Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития связной речи детей"
консультация по развитию речи
Опыт использования приёмом мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 781.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
"Использование мнемотехник для развития связной речи детей"
Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой,красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я в своей работе использую приём мнемотехники.
У дошкольников память носит непроизвольный характер,т.е. лучше запоминаются предметы ,события ,явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа,мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность,последовательность,лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов :
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :
- обогащения словарного запаса ;
- обучения составлению рассказов ;
- пересказов художественной литературы ;
- отгадывания и загадывания загадок ;
- заучивания стихотворений.
1. А сейчас вашему вниманию я представлю игру для развития фразовой речи с использованием самой первой ступени мнемотехники - мнемоквадраты.
2.Второй ступенью являются мнемодорожки
Представляю вашему вниманию мнемодорожку для составления рассказа о весне.
3.ну и следующим этапом работы является работа непосредственно с мнемотаблицами(составление описательных рассказов, рассказывание сказок, запоминания стихов стихов и т.д)
А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.
Перед нами ёлочка :
Шишечки,иголочки.
Шарики,фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды,человечки.
У лисы | В лесу глухом | Есть нора-надёжный дом |
Под кустами |
Ёж колючий | Нагребает |
Листьев кучу |
Спит |
В берлоге косолапый |
До весны сосёт там лапу |
Есть у каждого свой дом |
Всем тепло,уютно в нём. |
Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.Итак, перед нами ёлочка... Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А теперь,гляля на свои мнемотаблицы,прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.
Что это? |
Цвет | Форма |
Вкус
|
Где растёт |
Каков наощупь |
Что можно приготовить
|
|
100 | |
|
7
|
| 1 |
|
«Под лежачий камень вода не течёт»
Под
|
|
|
|
«Яблоко от яблони недалеко катится»
|
|
|
|
«Кто не работает,тот не ест»
|
|
|
|
При пересказе с помощью мнемотаблиц,когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).
На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники. В своей работе я использую как уже готовые презентации так и авторские живые мнемотаблицы. Предлагаю вашему вниманию живую мнемотаблицу для заучивания стихотворения.
|
|
|
|
|
|
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :
- Сегодня я узнала...
- Было интересно...
- Было трудно,но...
- Я поняла,что...
- Теперь я могу...
- Я почувствовала,что...
- Я приобрела...
- Я научилась...
- У меня получилось...
- Я смогла...
- Меня удивило...
- Мне захотелось...
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников,обеспечивающего эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации ;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;
- поиск новых рациональных средств,форм и методов речевого развития дошкольников ;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления,воображения педагогов.
Задачи :
- дать понятие мнемотехники,раскрыть актуальность,познакомить с особенностями,принципами технологии,этапами работы ;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование :
Листы бумаги,цветные карандаши,мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.
Практическая значимость :
данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты :
- получение педагогами представления о мнемотехнике ;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения :
Педагоги ,без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....
Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Материал предназначен для воспитателей ДОУ, для родителей....
Мастер класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Цель:1. ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях;2. повышение педагогической культуры родителей.Задачи:1. познакомить родителей с приёмами мнемот...
Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инноваци...
Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста»
По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наибол...
Мастер-класс для родителей: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей"
Мастер-класс...
Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники для развития связной речи детей"
Знакомство родителей воспитанников с новыми формами работы по развитию речи детей в доу и применением их дома с детьми....