Комплекс артикуляционной гимнастики
картотека по развитию речи (старшая группа)

Что важно знать, работая с детьми над развитием  артикуляционной моторики?

•    Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

•    Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут .

•    Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

•    Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

•    Упражнения выполняются ребенком поэтапно.

•    Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki_starshaya_gruppa.docx110.59 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс

артикуляционной гимнастики  

http://karusel31.ucoz.ru/fe37aa2ee646-1-.jpg

                         

Что важно знать, работая с детьми над развитием  артикуляционной моторики?

•    Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

•    Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут .

•    Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

•    Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

•    Упражнения выполняются ребенком поэтапно.

•    Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.


КОМПЛЕКС №1(Сентябрь)

Дыхательное  упражнение.

 Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

        

Мимическое упражнение.

Поздняя Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, .

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

 Упражнения  для губ и щек

«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Упражнения  для языка.

  • «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости
  • Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
  • Лягушка.

Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и].  Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как веселые лягушки, тянем губки  прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!

  • Змейка.
    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 
     Качели. 
    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

Речевая зарядка.

«Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

КОМПЛЕКС №2

Работа над дыханием.

Кораблик . Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Мимическое упражнение.

Солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.( Наше настроение. Показать, какое у вас настроение).

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Упражнения для щек.

                         «Голодный хомячок».  Втянуть щеки.

Покусывание, похлопывание и растирание щек. 

Упражнения  для языка.

  • Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

Речевая зарядка.

Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными       звуками, требующими широкого раскрытия рта.

  • Мал, да удал.

КОМПЛЕКС №3(Октябрь)

Работа над  дыханием.

 «Посмотрим, будет ли дождик» Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Мимическое упражнение.

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.

      Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-                 ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

Упражнения для губ

  • Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-

 Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Упражнения для языка

  • «Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней

стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
Внимание!

  • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

  • Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
    Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

Речевая зарядка.

                   «Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух!  Ух! Какой на мне кожух!

КОМПЛЕКС №4

Работа над дыханием.

        Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

Мимически е упражнения.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
                   
Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

Упражнения  для губ и щек.

  • Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

  • Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
  • Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Упражнения  для языка.

  • «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
  • Маляр

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

  • Дует ветерок. 
    Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
    Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 
    Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта. 

Речевая зарядка.

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

КОМПЛЕКС №5(Ноябрь)

Работа над дыханием.

"Листопад". Перед ребёнком на столе выкладывают листочки.. Красные, оранжевые, жёлтые листья падают с деревьев. Подул ветер и разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер – подуем на листья!"

Мимическое упражнение.

Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен — недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

                                Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

Упражнения  для губ и щек.

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Упражнения  для языка.

  • "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

"Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

  • Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • «Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание!

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Речевая зарядка.

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная

Просто объеденье -

Ням-ням-ням-ням.

КОМПЛЕКС № 6

Работа над дыханием.

Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.

Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.

Мимическое упражнение.

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»

Упражнение для губ и щек.

  • «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  • Надувание щек поочередно.
  • "Заборчик - губы сильно растягиваются в стороны, вверх, обнажая оба ряда зубов.
  • "Улыбка" - растягивание разомкнутых или сомкнутых губ.

Упражнение для языка.

  • "Горка" - выгибать спинку языка, удерживая кончик языка за нижними зубами.
  • Лошадка" - щелкать языком.
  • «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  • «Качели».

             Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у". 
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 
Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

   

  • Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

Речевая зарядка.

              Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал . от вьюги: «М-м-м-м-

м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

КОМПЛЕКС № 7(Декабрь)

Работа над дыханием.

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная грушаl Вдох носом, выдох ртом.

Мимическое упражнение.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу.

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Упражнения для губ и щек

  • Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
  • Щечки-яблочкu. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно, то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

  • Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

 Упражнения для языка.

  • Язык "лопаткой" положи

И спокойно подержи.

Язык "колышком" потом

Потянем тонким острием.

  • Мелькает беличий хвостикРот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
  • Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  • «Пароход гудит».

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх. 
Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). 
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка

Речевая гимнастика.

Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-

пто, пта-пту-пты".

Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!»

КОМПЛЕКС№ 8

Работа над дыханием.

Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.

Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.

Мимическое упражнение.

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Упражнения  для губ и щек.

  • Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
  • «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  • Надувание щек поочередно.

Упражнения  для языка.

  • Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
  • "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  • «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
  • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  • Индюк».  

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 

Речевая зарядка.
Развитие интонационной выразительности речи

Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла -
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
- Здравствуй, пальчик,
Как живешь?

КОМПЛЕКС №9 (Январь)

Упражнения на дыхание.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук у-у-у-у-у на одном выдохе.

Мимические упражнения

Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.

Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К.Чуковского.

Упражнения для щек и губ

  • Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
  • Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
  • Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка.

  • Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
  • Клюв аиста».
    Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
  • «Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
Внимание!

  • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

          Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Речевая зарядка
Проговаривание загадки и чистоговорки.


Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, 
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела. — 
Пейте чай, вода вскипела!
(Самовар)


Взял Валерка тарелку, 
Взял Валерка поднос. 
Мне Валерка тарелку 
На подносе принес.

КОМПЛЕКС № 10

Упражнение на дыхание
          Выработка правильного диафрагмального дыхания. Игровое задание «Шарик — ямочка».
          Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась  ямочка.

Мимическое упражнение.

Изобрази грустных аистов. Покажи, как им не хочется покидать родные края. Улыбнись, передай им свое хорошее настроение.

Упражнения  для  жевательно-артикуляционных мышц.

«Жуем твердую морковь».

 Что лежит на подносе? (Морковь.)

«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

— Покажите, как грызет морковку зайка.

Упражнения  для губ и щек.

  •  «Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуть, губы вытянуть широкой трубочкой.
  • Сытый хомячок.
    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
  •  Голодный хомячок.
    Втянуть щеки. 

Упражнения  для языка.

  • «Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.
  • .«Дует ветерок».

Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. 
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами

и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

  • «Барабан»

                  Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

                     Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Речевая зарядка

Мороз колдует. 

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

КОМПЛЕКС № 11(Февраль)

Работа над дыханием.

        Формирование плавного длительного выдоха. Дети сдувают с листа  бумажные комочки. «Чей кочек дальше улетит».

Мимические упражнения
        Поднялся шторм. Покажите, как вам стало страшно. А теперь покажите, какие вы смелые, мужественные и храбрые.

Упражнения для  жевательно-артикуляционных мышц
        «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги 
ам-ам-ам-ам.
«Птенчики глотают пищу».  Сглатывание слюны.

Упражнения  для губ и щек.

  • «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье).
  • «Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
  • Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Упражнения  для языка

  • «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

  • «Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)
  • «Лошадка едет тихо».

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л». 
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. 
Внимание!

Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

Кончик языка не должен загибаться внутрь.

Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Речевая зарядка.

Под окошком - блл, блл, блл - 
Индюки болтают. 
Индюшачьей речи 
Никто не понимает. 
На качели индюки 
Весело кивают. 
Покататься Язычку 
"Блл, бллл!" - предлагают.

КОМПЛЕКС № 12

Работа над дыханием.

формирование длительного плавного выдоха, «Подуй на султанчики». Использовать султанчики для игр с ветром.

Мимическое упражнение.

         Коза в огороде». Изобразить хитрую козу, которая решила полакомиться капустой. Показать, как рассердилась хозяйка на козу. Изобразить страшное огородное пугало, показать, как его испугались вороны.

Упражнения для губ и щек.

  • «Кит-бутылконос и косатка». Дети показывают, какие носы у бутылконоса и косатки. Чередовать движения: губы сжать и вытянуть вперед (бутылконос), губы широко раскрыть, зубы сжать (косатка).
  • "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  • «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
  • Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка.

  • «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  • Лошадка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

  • «Барабанщик». Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.
  • Вот проснулся Язычок,

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.

Речевая зарядка.

Этот маленький дружок -

Твой веселый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом,

шутя!

КОМПЛЕКС № 13

Работа над дыханием.

«Шарик»

 Вот так шарик надуваем

 И рукою проверяем, а

 Теперь мы выдыхаем,

  Наши мышцы расслабляем.

Мимическое упражнение.

«Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, вода попала медведю в берлогу. Дети показывают, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

Упражнения для губ и щек.

  • Обезьянка, бегемотик -
    Все водой полощут ротик.

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

  • «Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуть щеки в исходное положение.

Упражнения для языка

  • Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть острый язык, затем опустить широкий язык на нижнюю губу. Чередовать положение острого и широкого языка.
  • «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  • Эй, дружок, Антошка!
    Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

  • С братом мы возьмем насос -
    Будет праздник для колес:
    Подкачаем шины
    Папиной машины.

Предложить ребенку длительно произнести звук «сссс…». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Речевая зарядка.

Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
— Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу,
Я ступила на карниз
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!

КОМПЛЕКС № 14

Работа над дыханием.

  • «Медведь проснулся после зимней спячки». Открывать рот с глубоким ротовым вдохом.
  • Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.

Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом.

Мимические упражнения
         Педагог предлагает детям выразить радость от встречи с весной. Дети показывают, как им тепло и приятно греться на солнышке.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

  • Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

Упражнения для языка.

  • Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

  • «Лужи». Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
  • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  • Индюк.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Речевая зарядка.
Диалог Зимы и Весны
Говорит Весна:
— Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
— Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
— С крыши капает вода?
— Да! Да! Да! Да!
— Тают горки во дворах?
— Ах! Ах! Ах! Ах!
— А на речке, речке треснул лед?
— Вот так! Так вот!

КОМПЛЕКС № 15(Апрель)

Работа над дыханием.

Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом).

Мимические упражнения

 поднять брови вверх — расслабить мышцы;
• нахмурить брови — расслабить мышцы;
• глаза спокойно закрыть — открыть;
• глаза прищурить — открыть;
• глаза с силой зажмурить — открыть;

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

                         Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

Губы сжать. Имитировать жевательные движения.

 Упражнения для губ и щек.      

  • Покусывание, похлопывание и растирание щек.
  • «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

•        Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

•        Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

•        Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

Упражнения для языка.

  • «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)
  • «Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.
  •  «Горка»                  

 Кончик языка в зубки упирается,

               Спинку выгибаем - горка получается.

               Быстро- быстро с горки вниз

                На санках катится Денис.

  • ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

  • ПИРОЖОК

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от1 до 5-10.

Следить , чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох.

Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах».

Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

Огорченные овощи.

Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!»

Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!» 

КОМПЛЕКС № 16

Работа над дыханием.

  • Формирование плавного длительного выдоха. Дети сдувают с листа  бумажные комочки. «Чей кочек дальше улетит».
  • Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.

Мимические  упражнения.

  Спи, глазок, спи, другой.
  Спите сразу, оба глаза.
  Правый глаз, просыпайся!
  Левый глаз, просыпайся!

Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц.

      Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-                 ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

Упражнения для губ и щек.

Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

Упражнения для языка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

 Речевая гимнастика
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю-чудака.
— Где же твой рыбак?
Попался?
— Нет! Ушел хитрец!
Сорвался.

КОМПЛЕКС № 17(Май)

Работа над дыханием.

  • бабочка
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Мимические упражнения.

 поднять брови вверх — расслабить мышцы;
• нахмурить брови — расслабить мышцы;
• глаза спокойно закрыть — открыть;
• глаза прищурить — открыть;
• глаза с силой зажмурить — открыть;

Упражнения для губ и щек.

  • Голову держать прямо, губы — без напряжения, зубы не обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем — с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
  • Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно    
  •   «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

Упражнения для языка.

  • «Сердитый лев» .Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
  • «Маляр».

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 
Внимание!

  • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  • Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
  • ЛЕТЯТ СЕЖИНКИ

Губы  в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на противоположный край стола.

Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки не должны надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а не рассеянной.

  • «Шпага» Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет «раз» - «укол» в правую щеку. На счет «два» - «укол» в левую щеку.

  • «Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

Речевая зарядка.

Этот маленький дружок -

Твой веселый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом,

шутя!

 

КОМПЛЕКС № 18.

Работа над дыханием.

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

Мимическое упражнение.

Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчаст­лив; озабочен; спокоен — рассержен.

 Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Жуем ириски. Жевательная резинка. 
Имитация жевания.

Упражнения для щек и губ

  • Малыш сосет соску. 
    Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.
  • Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Упражнения для языка

  • Чистим зубы. 
    Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
    Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
    Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
    Язык отдыхает на кровати
    Рот широко открыт. Язык лежит во  дне ротовой полости.
  • Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положе-1ия «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».      
  • Катушка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...