Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Блокадный Ленинград».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Пехотская Яна Сергеевна

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию 

в подготовительной группе

«Блокадный Ленинград».

Программное содержание

Образовательные задачи:

-Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

- Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда.

- Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.

Развивающие задачи:

- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.

- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитательные задачи:

-  Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Методические приемы:

-словесные, беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение заданий.

-наглядные  - показ, демонстрация материала.

-практические - работа с раздаточным материалом, игровые упражнения.

Оборудование: 

Мультимедиа, экран, иллюстрации, аудиозаписи, разрезные картинки игрушек блокадного Ленинграда.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы по теме.

- Прослушивание музыкальных произведений.

- Рассматривание иллюстраций.

- Работа с родителями.

-Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Блокадный Ленинград».

Ход занятия.

Организационный момент. 

 - Воскресенье 22 июня 1941 года в Ленинграде выдалось солнечным и теплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг…

(голос Левитана объявляет о начале войны)

- Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война! Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. Впервые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками. Ребята как называется песня?     (Ответы детей)

- Правильно это песня называется «Священная война»

(звучит песня «Священная война»)

- Враг подступал к городу Ленинграду. В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики. Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон. Город оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа? (Ответы детей)

- Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. Началась блокада Ленинграда. Ребята как вы понимаете слово «блокада»? (Ответы детей)

- Фашисты захватили единственную железную дорогу. И теперь в город нельзя было подвозить продукты. Связь с ним поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Страна не забыла Ленинград! Для помощи блокадному городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами “Дорогой жизни”. По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения стариков и детей.

- Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба.  Хлеб выдавали по специальным карточкам. Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.

– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?   (Ответы детей)

- Люди голодали и умирали от голода. Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте.  Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.

- Давайте посмотрим на эти игрушки. Их принесли в Петербургский “Музей кукол” жители города, которые в годы Блокады были такие же маленькие как вы.

Игра «Собери картинку» 

(картинки игрушек Блокадного Ленинграда)

Вот какие истории они рассказывали о блокадном времени. Этот мишка спас девочку от болезни. Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучно. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.

И эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады.

В осаждённом Ленинграде.

Эта девочка жила.

В ученической тетради.

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова.

- После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая», «Мама 13 мая», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких, подорвали ее здоровье. Таня умерла.

Более 15 тысяч мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб. Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда. На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».

Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Ленинград был полностью освобожден от блокады- 27 января 1944 года.

Итог организованной образовательной деятельности:

-Вспомните, о чем мы сегодня говорили?

-Что больше всего понравилось и запомнилось?

-Молодцы! Вы все справились. Какое у вас настроение?

-Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию подготовительной группы "Если хочешь быть здоров!"

Этот конспект поможет вам закрепить с детьми знания о здоровом образе жизни...

Методическая разработка по конструированию в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»

Целью проведения занятия считаю закрепление знаний об истории родного города, о жизни ленинградцев во время Блокады, воспитание чувства гордости за подвиг своих соотечественников во время Великой Отеч...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Блокадный Ленинград».

-Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны....

Конспект беседы для детей подготовительной группы «Блокадный Ленинград».

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы.Задачи:– форм...

Проект в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солд...