Методическая разработка "Колобки"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
«Колобки»
Образовательная область: «Развитие речи»
Раздел: Развитие речи
возрастная группа: младшая
Выполнил: воспитатель Сайфулллина А.М.
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы в данной должности: 32 года
2018
Тема: «Звуковая культура речи»
Направленность: закрепление правильного произношения гласных звуков
Предпосылки: обогащение развивающей среды группы дидактическими пособиями по речевому развитию.
Вид: дидактическая игра
Предназначение: для детей 3 лет.
Продолжительность: с 22.10.2018 по 26.10.2018
Актуальность: В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но этому его можно научить.
Цель: уточнять и закреплять правильное произношение гласных звуков в звукосочетаниях, словах.
Задачи:
Образовательные:
- отрабатывать четкое и правильное произношение гласных звуков: а, у, о, и, э, ы;
- произносить слова с этими звуками плавно на одном вдохе;
Развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- умение регулировать высоту голоса;
Воспитательные:
- воспитывать положительную установку на участие в игре.
Описание пособия:
Ламинированные бумажные домики из картона размером 12 x 12 см, с изображением гласного звука на каждом: а, у, о, и, э, ы. На обороте символы красного цвета – «колобки»: звук «а» - большой полный круг; звук «у» - маленький полный круг; звук «о» - полный овал; звук «и» - узкий красный прямоугольник. Ламинированные символы из картона, с изображением «колобков» - символов красного цвета, по четыре на каждый звук с буквой и без букв.
Этапы работы:
I – подготовительный
- выявление актуальной проблемы;
- подбор и изучение методической литературы;
- выбор материала;
- изготовление дидактической игры.
II - основной
- знакомство с игрой;
- создание игровых ситуаций;
- использование дидактического пособия в режимных моментах.
III – заключительный
- обобщение материалов и результатов работы по развитию речи на заключи-тельном этапе;
- презентация дидактической игры на конкурсе ДОУ «Лучшая методическая разработка дидактической игры/пособия по развитию речи».
Ожидаемый результат:
1. Различает гласные звуки.
2. Определяет наличие звуков в звукосочетаниях и словах.
3. Правильно произносит звуки а, у, о, и, э, ы (изолированный, в звукосочетаниях,
словах).
4. Развитие внимания, памяти, восприятия.
Составляющие элементы:
- использование игры в режимных моментах.
Возможные формы работы:
- организованная образовательная деятельность по развитию речи;
- развлечения с использованием дидактической игры.
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- участие одного ребёнка, подгруппы детей;
- использование в различных видах ООД по развитию речи, режимных моментах;
- картотека, видеотека к дидактической игре.
Тематический план:
Дни недели | Содержание работы | Форма работы |
Понедельник | Знакомство с дидактической игрой «Колобки». Рассматривание карточек, бу-мажных домиков (Приложение 1) | Всей группой |
Вторник | Рассказ истории о «Колобках», с исполь-зованием демонстрационного материала дидактической игры (Приложение 2) | Всей группой |
Среда | Игры «Поймай звук», «Спой песенку Колобка», «Звуковые песенки» и другие (Приложение 3) | Играть подгруппами |
Четверг | Самостоятельные действия детей с игрой «Колобки». Раскладывать самостоятельно на большой карточке разрезные картинки, в соответствии с изображением такого же «колобка» | Играть индивидуально |
Пятница | П/игра «В каком домике живет звук?» на закрепление звуков | Подгруппами |
Список использованной литературы:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.Москва - 2014 г.
2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду»; младшая группа (3 – 4 года)
3. Гербова В.В. Развитие речи. 2 -4 года. Учебно – наглядное пособие.-М., 2003
4. Гербова В.В. Развитие речи. Художественная литература. 3–4 года. –М.,2005
5. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М., 2005
6. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2009
7. О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа развития речи дошкольников.- М., 2012
Приложение
Игра со звуковыми символами «Колобки» (Приложение 1)
Цель игры: развивать фонематический слух - слушать и слышать. Показать ребенку символ и назвать звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть губы. Соотнести символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», самолет гудит «у-у-у», мальчик охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»). Звуки рекомендуется произносить перед зеркалом и обращать внимание ребенка на движение губ (когда произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку). После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к играм: «Поймай звук», «Спой песенку Колобка», «Звуковые песенки» и другие.
История о «Колобках» (Приложение 2)
Дети, вы помните сказку про Колобка? (Ответы детей). А сегодня я расскажу вам новую историю о волшебных колобках, которые умеют разговаривать и петь песенки. Итак, сели все поудобнее – я начинаю волшебную историю о Колобках. (Воспитатель достает куклу Машу). Однажды, девочка Маша пошла в лес, было тепло и весело, солнышко светило ласково. Загулялась Машенька. Вдруг видит на полянке стоят домики. Прислушалась Машенька – в домиках кто – то пел. Какие чудесные звуки! Как поют!» - подумала Маша и тихо посту-чала в окно. (воспитатель поворачивает домик) «Ты кто?»- спросила Машенька. «Я Колобок– А-А-А» Вдруг из соседнего домика из окна выглянул другой Ко-лобок: «У-У-У!» сказал он не довольно. Тут же распахнулось окно в следу-ющем домике: «О-О-О!»- удивленно донеслось из окна еще одного домика. «И-И-И!» - игриво зазвучало из окна другого домика. «Э-Э-Э!» медленно и расу-дительно послышалось из следующего домика. «Ы-Ы-Ы!» открылось окно по-следнее последнего домика. «Какие вы все певучие!»- сказала Машенька. «Мы сестры! И фамилия у нас одна – ГЛАСНЫЕ. Мы очень любим петь по одному и все вместе: ААА, УУУ – АААУУУ. И по трое ИИИ, УУУ, ААА и хором ИУА. Ни одно слово без нас не обходится!» «А, ведь и правда» - подумала Маша - «Надо с ними дружить!» Машенька шла домой и напевала:
Рот пошире открывай, Ты про нас не забывай, Нет преграды на пути ААА, ООО, УУУ, ЭЭЭ, ЫЫЫ, ИИИ. Вот такая история о Колобках, которые живут в своих домиках на солнечной полянке. (Предложить детям пропеть песенку каждого Колобка, затем их об-щие песенки).
Игры со звуковыми символами (Приложение 3)
«Поймай звук»
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук
«Спой песенку Колобка»
Ребенок выбирает карточку – символ, а взрослый предлагает ему спеть песенку Колобка, изображенного на этой карточке – символе.
«Звуковые песенки»
Предложить детям составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем второй. Потом ребенок с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему
«Внимательный малыш»
Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
«Дирижер»
Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
«Сломанный телевизор»
Сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Сказать детям, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
«Хорист»
Пропевать заданный звук с разными интонациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...