Формирование правильного произношение шипящих звуков в речи детей через устное народное творчество
картотека по развитию речи
Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки и скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание. Применение малых жанров устного народного творчества во всех видах детской деятельности, может помочь в непринужденной форме исправить неправильное произношение звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции шипящих звуков [Ш],[ Ж],[ Ч],[ Щ]
При произношении шипящих звуков губы округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубы сближены, но не соприкасаются. Расстояние между ними 2 – 5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ним щель.
1. «Наказать непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.
2. «Лепёшка» Язык широкий положи И спокойным удержи. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
3. «Парус» Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй! Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.
4. «Качели» Язычок на крылечке полежал – И на качели побежал. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
5. «Дудочка» Дудочка, дуди сильней, Созовём мы всех друзей! Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».
6. «Маляр» Мы покрасим потолок, Маляром стал язычок, Будет чистым (вот дела!) Всё до дальнего угла! Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.
7. «Вкусное варенье» Мы вареньем, крепким чаем Всех знакомых угощаем… С губ сотрём следы варенья, Угощенья – объеденья! Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
8. « Лодочка» Лодочку могу свернуть И на ней отправлюсь в путь, Как ни высока волна, Лодке не страшна она! Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.
9. «Язык перешагивает через зубы» А потом пошёл гулять, По ступенечкам шагать. Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
10. «Чашечка» Любим пить мы крепкий чай, Ну-ка, чашку подставляй! Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
11. «Болтушка», «Индюк» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.
12. Пощёлкать кончиком языка А потом попляшет. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.
13. «Лошадка» Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.
14. «Грибок» Лошадка шла, шла И грибок нашла. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.
15. «Гармошка» На гармошке он сыграет, И песенку споёт… Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
Предварительный просмотр:
Скороговорки с шипящими звуками
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Жужжит над жимолостью жук, |
| Не живут ужи, где живут ежи. |
| Ежик в бане вымыл ушки, |
| Хороши в дорожку пирожки с картошкой. |
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка | |
О чём ты плачешь, чучело? |
| У пчелы, у пчелки почему нет чёлки? |
| На соседа, на грача, |
| Обруч я верчу, кручу, циркачом я стать хочу. |
Мышонку шепчет мышь: | |
Сшила Саша Сашке шапку, | |
Тише, мыши! Кот на крыше! | |
| Шесть мышат в камышах шуршат. |
| Шепчет кошке петушок: |
| Наша серая кошка сидела на крыше. |
| Вот детишки Маша, Миша. |
| Шишки на сосне,
|
Поспеши, не мешкай, | |
Два щенка, щека к щеке, |
| На щечках у Ванюшки вышли конопушки. |
| Скороговорка на букву Щ Всякого щёголя в щегольстве не перещеголяешь. |
Предварительный просмотр:
Загадки на автоматизацию шипящих звуков
Звук Ш
1. Среди всех зверей малышка
Эта серенькая… (Мышка)
2. Форма новая у Оли
Ей пора учиться в … (Школе)
3. Строим дружно домик наш
От дождя спасет… (Шалаш)
4. Новенькие шины
У моей … (Машины)
5. Любит пшёнку петушок.
Дам ему пшена… (Мешок)
6. Жарким летом на опушке
Куковали две… (Кукушки)
7. Хорошо лежать старушке
На перине и … (Подушке)
8. Наливаю квас в графин
Молоко налью в … (Кувшин)
19. Во дворе у детворы
Разноцветные … (Шары)
Звук Ж
1. “Нужно спать! – сказала мама.
Вот держи, одень (Пижаму)
2. Очень твёрдые коржи
Дайте острые (Ножи)
3. Жёлтый клён. Зима всё ближе.
Покупай скорее (Лыжи)
4. На камнях лежат ужи.
А на льдинах кто? (Моржи)
5. У медведицы - ребёнок
Неуклюжий (Медвежонок)
6. На дубу, среди ветвей,
Видно много (Желудей)
7. Молоко лакает кошка
Не нужна ей даже (Ложка)
8. Всюду лужи. Нет дорожек.
Ежедневно льётся (Дождик)
9. Дождик шёл и вырос вмиг
Гриб съедобный (Дождевик)
Ш
В начале слова. | В начале слова. | В конце слова. |
Сижу верхом, не знаю на ком, Знакомца встречу – соскочу, привечу. (Шапка) ☼Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля. (Шляпа) ☼С одного бока – лес, А с другого – поле. Зимой не замерзнешь в ней Ни в городе, ни в поле. (Шуба) ☼Где упрётся хвостом, Станет дырка потом. (Шило) ☼Мы землю глубоко копаем И в глубине земли Мы людям уголь добываем Чтоб дом топить могли. (Шахтёры) ☼Меня в комнате всякий приметит. А, открыв меня, зиму с летом встретит. (Шкаф) ☼ Твой хвостик я в руке держал. Ты полетел, я побежал. (Шарик) ☼ Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много внем. Там пишут и считают, Рисуют и читают. (Школа) | ☼Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка) ☼Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) ☼Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка) ☼Новогодняя игрушка, а стреляет словно пушка?(Хлопушка) ☼Внутри желток, Снаружи белок. Угадай, какой цветок? (Ромашка) ☼ Он время знает точно. Утром не проспит. Ежедневно спозаранку Исправно голосит. (Петушок) ☼Ещё вчера лежала Она на дна морском. На берег с волною попала, Когда разыгрался шторм. (Ракушка) ☼Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг) | ☼Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш) ☼На зелёном шнурочке Белые звоночки. (Ландыш) ☼В деревянной рубашке, Бежит по бумажке. Если ты художник – Он твой друг надёжный. (Карандаш) ☼Мала, а никому не мила. (Мышь) ☼Маленький рост, Длинный хвост, Серенькая шубка Остренькие зубки. (Мышь) ☼ Стоит над водой Трясёт бородой. (Камыш) ☼ Щука в море, а хвост на заборе. (Ковш) ☼Под полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь) |
☼ Есть гриб почти домашний Сажайте хоть на пашне, Хоть под яблонькой в саду, Хоть у стенки на ходу. (Шампиньон) ☼ Из сучьев и веток, Своими руками, Зелёненький домик, Построим мы сами. (Шалаш) ☼ Черна, а не земля Пушиста, а не снег, Греет, а не печка. (Шуба) ☼ Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило) | ☼ Твой хвостик я в руке держал, Сидит на ложке свесив ножки. ( Лапша, вермишель) ☼ Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок! В землю тёплую уйду, К солнцу колосом взойду В нем тогда таких, как я Будет целая семья! (Зернышко) ☼ В раздевалке я служу, На весу пальто держу. (Вешалка) ☼ Наряд мой пёстрый, Колпак мой острый. Мои шутки и смех Веселят всех. (Петрушка) ☼ Совсем не нужен её водитель, Ключом её вы заводите Колёсики начнут крутиться Поставьте и она помчится. (Машинка) ☼ Не земледелец, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. (Лошадь) | ☼ Дождик тёплый и густой, Этот дождик не простой, Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ) ☼ Из сучьев и веток, Своими руками, Зелёненький домик, Построим мы сами. (Шалаш) |
Ж
В начале слова | В середине слова | В конце слова |
☼ Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук) ☼Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями Листьями деревьев. (Жираф) ☼ В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь) ☼ В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь) ☼ ☼ Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. (Журавли) ☼ Жу-жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, И звук Ж твержу. (Жук) | ☼Белая звездочка с неба упала, Мне наладошку легла - и пропала. (Снежинка) ☼ Кто по снегу быстро мчится? Провалится не боится? (Лыжник) ☼ Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка) ☼Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Ёжик) ☼ Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда кружусь, А жужжу, когда тружусь (Божая коровка) ☼ Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ежиха) ☼ Я похожа на малину, только облилась чернилом. (Ежевика) | ☼ По тропинке идет, Лес на спинке несет. (Ёж) ☼ Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёж) ☼ Шубка - иголки Свернётся – он колкий, Рукой не возьмешь Кто это? (Ёж) ☼Сама длинна, худа, Всю ветром шатает, А весь мир питает. (Рожь) ☼ Живет всю жизнь свою в воде, Хоть он и не рыба. Он в море ест и в море спит. Не любит греть на суше Свою большую тушу. (Морж) ☼ Ползун ползёт иголки везёт. (Ёж) ☼ Маленький мужичок – костяная ручка. (Нож) |
☼ Два рога, но не бык, Шесть ног без копыт. Летит - гудит. Сядет – спрятать крылья норовит. (Жук) ☼Любит он лягушек, Квакушек-попрыгушек. Живёт на болоте, Всегда готов к охоте. (Журавль) ☼Ноги, как ходули: Шея, как свеча. Скорость, как у пули. Ростом – каланча. Шуба, как заплаты. И бока покаты. Кто это ребята? (Жираф) | ☼ Зимой спит, летом улья ворошит. (Медвежонок) ☼ Люди ждут меня, зовут, А приду к ним - прочь бегут. (Дождик) ☼ Остались от дождя следы, До верха полные воды. (Лужа) ☼ Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик) ☼ Низок да колюч, Сладок, не пахуч. Пока ягоду сорвёшь, Всю руку обдерёшь. (Крыжовник) ☼Под снегом обитает, Весной расцветает. (Подснежник) ☼ Они и режут, и кроят, Всем они помочь хотят. (Ножницы) ☼ Две плетенки, две сестренки, Из овечьей пряжи тонкой, Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки) |
Щ
В начале слова | В конце слова | В конце слова |
☼ Вроде ёжика на вид, Но не просит пищи, По одежде пробежит, Одежда станет чище. (Щётка) ☼ У неё во рту пила, Под водой она жила, Всех пугала, всех глотала, А теперь в котёл попала. (Щука) ☼ Белый хвост, черный нос, Наши тапочки унёс В уголок под кровать И не хочет отдавать(щенок) ☼ Хвостик из кости, а на спине щетинка. (Щетка зубная) ☼ Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. (Щука) | ☼ На веревке пальцы Держат одеяльце. (Прищепки) ☼ Она, как змейка, В траве мелькнёт, Хвостом виляет, Хвост оборвет – Другой наживет. (Ящерица) ☼ Все письма собирает, Потом во все концы отправляет. (Ящик) | ☼ Я как зонт – не промокаю, От дождя вас защищаю, И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (Плащ) ☼ Глазищи, усищи, А моется всех чище. Кто это? (Котище) |
Ч
В начале слова | В середине слова | В конце слова |
Если я захочу, В нем водичку вскипячу. (Чайник) ☼ Рассыпает солнце стрелы, Сосны зажигая. Что за ягода созрела, Черная такая? На кусточки, под листочки, Кто - то бусы бросил, - Все поляны в черных точках У зеленых сосен. (Черника) ☼ Из горячего колодца Через нос водица льётся. (Чайник) ☼В носу – решето, На голове – пупок, Всего одна рука, И та на спине. (Чайник) ☼ Большая голова И стройный стан У той, Что любит головой Нырнуть в стакан. (Чайная ложка) ☼ Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто? (Черепаха) ☼ Цвет белый, а ягода черная. (Черемуха) ☼ Сам большой, а ног нет. (Червяк) ☼ Черненько, горяченько, а все любят. (Чай) ☼ Двое ходят, двое смотрят, двое болтаются. Один водит и приказывает. (Человек) ☼ Что за чудо! Вот так чудо! Сверху-блюдо, Снизу-блюдо, Ходит чудо по дороге, Голова торчит, да ноги. (Черепаха) ☼ Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться нехочу, Крышка громко зазвенела: "Пейте чай, вода скипела". (Чайник) | Их в оправе я несу На ушах и на носу. (Очки) ☼ Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в реке. (Удочка) ☼ Танцует крошка, А всего одна ножка (Волчок) ☼ А ну-ка, ребята, кто отгадает? На десять братьев двух шуб хватает. (Рукавички) ☼ Он принёс нам телеграмму: «Приезжаю, ждите. Мама». Деду пенсию принёс, Хоть совсем не дед Мороз. На ногах с рассвета он. Кто же это? (Почтальон) ☼ Сорвать цветок я захотел, А он … вспорхнул и улетел (Бабочка) ☼ Полосатая хозяйка Полетела над лужайкой. Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Пчела) ☼ Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик) ☼ Пять чуланов, одна дверь. Чтоб не мерзнуть, пять ребят По чуланчикам сидят. (Перчатки) ☼ Его приходу Каждый рад, Когда на кухне Водопад (Водопроводчик) ☼ На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик) ☼ Лежу-молчу, подними вверх- заговорю. (Колокольчик) ☼ Пушистая вата плывет куда- то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча) ☼ Встал он прямо у дорожки: Не идут со страха ножки. И мычит бедняжка: «Му! Шаг я сделать не могу!» (Бычок) | Чёрный, проворный, кричит: «Крак!», червякам враг. (Грач) ☼ Ростом мал, да удал, От меня ускакал. (Мяч) ☼ Не обижен, а надут, Его по полю ведут. (Мяч) ☼ Кто болен – тому даст лекарство принять. Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач) ☼ Шевельнул бородкой гном – И вошел хозяин в дом. (Ключ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры речи детей посредством устного народного творчества
В статье представлен опыт работы по формированию культуры речи детей в непосредственной образовательной деятельности....
Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"
Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества ...
Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".
Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...
Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков
Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков...
Развитие речи детей через устное народное творчество
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богат...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...