«ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН»
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
«ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН»
Программное содержание:
- Формировать у детей первоначальные представления о местах, где всегда зима, о белом медведе, его внешнем виде, образе жизни и повадках;
— Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;
— Развивать речь детей, обогащать их словарь. (белый медведь, север, льдины)
— Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с изображением животных, глобус.
Ход занятия:
В. Здравствуйте, ребята! Сегодня я с вами хочу поиграть. Можно? (Ответы детей)
В. Сначала давайте проверим, все ли проснулись.
Психогимнастика с элементами массажа «С добрым утром!» (дети повторяют движения за воспитателем).
С добрым утром, глазки! (круговые массажные движения глаз).
Вы проснулись? Проснулись!
С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).
Вы проснулись? Проснулись!
С добрым утром, ручки! (поглаживание рук).
Вы проснулись? Проснулись!
С добрым утром, ножки! (поглаживание ног).
Вы проснулись? Проснулись!
С добрым утром, детки! (поглаживание грудной клетки).
Вы проснулись? Проснулись!
И друг дружке улыбнулись! (улыбаются).
В. Теперь я вижу, что все проснулись. У всех хорошее настроение.
Воспитатель предлагает детям отправиться путешествовать в далёкую страну.
А вот в какую, они должны догадаться сами.
Воспитатель загадывает загадки:
Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями цап —
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза —
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый. (Полярная сова).
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец —
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду —
Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).
Толстый в складку богатырь —
В ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте – ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж).
Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны —
Для него всегда вкусны.
На лису пахож немного,
Тоже псовая порода. (Песец).
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень).
Дети разгадывают загадки.
В. Ребята, а где- же живут все эти животные?
Дети : На севере.
В. А как- же вы догадались?
Дети отвечают на вопрос.
В. Давайте, мы с вами отправимся путешествовать на север? (Ответы детей)
(Воспитатель берёт глобус).
В. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).
В. Это модель нашей планеты Земля – глобус.
Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).
Что жёлто-зелёным? (суша).
На нем я вам покажу, где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие.
Отправляемся. А, чтобы это было быстро и весело, мы поедем на санках. А чтобы не замерзнуть оденемся потеплее.
Проводится игра-имитация «Оденемся потеплее».
Под музыку едем «на санках».
Сани-розвальни бегут,
Сказки-россказни везут.
Тянут сани меж берёз
Конь Буран и конь Мороз.
А в санях сидят ребята
Озорные дошколята.
В. Но вот на нашем пути первое препятствие: мы дошли до океана. В нём холодная вода.
Чтобы узнать, кто нам поможет через него перебраться, нужно отгадать загадку.
Загадка.
Целый день лежать не лень –
Толстым должен быть (тюлень).
В. Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?
(Голова, туловище, хвост). А что у него вместо лап? (Плавники). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира. Нам тоже нужно согреться.
Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).
Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).
Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
В. Это детёныш тюленя. Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думаете почему? (Потому что они белого цвета.).
Как вы думаете, для чего им этот окрас? (Ответы детей).
В. Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоком. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.
Загадка.
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тысячу килограмм! (белый медведь).
В. Какой медведь? (Ответы детей).
У белого медведя есть брат. Знаете кто? (Бурый медведь).
В. Где живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый – на севере, на льдине.)
Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого – белая.).
Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый медведь – рыбу и тюленей).
Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу)
В. Теперь давайте поиграем!
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель раскладывает карточки с изображениями животных. Дети рассматривают картинки и отбирают лишнюю, оставляя только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.
Ребята, хочу с вами поиграть еще в одну игру «Белые медведи».
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
В. Ребята, нам пора возвращаться с путешествия
Динамическая пауза.
Мы идём, идём вперёд!
Весело шагаем.
Мы идём, идём вперёд.
О доме мы мечтаем. (Шагают друг за другом по кругу).
В. Вот мы и вернулись в группу!
В. Где мы с вами сегодня побывали? (На севере, в холодных странах.).
Каких животных встретили? (Ответы детей.).
Воспитатель детям предлагает посмотреть фильм (отрывок из мультфильма «Умка»).
»
Программное содержание:
- Формировать у детей первоначальные представления о местах, где всегда зима, о белом медведе, его внешнем виде, образе жизни и повадках;
— Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;
— Развивать речь детей, обогащать их словарь. (белый медведь, север, льдины)
— Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с изображением животных, глобус.
Ход занятия:
В. Здравствуйте, ребята! Сегодня я с вами хочу поиграть. Можно? (Ответы детей)
В. Сначала давайте проверим, все ли проснулись.
Психогимнастика с элементами массажа «С добрым утром!» (дети повторяют движения за воспитателем).
С добрым утром, глазки! (круговые массажные движения глаз).
Вы проснулись? Проснулись!
С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).
Вы проснулись? Проснулись!
С добрым утром, ручки! (поглаживание рук).
Вы проснулись? Проснулись!
С добрым утром, ножки! (поглаживание ног).
Вы проснулись? Проснулись!
С добрым утром, детки! (поглаживание грудной клетки).
Вы проснулись? Проснулись!
И друг дружке улыбнулись! (улыбаются).
В. Теперь я вижу, что все проснулись. У всех хорошее настроение.
Воспитатель предлагает детям отправиться путешествовать в далёкую страну.
А вот в какую, они должны догадаться сами.
Воспитатель загадывает загадки:
Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями цап —
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза —
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый. (Полярная сова).
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец —
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду —
Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).
Толстый в складку богатырь —
В ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте – ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж).
Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны —
Для него всегда вкусны.
На лису пахож немного,
Тоже псовая порода. (Песец).
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень).
Дети разгадывают загадки.
В. Ребята, а где- же живут все эти животные?
Дети : На севере.
В. А как- же вы догадались?
Дети отвечают на вопрос.
В. Давайте, мы с вами отправимся путешествовать на север? (Ответы детей)
(Воспитатель берёт глобус).
В. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).
В. Это модель нашей планеты Земля – глобус.
Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).
Что жёлто-зелёным? (суша).
На нем я вам покажу, где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие.
Отправляемся. А, чтобы это было быстро и весело, мы поедем на санках. А чтобы не замерзнуть оденемся потеплее.
Проводится игра-имитация «Оденемся потеплее».
Под музыку едем «на санках».
Сани-розвальни бегут,
Сказки-россказни везут.
Тянут сани меж берёз
Конь Буран и конь Мороз.
А в санях сидят ребята
Озорные дошколята.
В. Но вот на нашем пути первое препятствие: мы дошли до океана. В нём холодная вода.
Чтобы узнать, кто нам поможет через него перебраться, нужно отгадать загадку.
Загадка.
Целый день лежать не лень –
Толстым должен быть (тюлень).
В. Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?
(Голова, туловище, хвост). А что у него вместо лап? (Плавники). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира. Нам тоже нужно согреться.
Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).
Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).
Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
В. Это детёныш тюленя. Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думаете почему? (Потому что они белого цвета.).
Как вы думаете, для чего им этот окрас? (Ответы детей).
В. Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоком. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.
Загадка.
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тысячу килограмм! (белый медведь).
В. Какой медведь? (Ответы детей).
У белого медведя есть брат. Знаете кто? (Бурый медведь).
В. Где живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый – на севере, на льдине.)
Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого – белая.).
Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый медведь – рыбу и тюленей).
Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу)
В. Теперь давайте поиграем!
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель раскладывает карточки с изображениями животных. Дети рассматривают картинки и отбирают лишнюю, оставляя только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.
Ребята, хочу с вами поиграть еще в одну игру «Белые медведи».
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
В. Ребята, нам пора возвращаться с путешествия
Динамическая пауза.
Мы идём, идём вперёд!
Весело шагаем.
Мы идём, идём вперёд.
О доме мы мечтаем. (Шагают друг за другом по кругу).
В. Вот мы и вернулись в группу!
В. Где мы с вами сегодня побывали? (На севере, в холодных странах.).
Каких животных встретили? (Ответы детей.).
Воспитатель детям предлагает посмотреть фильм (отрывок из мультфильма «Умка»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл "Животные холодных стран": Нарвалы.
Материал содержит информацию о редких животных Арктики нарвалах. Позволит расширить представление детей о диких животных....
Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.
Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....
Конспект логопедического досуга в подготовительной к школе группе "Письмо от Умки"(итоговое мероприятие по лексической теме "Животные холодных стран")
Конспект досуга выдержан в едином сюжете, разработан с целью обобщить знания детей, полученные за неделю по лексической теме "Животные холодных стран" и закрепить навыки звуко-буквенного анализа....
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Животные холодных стран» (Арктика, Антарктика) (Средняя группа)
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Арктики и Антарктики...
Мастер класс в подготовительной группе "по проведению игр с детьми Животные холодных стран"
Корекционная работа в логопедических группах в рамках единого тематического пространства...
Презентация для детей "Животные холодных стран"
Данные материал знакомит детей подготовительной группы с животными холодных стран...
конспект занятия по теме :"Животные холодных стран"
Программное содержание. Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; обогащат...