Учите детей отгадывать загадки
консультация по развитию речи (средняя группа)
Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи - доказательства, речи - рассуждения, речи - описания, умения определять предметы по действию и признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchite_detey_otgadyvat_zagadki.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учите детей отгадывать загадки
Что такое загадка? Загадка - это логическая задача, предложенная в художественной форме. Благодаря этому она особенно привлекательна, вызывает интерес, любознательность. По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание в виде перечисления признаков предмета или явления и их сравнение.
Помогает нам дышать,
Ароматы различать. (Нос)
Летит, а не птица, воет, а не зверь. /Ветер/
Загадки для детей старшего дошкольного возраста способствуют логическому мышлению, развитию речи и проявлению фантазии. Плюс ко всему такой вид фольклора – это гимнастика для смекалки и сообразительности.
Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи - доказательства, речи - рассуждения, речи - описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Способ доказательства - это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определённому выводу. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательств. А значит и активность развития речи и мышления ребёнка.
Детские загадки должны быть доступны для понимания. Загадки помогают детям обращать внимание на некоторые детали, которые раньше они не замечали. У детей расширяется кругозор, они начинают больше проявлять интерес к окружающим предметам. Вот пример отгадывания загадок:
Шевелились у листка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел- он вспорхнул и улетел.
Что надо искать? Цветок. Но не обычный, в такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка».
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу,
У кустов грызёт кору.
Шапка бегает, значит, это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой хороший мех, из которого можно сшить шапку (а не шубу - приём исключения). Шапка предмет небольшой, значит, и существо небольшое (приём сопоставления). В загадке сказано, что существа бегает в лесу. Значит, это не домашнее, а дикое животное, т. е. зверь (приём исключения). У нас остался только один признак: «у кустов грызёт кору». Есть много лесных зверей, мех у которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору (метод исключения). Может быть, это заяц? Предположение, гипотеза. Соотнесём все найденные признаки (синтез): небольшое дикое животное, живёт в лесу, бегает по нему, мех его идёт на шапки, грызёт кору, Да, это заяц (вывод).
Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы (она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным). Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи.