ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ ФОЛЬКЛОРОМ»
проект по развитию речи
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 115.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ – д/с с.Мухино
ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ
ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ
ФОЛЬКЛОРОМ»
Воспитатель: Дружкина В.С.
1.Актуальность.
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Каждому известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К.Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т.е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские. А.Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Проблемой развития речи занимались такие ученые А.А. Леонтьев, А.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова. Л.С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». И я полностью согласна с ним. Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают, а при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка.
Дети, даже без специально обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленной обучение речи и речевому общению.
2.Идея.
Подход к использованию фольклора выбран неслучайно. Именно он является одним из наиболее эффективных средств в развитии речи детей (особенно младшего возраста).
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.
3.Проблема:
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре какимто особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.
4.Гипотеза проекта:
- Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка
5.Цель проекта:
- Использованиеустного народного творчества наряду с современными методиками обучения для улучшения речи ребенка и коммуникативной способности детей.
Задачи для педагога:
- способствовать становлению речи;
- формировать представления о фольклоре;
- знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы);
- учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения;
- способствовать становлению родителей, как педагогов единомышленников в понимании значимости использования фольклора в развитии творческих способностей детей.
Задачи для детей:
отражать в речи игровые действия, использовать в самостоятельной игровой деятельности.
- развивать речь детей, расширять словарный запас, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
- заучивание потешек
Задачи для родителей:
- Согласовывать действия и подходы ДОУ и семьи
- способствовать развитию творческих способностей.
6.Участники проекта и их функции:
- воспитанники МАДОУ
- Дружкина В.С.– воспитатель (реализация комплексов в образовательной деятельности и в режимных моментах, участие в семинарах- практикумах, предоставление консультаций для воспитателей и родителей.)
- родительский комитет (проведение родительского кружка «Мы рисуем и играем»)
7.Теоретическое обоснование проекта:
Как развить детскую фантазию? Оказывается, очень просто. Надо только обратить внимание ребенка на окружающий мир и облечь это в сказочную и поэтическую форму. Тогда все вокруг оживет и засияет праздничными красками. В этом и состоит замечательное свойство русского фольклора – он все превращает в волшебство.
Для того чтобы познакомить маленького человека, открывающего новый неизведанный ему удивительный мир необходимо завлечь его, открыв многовековую книгу нашей литературы, в которой заключена вся мудрость предков. Самая первая страничка в этой книге и самая мудрая это - фольклор.
Детский фольклор – начало начал для ребенка. Он развивает его сообразительность, умение внимательно слушать и даже четко выговаривать слова. Когда малыш подрастет, он уже не пройдет мимо великой русской культуры, импульс к познанию которой получил в самом раннем детстве. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.
1 Этап. Подготовительный.
Взаимодействиес семьей | Сроки | Ответственные | |
Беседа с родителями о важности и значимости многочисленных форм фольклора в развитии речи детей | Раскрыть значимость в воспитании и становлении ребенка как личности и социализация его в обществе и в дестском саду путем развития речи через УНТ,в котором УНТ является одним из способов. | Октябрь | Воспитатели |
Насыщение предметно-пространственной среды | Взаимодействие педагогов и родителей при создании развивающей среды в детском саду. | Сентябрь | Родители, воспитатели |
Подготовка целей и задач, подбор литературы по УНТ. | Сентябрь | Воспитатели |
2 Этап. Основной.
Чтение потешек, обыгрывание потешки. Выполнение детьми различных движений при проговаривании потешек. Выполнение упражнений. Инсценировки потешек. Рассказывание сказок. Театрализованные игры.
Для реализации поставленных задач, разработан план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора
Тема | Фольклорный материал | |||||
потешки | Загадки, речевые игры | подвижные игры | театрализация | |||
ноябрь | ||||||
осень | Разучивание потешки «Водичка, водичка» Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию | Игра «У медведя во бору» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Настольный театр «Репка» | |||
одежда | Разучивание потешки «Вот они сапожки» Цель: воспитывать положительное отношение к одеванию | Игра-имитация «Одевают детишки» | Игра «Зайка беленький сидит» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | |||
декабрь | ||||||
Домашние животные | Разучивание потешки «Наши уточки с утра» Цель: закрепить умение звукоподрожания. | Игра «Идет коза» Цель: учить убегать по сигналу. | Кукольный спектакль «Угадай, кто мы» | |||
Праздник елки | Разучивание потешки «Пальчик – мальчик» | Песенка «Ёлочка стояла», Дедушка Мороз, Зайка | Игра «В лесу родилась елочка» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | |||
январь | ||||||
Зима | Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки, Купим сыну валенки» Цель: вызвать у детей положительое отношение к дневному сну | Загадки о зимней природе. | Игра «Как на тоненький ледок» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | |||
Зимняя одежда | Разучивание потешки «Иголка» Цель: воспитывать бережное отношение к одежде | Игра «Лохматый пес» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | ||||
февраль | ||||||
Мебель | Разучивание потешки «Пампушки» Цель: развивать речевое внимание. | Игра: «Мыши водят хоровод». Цель: Учить убегать по сигналу | ||||
Дикие животные | Разучивание колыбельной «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» Цель: вызвать у детей положительное отношение к дневному сну | Игра «Гуси-гуси» Цель: формировать предпосылки диалогической речи | ||||
март | ||||||
Мамочка моя | Разучивание потешки «Свинка Ненила» Цель: воспитывать любовь к матери | Игра «Лиса и зайцы» Цель:учить выполнять движения в соответствии с текстом. | Настольный театр «Больная кукла» В.Берестов | |||
транспорт | Разучивание потешки «Сидит белка на тележке» Цель: развивать мелкую моторику рук | Загадки о транспорте. Цель: учить понимать образный язык загадок | Игра «Чики-чики-чикалочки» Цель: доставить радость от знакомой игры | |||
апрель | ||||||
весна | Разучивание потешки «Березка» Цель: обогащать речь словами зеленый, белый, тонкая, кудрявая. | Загадки о весенней природе. | Игра : «Воробей» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | |||
обувь | Разучивание потешки «Сапожок» Цель: закреплять в речи названия предметов одежды | Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки» Цель: развивать речевое внимание |
3 Заключительный этап. Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
|
|
Итоговое мероприятие:
Игра-инсценировка с участием детей в рамках детско-родительского вечера «Гуси-гуси…» | Продемонстрировать родителям достижения и успехи детей в речевом развитии |
Предполагаемый результат:
Педагоги:
- Учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, взаимодействуют с семьёй при создании условий для реализации развития речи
Дети:
- проявляют интерес кфольклору;
- увеличился словарный запас детей, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности
- у детей более развита внимание, речь.
Родители:
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе развития речи при помощи фольклора
8.Перспектива на будущее:
- скоординировать и разработать модель взаимодействия воспитателей и родителей с работой различных специалистов, музыкального руководителя, логопеда.
- подобрать материал для инсценировок сказок детей.
- инсценировать с помощью фольклора историй, придумывания сказок, рассказов.
- в повседневную работу с детьми включать игры и задания для развития речи с учётом способностей каждого ребёнка.
- проанализировать рекомендации программ по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников через знакомство с русским фольклором
Проект разработан с учетом возраста детей, особенностей развития. Возраст от 1 года. В проекте рассматривается влияние русского фольклора на развитие речи дошкольников. Апробирован на практике....
Развитие речи дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
laquo;Читайте простонародные сказки, молодые писатели, - чтоб видеть свойства русского языка».Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в...
Развитие речи дошкольников через знакомство с русским фольклором
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающе...
Развитие речи дошкольников через знакомство с русским фольклором
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и ра...
Развитие речи дошкольников через знакомство с русским фольклором
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и ра...
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...