Пальчиковые игры, их влияние на речь ребёнка раннего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)
Использование материала сказок в пальчиковых играх для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста даёт положительную динамику состояния речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые игры, их влияние на речь ребёнка раннего возраста. | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга
Пальчиковые игры, их влияние на речь ребёнка раннего возраста.
Автор: Чернопятова Елена Григорьевна – воспитатель
высшей квалификационной категории,
почетный работник общего образования.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант
Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Ребёнок родился и уже осуществляет хватательные движения, сжимает и разжимает кулачок и это движение является первым и остаётся главным на протяжении всей жизни.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
Большое стимулирующие влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон, навели учёных на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. На протяжении всего раннего возраста чётко выступает эта зависимость по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. У детей с задержкой речевого развития часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой
моторики пальцев рук. Функция руки и речь развиваются параллельно, что должно использоваться в работе с детьми, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения в развитии речи. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем «ладушки», «Сорока-воровка».
Разрабатывая перспективное планирование по квартально на учебный год было составлено планирование пальчиковых игр на материале сказок.
В раннем возрасте, по моим наблюдениям проведение пальчиковых игр, наиболее эффективным является использование эмоционально окрашенного знакомого детям материала – сказок, стихов, потешек, на основе которого устранение нарушений со стороны мелкой моторики, происходит более успешно. Кроме того использование пальцев рук, позволяет развивать способность к подражанию взрослому, любимому персонажу сказки, стимулировать речевую активность, эмоциональную отзывчивость, вызвать ребёнка на контакт, активно включить в игру, что позволяет создать коммуникативную ситуацию, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и у него появляется желание использовать речь и движения, как средство общения. С учётом выше изложенного была разработана и апробирована система пальчиковых игр по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста на основе использования материала сказок.
Опыт проведения пальчиковых игр показывает, что устранение со стороны мелкой моторики у детей, страдающих нарушением речи, проходит в более короткие сроки и с высоким результатом. В ходе работы удаётся решить многие сопутствующие проблемы. Также это материал активно
используется в самостоятельной игровой деятельности детей, что свидетельствует о прочности усвоения.
Разрабатывая перспективное планирование, поквартально на учебный год было составлено планирование пальчиковых игр на материале сказок. Работа со сказкой позволяет мне реализовать ряд задач:
- Обогатить и расширить пассивный словарь ребёнка.
- Стимулировать речевую подражательность.
- Развивать способность к эмоциональной отзывчивости, подражательности.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
При использовании материала следует учитывать периоды работы со сказкой.В начале работы над сказкой происходит ознакомление со сказкой с текстом сказки, что позволяет обогатить и расширить обыгранный текст сказки. Работая с детьми раннего возраста мною было отмечено, что огромную роль в осмыслении материала играет театрализованная деятельность, где дети участвуя в ней на доступным для себя уровне, знакомятся с окружающем миром.
Участие в театрализованной деятельности ставит ребёнка перед необходимостью пытаться проговаривать, договаривать слова в тексте, так чтобы его поняли, что очень важно в раннем возрасте. Этот вид деятельности позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Также в своей работе использую иллюстративный материал. При рассматривании с детьми иллюстрации особое внимание необходимо уделять эмоциональному состоянию персонажей на картинках, важно, чтобы изображение героев отражало их эмоциональное состояние.
Этоспособствует улучшению концентрации внимания на персонаже. Безусловно материал должен быть эстетически оформлен. Все эти методы работы с детьми раннего возраста позволяют формировать у малыша простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать движениями, мимикой, жестами характер сказочных героев). Ведётся совместная работа воспитателя и родителя.
Родителям дома рекомендуется прочитать детям сказку, побеседовать с ребёнком, попросить показать и назвать главных героев сказки. Идет активная подготовительная работа: используя массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, липучки – игры на развитие тактильных ощущений. Все подготовительные работы ведутся в игровой форме. Затем происходит работа по разучиванию пальчиковых игр, упражнений в связи с темоизучаемой сказки. При разучивании пальчиковых игр учитывается уровень развития мелкой моторики ребёнка. Пальчиковые игры и упражнения разучиваются и отрабатываются с каждым ребёнком индивидуально по мере необходимости. Это работа также ведётся и родителями, им даются рекомендации по использованию пальчиковых игр в домашних условиях. При разучивании пальчиковых игр и упражнений отрабатывается эмоциональный характер персонажа сказки, используются и обыгрываются «реплики» от лица персонажа. Продолжается активное использование развивающих игр на материале сказок. После предварительной работы с различными видами театров в заключительном периоде используются плоскостные изображения героев и декорации сказки на ковролине. Проводится итоговая пальчиковая игра, на которой дети «рассказывают сказку руками». Дети выполняют упражнения в соответствии с доступным для себя уровнем.
Из всего этого следует отметить, что практика использования материала сказок в пальчиковых играх для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста даёт положительную динамику состояния речи ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между с...
Презентация "Консультация для родителей: Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста"
Презентация для родителей...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
quot;Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста". Цель: изучить способы, методы и приёмы через пальчиковые игры раннего возраста, объединить усилия педагогов и ...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелка...
Методическая разработка по теме:Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.
Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки....