Артикуляционная гимнастика .
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для свистящих.
1. «Заборчик»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
2. «Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движение языком вверх – вниз.
3. «Киска сердится»
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, за тем выравнивается.
4. «Кто дальше загонит мяч»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
5. «Подуй в трубочку»
Колпачок от шариковой ручки зажать между зубами и дуть в колпачок.
Артикуляционная гимнастика для шипящих.
1. «Лопатка»
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
2. «Маляр»
Цель: вырабатывать движение языка вверх его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небу, делая движение языка назад – вперед (от зубов к горлу и обратно).
3. «Вкусное варенье»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.
4. «Чашечка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5 – 10.
5. «Для развития выдоха»
Округлить губы и вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается теплая струя. Многократным упражнением добиться необходимой силы выдоха.
Артикуляционная гимнастика для «Л»
1. «Заборчик»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
2. . «Лопатка»
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
3. « Накажи непослушный язычок»
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить звуки пя – пя – пя.
4. «Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движение по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл – бл..
5. «Песенка язычка»
Зажать зубами кончик языка и произнести протяжный звук а или ы (с включением голоса). Получится звук л.
Артикуляционная гимнастика для «Р»
1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.
2. «Маляр»
Цель: вырабатывать движение языка вверх его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небу, делая движение языка назад – вперед (от зубов к горлу и обратно).
3. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
4. «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.
5. «Барабан I»
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д – д – д.
6. «Барабан II»
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и произносить поочередно отчетливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру неба, при произнесении ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами.
7. «Фырканье»
Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса. Язык и губы не напряжены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...