд - назад (кошка лакает молоко). 14. «Пароход» - приоткрыть рот и длительно произносить звук: "ы - ы - ы ". 15. «Часики» - улыбнуться, показать зубы, открыть рот и поворачивать высунутый язык вправо - влево под счёт: 1 - 2 или тик - так. 16. «Почистим нижние зубки» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, делая языком из стороны в сторону, потом - сверху вниз. 17. «Почистим верхние зубки» - кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (влево - вправо, вверх - вниз). 18. «Индюк» - приоткрыть рот и положить язык на верхнюю губу и производить движения передним краем языка по верхней губе вперёд - назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленно движения, затем убыстрять темп и добавить голос. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 19. «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать (вкусное варенье) верхнюю губу, делая языком сверху вниз (но не из стороны в сторону). Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 20. «Маляр» - улыбнуться, показать язык, открыть рот, кончиком языка погладить твёрдое небо, делая движения вперёд - назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, кончик языка не высовывается изо рта. 21. «Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощёлкать языком за верхними зубами сначала медленно, потом быстрее. Работает только язык. Нижняя челюсть неподвижна. 22. «Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы в улыбке, зубы видны; при повторении открывать рот шире и удерживать язык в верхнем положении. 23. «Барабанщик» - улыбнуться, показать зубы, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: «д-д-д» (сначала медленно, потом убыстряя темп). Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, верхняя и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык; «д-д-д» произносится чётко и твёрдо. 24. «Горка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгибать спинку языка вперёд - горка. Удерживать под счёт: 1-5, затем убрать язык в глубь рта, не отрывая кончика языка от зубов. 25. «Чашечка» - улыбнуться, приоткрыть рот, загнуть края широкого языка кверху в форме чашечки. Удерживать под счёт: 1-10. |
Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика)
Пояснительная записка
Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
- Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
- Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
- Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц (палочек, зерен, желудей, круп), нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.
- Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т. д.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:
упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;
игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной логопедом, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Тематический план индивидуальной (подгрупповой) работы
Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняются сидя или стоя).
Этапы работы, тема | Сроки | Содержание работы (упражнения) |
1. Игры для пальчиковой гимнастики с элементами кинезиологии (Предлагаемые упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся дошкольникам. В упражнениях комплекса используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание, память.) | Ежедневно | 1)Открывайся, третий глаз, Научи скорее нас. массажируем точку на переносице Лучше станет наша память. Вы проверьте это сами. массажируем точки на висках Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют. 2) Если пальчики грустят – Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. трясем кистями Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу. Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке 3)На полянке стоит дом. В этом доме умный гном. массажируем точку между бровей Он в окошечки глядит, Что увидит — говорит. массажируем точки на висках 4)Уже круг, шире круг. Видим руки. Нету рук. Упражненье начинаем, Руки выше поднимаем. Кулачки зажали. Тихо посчитали 1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Оказались за рулем — Мы машину вдаль ведем. Крепко руль держали. Ехали — устали. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. На корабль мы попали, Волны сильно нас качали. Чтоб случайно не упасть, Ноги нужно напрягать. 1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Вот мы на велосипеде Едем, едем, едем, едем. Все проехали дороги, Отдыхают наши ноги. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Набежала черная туча — Мы глаза зажмурим лучше. Все лицо мы напрягаем, Теперь спокойно отдыхаем. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Дождь пошел и сильный ветер — Задрожали наши дети. Все наше тело в напряженье, Очень трудно без движенья. 1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать. Всем, конечно, очень нравится Лечь, глаза закрыть, расслабиться. 6)Психомышечное расслабление «Цветные краски» Вот сейчас закроем глазки И окажемся мы в сказке. В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово, делать что-то приятное для других дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим. 7)Массаж ладоней Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Если будем с ним играть — Ручки будем развивать. Ловкими станут пальчики, Умными — девочки, мальчики. Ежик нам ладошки колет, Руки нам готовит к школе. Ласковое солнышко 8)Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко. Сразу стало холодно. Замерзают пальчики, руки, ноги. Мы стали как льдинки. Но вот из-за тучки показался солнечный луч. Он погладил нас по носику, но щечкам. И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце. Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки. Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки. Согрелись и стали теплыми ноги. Потеплели плечи, грудка, живот. Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются. Мы можем управлять собой. Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись. Повернулись на бок. Встали. 10)Пальчиковая гимнастика «Новый год» Наступает Новый год! хлопаем в ладоши Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу Висят на елке шарики, поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар Светятся фонарики. фонарики Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями В гости дед Мороз идет, пальцы шагают по коленям или по полу Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. по очереди массажируем каждый палец 11)Где вы, рыбки? Рыбки, рыбки, где вы, где Рыбки плавают в воде. Вы плывете, рыбки, сами Машете вы плавниками. Что блестит, как жар горя На вашем теле чешуя. Рыбки, рыбки, вы не спите. Вы плывите! Вы плывите! Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается. Рыбка — присесть. Ночь — закрывают глаза, две сложенные руки вперед. Червячок — руки, сложенные вместе, вверх. 12)Букет цветов Посадили зернышко, ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко» Выглянуло солнышко. Солнышко, свети — свети! кисти сжимаем и разжимаем по очереди Зернышко, расти — расти! ладони вместе, руки двигаются вверх Появляются листочки, ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно Распускаются цветочки. кисти сжимаем и разжимаем по очереди 14)Пальчиковая гимнастика «Путешествие» Тук-тук-тук, Тук-тук-тук. Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза Вот ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга Наши пальчики трещат. потирание кулачков друг о друга Теперь в ладоши громко бей, хлопки А теперь ты их согрей. ладони на щеки К путешествию готовы кулаки на коленях Да! руки вверх, ладони раскрыть В путь отправимся мы снова вращательные движения кистями Сядем мы на самолет И отправимся в полет. руки вытянуты в стороны, ладони напряжены Мы теперь на корабле, Нас качает на волне. ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз Едет поезд, ребром ладони двигаем по коленям или по столу Колеса стучат. кулачки стучат по коленям или по столу С поезда много веселых ребят (зверят). подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол Перечислить имена детей (зверей). Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу. 15)Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке» Позвала нас в гости кошка, ладони на щеках, качаем головой И пошли мы по дорожке. пальцы «шагают» по коленям или по столу Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу Видим дерево высокое, наставляем кулачки друг над другом Видим озеро глубокое. волнообразные движения кистями Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу Птицы песенки поют ладони перекрестно — «птица» Зернышки везде клюют Тут клюют и там клюют, пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот Никому их не дают. ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу Это дом, «крыша» А в нем окошко. «окно» Нас встречают кот и кошка. хлопаем в ладоши Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу Мы немножко погостим руки «здороваются» И обратно побежим. пальцы «бегут» по коленям или по столу Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу 16)Слова для упражнения с панно «Гусеница» Шла гусеница по дорожке. У нее в ботинках ножки. Ротик, нос, а глаза — два, И большая голова. Желтый, зеленый, красный, синий, С улыбкой ты всегда красивый! по ходу текста пальцем обводить контур гусеницы Слова для упражнения с шумовыми инструментами Чики-чи, чики-чи. Кто же это так стучит левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот Крепко глазки закрываем, дети закрывают глаза ладонями Кто это стучит — узнаем. ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан, молоточек) Ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет. 17)Магазин одежды Открываем магазин, соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны Протираем пыль с витрин. ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот В магазин заходят люди, подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой Продавать одежду будем. костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки, дети называют различную одежду Магазин теперь закроем, фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони Каждый пальчик мы помоем. массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки Потрудились мы на «пять» — потираем ладони Пальцы могут отдыхать. поглаживаем каждый палец 18)Найди животных Мы тихонько в лес зайдем. пальцы шагают по столу (коленям) Что же мы увидим в нем одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Там деревья подрастают, К солнцу ветки направляют. одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками Животных мы хотим найти. одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют диких животных По деревне мы шагаем, пальцы шагают по столу (коленям) Видим будки и сараи. одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками Животных мы хотим найти. одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют домашних животных В жарких странах оказались, пальцы шагают по столу (коленям) Очень долго удивлялись. одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками Животных мы хотим найти. одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют животных жарких стран 19)Урожай Овощи растут на грядке. скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы Посчитай их по порядку соединить по очереди пальцы на двух руках Капуста, перец, огурец, кулак, ребро, ладонь Я сегодня молодец. гладим себя по груди На грядке овощи растут, скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы Что же мы увидим тут соединить по очереди пальцы на двух руках Картофель, помидор, морковь, кулак, ребро, ладонь Мы себя похвалим вновь. гладим себя по груди Осень Осень, осень, трем ладошки друг о друга Приходи! зажимаем кулаки по очереди Осень, осень, трем ладошки друг о друга Погляди! ладони на щеки Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони Шапки, куртки надеваем имитируем И ботинки обуваем топаем ногами Знаем месяцы ладони стучат по коленям Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь 20)Зима Пришла зима, трем ладошки друг о друга Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья Пришла зима, трем ладошки друг о друга Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа Снег, плавные движения ладонями Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено Все на улицу — вперед! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) Теплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи Зимний месяц называй! ладони стучат по коленям Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь 21)Грибы да ягоды Я в лесу нашел грибок. Я сорвать его не смог ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем) Дождь грибочек поливал, пальцы ласково глядят по щекам И грибочек подрастал. руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг называем грибы Ягодка росла в лесу. Я домой ее несу. кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем) Солнце ягодку согрело, пальцы ласково гладят по щекам Наша ягодка поспела. делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках, называем ягоды 22)Точка внимания Понемножку по ладошке Наши пальчики идут, пальцы одной руки легко стучат по ладони другой Серединку на ладошке Наши пальчики найдут. то же другой рукой Чтоб внимательнее стать, Нужно точку нажимать. нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки) Помассировать по кругу, круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки) А теперь расслабить руку. легко пошевелить пальцами Давим, крепко сжать кулаки Тянем, напряженно вытянуть пальцы Отдыхаем. расслабить кисть Мы внимательными станем! скрестить руки на груди 23)Внимательный мишка По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони другой И в бочонке мед нашел. царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки Язычком его лизал. круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки Нету меда! крепко зажать кулаки Где же мед выпрямить напряженные пальцы Ищет мишка — не найдет. ладони на щеках, качаем головой Hyжнo обязательно Мишке быть внимательным. указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы |
2 Упражнения для пальчиковой гимнастики | Ежедневно | 1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны). 2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди. 3. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка —"СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ". 4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед). 5. "НОЖНИЦЫ"— разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе. 6. "КОГОТКИ"— сильное полусгибание и разгибание пальцев. 7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление. 8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления. 9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев. 10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно). 11. "ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ"— соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно). 12. "ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ"— соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем "КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ"— надавливание подушечек пальчиков. 13. "КУЛАК— КОЛЬЦО"— пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются. 14. "КУЛАК—ЛАДОНЬ"— руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется. Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом 1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно. 2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно. 3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): а) правой руки, б) левой руки, в) обеих рук, одновременно. 4. Имитация игры на пианино. 5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе). 6. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» - указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук. 7. «ФУТБОЛ» - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами. 8. Поочередная смена положения рук «КУЛАК —ЛАДОНЬ—РЕБРО» - выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движения меняется. 9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно. 10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно. |
3 Самомассаж кистей и пальцев рук | Ежедневно | 1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). «Утюг» Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке. 2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят. «Пила» Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем! 3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца. «Тесто» Тесто месим, тесто мнем, Пирогов мы напечем И с капустой, и с грибами. — Угостить вас пирогами? 4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание. «Мама» По головке мама гладит Сына-малолеточку, Так нежна ее ладонь, Словно вербы веточка. — Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы. И меня не позабудь! 5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейно движение). «Терка» Дружно маме помогаем, Теркой свеклу натираем, Вместе с мамой варим щи, — Ты вкуснее поищи! 6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. «Дрель» Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа В стенке дырочку грызет! 7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение). «Клещи» Ухватили клещи гвоздь, Выдернуть пытаются. Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются! 8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение). «Барашки» На лугах пасутся «бяшки», Раскудрявые барашки. Целый день всё: «Бе да бе», Носят шубы на себе. Шубы в кудрях, погляди, «Бяшки» спали в бигуди, Утром сняли бигуди, Попробуй гладкую найди. Все кудрявы, до одной, Бегут кудрявою толпой. Уж такая у них мода, У бараньего народа. 9. Движения, как при растирании замерзших рук. «Морозко» Заморозил нас Морозко, Влез под теплый воротник, Как воришка, осторожно В наши валенки проник. У него свои заботы — Знай морозь, да посильней! Не балуй, Мороз, ну что ты Так не жалуешь людей? |
Содержание логопедической работы
Организационные формы работы. Коррекция звукопроизношения.
См. пояснительную записку в разделе «Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения».
План коррекционно-развивающей работы
Месяц, недели | Тема | Количество занятий |
Ноябрь | Звуки С и СЬ Подготовительный этап Постановка звука С Автоматизация звука С в слогах, словах и фразах, исключающих другие свистящие, шипящие и звук Р Звук СЬ в слогах, словах и фразах, исключающих другие свистящие, шипящие и звук Р Дифференциация звуков С и Сь Звуки С и Сь в текстах, не исключающих другие звуки | 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
Декабрь | Звуки З и ЗЬ Подготовительный этап. Постановка звуков З и ЗЬ Автоматизация звука З в слогах, словах и фразах, исключающих другие свистящие, шипящие и звук Р Звук ЗЬ в слогах, словах и фразах, исключающих другие свистящие, шипящие и звук Р Дифференциация звуков З и Зь Звуки З и ЗЬ в текстах, не исключающих другие звуки Звук Ц (Т+С) Подготовительный этап. Постановка звука Ц Автоматизация звука Ц в слогах, словах и фразах, исключающих другие свистящие, шипящие и звук Р Дифференциация звуков Ц и С. Дифференциация звуков Ц и ТЬ | 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
Январь | Звук Ц в текстах, не исключающих другие звуки Звук Ш Подготовительный этап. Постановка звука Ш Автоматизация звука Ш в слогах, словах и фразах, исключающих другие свистящие, шипящие и звук Р Звук Ш в текстах, не исключающих другие звуки Звук Ж Постановка звука Ж Автоматизация звука Ж в слогах, словах и фразах, исключающих другие свистящие, шипящие и звук Р Дифференциация звуков Ш и Ж | 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
Февраль | Звук Ж в текстах, не исключающих другие звуки Звук Ч (ТЬ+ШЬ) Постановка звука Ч Автоматизация звука Ч в слогах, словах и фразах, исключающих другие свистящие, шипящие и звук Р Дифференциация звуков Ч и ТЬ Звук Ч в текстах, не исключающих другие звуки Звук Щ (ШЬ+ЧЬ или ШЬШЬ) Постановка звука Щ Автоматизация звука Щ в слогах, словах и фразах, исключающих другие свистящие, шипящие и звук Р Дифференциация звуков Щ и Ш Дифференциация звуков Щ и Ч | 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
Март | Звук Щ в текстах, не исключающих другие звуки Дифференциация свистящих и шипящих в слогах, словах, фразах, текстах. Звуки С и Ш Дифференциация свистящих и шипящих в слогах, словах, фразах, текстах. Звуки З и Ж Дифференциация свистящих и шипящих в слогах, словах, фразах, текстах. Звуки С и Ж Дифференциация свистящих и шипящих в слогах, словах, фразах, текстах. Звуки З и Ш Дифференциация свистящих и шипящих в слогах, словах, фразах, текстах. Звуки С,СЬ и Ч Дифференциация свистящих и шипящих в слогах, словах, фразах, текстах. Звуки Ц и Ч Дифференциация свистящих и шипящих в слогах, словах, фразах, текстах. Звуки СЬ и Щ | 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
Апрель | Дифференциация свистящих и шипящих в слогах, словах, фразах, текстах. Звуки Ц и Щ Звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ в свободной речи Звуки Л, ЛЬ Постановка звуков Л и ЛЬ Звук Л в слогах, словах, фразах, исключающих шипящие и звуки ЛЬ, Р, РЬ Звук ЛЬ в слогах, словах, фразах, исключающих звуки Р, РЬ и с ограничением шипящих Дифференциация звуков Л и ЛЬ Звуки Л и ЛЬ в текстах, не исключающих другие звуки Звук Р и РЬ Постановка звука Р | 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
Май | Звук Р в слогах, словах, фразах, исключающих шипящие и звуки РЬ и Л Звук РЬ в слогах, словах, фразах, исключающих шипящие и звуки Р и Л Дифференциация звуков Р и РЬ Дифференциация звуков Р и РЬ в слогах, словах и фразах Дифференциация звуков РЬ и ЛЬ Звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ в текстах, не исключающих другие звуки | 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
Всего занятий: 50 занятий
Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые)
Дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изучаемые звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Положительная динамика в речи детей, в овладении основами эффективного общения, в развитии коммуникативно-риторических умений.
Обогащение жизни детей разнообразными нетрадиционными, активными формами организации деятельности.
Активная позиция со стороны родителей.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Организация деятельности логопеда в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 ноября, с 16 по 31 мая. Обследование проводится по методике диагностики Иншаковой, которая создала для этой цели альбом для логопеда. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 16 ноября. За основу проведения коррекционных занятий взято методическое пособие Коноваленко и пособие Н. С. Жуковой «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи».
Данная программа разработана для реализации в условиях МБДОУ «Детский сад №28» г. Чебоксары логопедического кружка «Речевичок», то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя-логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 раза в неделю с каждым ребенком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительность 20-30 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
Программа составлена с учетом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми.
- Развитие речи (воспитатели)
Развитие фонематического слуха и формирования фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности различные дидактические, подвижные игры для развития речи. Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществляется контроль за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по коррекциям логопеда в тетрадях взаимодействия.
2.Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими)
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми опираемся на методические подходы развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии «духа открытия»;
- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;
- предусмотреть при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у детей ощущения успешности.
Работа с родителями
№ п/п | Направление работы | Сроки проведения |
1 2 3 4 5 6 7 | Индивидуальные консультации. Родительские собрания. Открытые занятия. Обучающие занятия-практикумы. Проведение логопедического обследования по запросу в присутствии родителей. Заполнение индивидуальных тетрадей. Листовки, папки-передвижки, оформление логопедического уголка для родителей | В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года |
Организация предметно – развивающей среды:
В кабинете используются альбом для обследования речи Иншаковой, дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, речевые профили базовых звуков, дидактические игрушки и т.д.
Материально-техническое обеспечение.
- Развивающая среда.
- Дидактические игры и пособия.
- Иллюстрационный материал.
- Художественная литература.
- Методическая литература по речевому воспитанию.
- Аудиосистема.
- Зеркала, шпателя.
Литература
1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
10. Крупенчук. О.И. Пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
13. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.