Игры и упражнения на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа
презентация по развитию речи
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_zvukovomu_analizu.ppt | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культура речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа ведется в двух направлениях: Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха – фонематический, звуковысотный, ритмический)
Линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Просодемы- надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Звуковые единицы языка
1 этап – подготовительный Уточнение движений органов артикуляционного аппарата 2 этап – становление звука Уточнение произношение изолированного звука по подражанию 3 этап – закрепление и автоматизация Воспитание правильного, четкого произношения звука в слове 4 этап – дифференциация смешиваемых звуков Воспитание правильного, четкого произношения звуков во фразовой речи. Этапы работы над звуком
Этапы овладения звуковым анализом 1.Изучение гласных и согласных звуков. 2 Определение места звука в слове: начало, середина, конец. 3.Проведение звукового анализа с использованием фишек. 4. Обучение полному звуковому анализу слова .
Рекомендуемые игры и упражнения на выделение звука из слова «Дружные звуки» «Утки и окуни» «Куклы заблудились» Сколько слов со звуком Ш?» Слышишь ли ты звук?» «Слушаем слова» «Топ-хлоп» «На стол! Под стол! Стучать!» «Найди пару» «Собираем урожай «Лови - не лови»
Определение места звука в слове: начало, середина, конец «Подарки гостям» «Пропускаем мы во двор слов особенный набор» «Чудесная удочка» Лото «Назови картинку и найди первый звук» «Запомни цепочку» «Запомни цепочку» «Запомни цепочку» «Запомни цепочку» «Нарисуй букву» (игра-перфокарта) « Распредели картинки» «Закрась окошечко, где живет звук» (игра-перфокарта)
3.Проведение звукового анализа с использованием фишек Красный обозначает гласный звук, Синий твердый согласный, Зеленый – мягкий согласный. Игры и упражнения: «Звуковое дерево» «Сигнальщики» «Чем отличаются слова?»
Обучение полному звуковому анализу слова Игры и упражнения: Вначале этапа дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Позже дети могут выполнять звуковой анализ без схем.
Порядок анализируемых слов Слова из двух гласных (АУ) Из двух звуков: гласного и согласного ( УМ, ДА, ) Из трех звуков (РАК, КИТ) Из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК) Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ) Слова из двух слогов (СУМКА) Из 3 открытых слогов (СОБАКА)
План анализа слова 1. произнести слово и послушать его. Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством формирования и развития у дошкольников устной речи. 2. найди ударный слог и произнеси слово по слогам. Выполняя второй пункт плана, ребёнок должен произносить слова дважды: в первый раз целиком (со звательной интонацией, которая подчеркивает ударный слог) , а второй – по слогам.
3 .протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой). 5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. 6.третий звук и т.д. 7. прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько в слове слогов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРУППОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У РЕБЕНКА (КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР)
В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры....
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»...
Игры и упражнения для развития умений и навыков исследовательского поведения
Умение наблюдать, видеть проблему и выдвигать гипотезу – важные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности. Для формирования кул...
УПРАЖНЕНИЯ "Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа"
Овладение детьми старшего возраста навыками выполнения звукового анализа....
Игры и упражнения для развития умений и навыков исследовательского поведения
Картотека игр и упражнений для развития умений и навыков исследовательского поведения...
Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в старшем дошкольном возрасте
Консультация для воспитателей...
Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа. Игры и упражнения.
Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа. Игры и упражнения....