Новогодние игры для дошкольников
статья по развитию речи на тему
В этой статье Вы найдете 8 новогодних развивающих речевых игр для детей дошкольного возраста и их родителей, в которые можно поиграть и на новогоднем празднике, и дома на новогодних каникулах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 новогодних развивающих речевых игр для детей дошкольного возраста и их родителей. | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
НОВОГОДНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В этой статье Вы найдете 8 новогодних развивающих речевых игр для детей дошкольного возраста и их родителей, в которые можно поиграть и на новогоднем празднике, и дома на новогодних каникулах. Ведь во время зимних каникул у нас появляется больше времени на общение с детьми и семейный досуг! Игры подскажут Вам идеи.
ОПИСАНИЕ ИГР
ИГРА 1. «ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ»: ИГРАЕМ С ИГРУШЕЧНЫМ ДЕДОМ МОРОЗОМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА
В этой веселой грамматической игре ребенок незаметно для себя научится правильно употреблять слова в родительном падеже множественного числа, и мы предупредим многие речевые ошибки.
Для игры Вам нужна фигурка Деда Мороза из бумаги, игрушечный Дед Мороз или переодетый в Деда Мороза дедушка или папа ;)
Как играть:
Мы подходим с ребенком к Деду Морозу, проговоривая стишок:
«Ты добрый, ты яркий,
Ты в шубе, ты в шапке,
У тебя красный нос.
Значит ты – Дед Мороз!
Дед Мороз, Дед Мороз,
Ты нам ручки не морозь!»
Дед Мороз отвечает (взрослый говорит от имени игрушки весело и шутливо): «А где ваши ручки? Сейчас заморожу!»
Задача игроков – быстро спрятать названную часть тела и сказать Деду Морозу: «Нет наших ручек!».
Можно закрыть названную часть тела ладошками, одеждой или шарфиком, платочком. Можно встать так, чтобы ручек не было видно, прикрывать ручки друг другу.
Дед Мороз: А где ваши ножки?
Взрослый и дети: Нет наших ножек (прячем ноги под стул, под платок).
Дед Мороз: А где ваши пятки?
Взрослый и дети: Нет наших пяток (прячем пятки, садясь на колени).
Ребенок и взрослый каждый раз придумывают, как спрятать названную часть тела от игрушки Деда Мороза (нет носов, ртов, ушей, щёк, глаз, локтей, колен и т.д.). Если ребенок допустил ошибку, например, сказал: «Нет у нас бровёв» вместо «бровей», то Дед Мороз еще раз его переспрашивает: «Что-то я не расслышал – где ваши брови?».
Словарик игры:
Для маленьких детей до 3. 5 — 4 лет мы используем в игре самые простые слова: нет пяточек, коленок, ручек, ножек, ладошек. Затем вводим более сложные слова – нет ртов, ушей, носов, ртов, щек, бровей, шей, подбородков, губ, лбов и т.д.
В конце диалога из 5-7 реплик («нет у нас..») Дед Мороз говорит шутливо:
«Раз, два, три! От мороза ты беги! Заморожу!». И ребенок убегает от Мороза в условленное место (в свой домик). Игра повторяется снова еще 1- 2 раза.
ИГРА 2. НОВОГОДНЯЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ОТГАДАЙ ЕЛОЧНУЮ ИГРУШКУ»: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Игра проводится рядом с елкой, украшенной игрушками.
Вариант 1. Отгадай игрушку по описанию.
Сначала рассмотрите игрушки на елке, знает ли ребенок, кто это, как называется эта игрушка? Затем ребенок описывает игрушку, называя ее признаки. Игроки отгадывают. Когда игрушка отгадана, все под веселую музыку изображают эту игрушку.
Например: «Эта игрушка очень веселая. У нее синяя большая шляпа и желтые брюки. В руках она держит большую книгу. Эта игрушка улыбается» (Незнайка).
Или «Эта игрушка маленькая. Она белого цвета. У нее длинные ушки и короткий хвост. Она умеет прыгать. Эта игрушка очень боится лисы и волка. Кто это?».
Если ребенку трудно загадать игрушку, то взрослый подсказывает ему начало фразы: «Эта игрушка…. Какая? У нее есть… что? Хвост у нее… какой?»
Вариант 2. Отгадай игрушку по ее «адресу».
У каждой игрушки есть свой «адрес» на новогодней елке. Сначала рассмотрите елку: кто где живет? Кто живет рядом с мишкой? А какие игрушки живут выше / ниже домика? Какие игрушки живут правее лисички, а какие – левее лисички?
Потом ведущий загадывает игрушку, а дети пытаются угадать, какая игрушка загадана, задавая ведущему вопросы: эта игрушка живет на елке выше фигурки мишки? Она правее звездочки? Она левее конфеты? В дальнейшем дети загадывают игрушки, а взрослый их угадывает по вопросам.
ИГРА 3. РЕЧЕВАЯ НОВОГОДНЯЯ ИГРА «МАСКИ«: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В веселой игре мы научим ребенка задавать вопросы в логической последовательности, вести диалог.
Вам понадобятся: готовые новогодние детские маски или самодельные маски.
Как играть:
Шаг 1. Ребенку на голову надевается маска так, чтобы он не видел изображения на ней. В комнате не должно быть зеркал, чтобы ребенок не смог подсмотреть, что за маска у него на голове.
Шаг 2. Малыш пытается отгадать, какую роль он выполняет, задавая вопросы игрокам. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».
Например: Я человек? (нет). Я зверюшка? (да). Я умею прыгать? (да). Я умею бегать? (да). Я зеленого цвета? Я ем траву? Я добрый? и т.д.
Шаг 3. После того, как ребенок отгадал, он снимает маску и проверяет правильность ответа. И передает роль отгадывающего следующему малышу.
Сначала взрослый показывает как играть в эту игру (становится ведущим в игре, задает последовательность вопросов и отгадывает свою маску), потом отгадывает ребенок.
Полезный совет. Как сделать маску:
Вариант 1. Вырезаем полоску бумаги и приклеиваем к ней картинку с изображением сказочного героя или зверюшки. Маска — ободок готова. Ее можно использовать и для инсценировок сказок на новогоднем детском празднике.
Вариант 2. Рисуем мордочку зверюшки. Сбоку делаем две прорези и вставляем завязки. Завязываем маску на голове ребенка.
ИГРА 4. ИГРА СО СНЕЖИНКАМИ «ОТГАДАЙ СЮРПРИЗ»: РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Игре мы обогащаем и активизируем словарь детей, учим малыша говорить ярко, образно, выразительно.
Сделайте из бумаги снежинки. Выложите из них большой сугроб на столе или на полу. Под сугроб положите сюрприз (картинку, наклейку) так, чтобы не было видно, что конкретно спрятано под сугробом. Попросите ребенка «расколдовать» сугроб и найти приз.
Чтобы снежинки улетели, надо их похвалить – назвать, какие снежинки. Они… белые, ажурные, узорные, холодные, блестящие, танцующие, красивые, прекрасные, ледяные, пушистые, маленькие и т.д.
Взрослый и ребенок по очереди говорят по одному слову. Взрослый называет сложные слова, редко встречающиеся в быту, обогащая словарь ребенка. Ребенок называет в игре более простые слова.
Количество снежинок в сугробе зависит от возраста ребенка и уровня развития его речи. Для самых маленьких достаточно подобрать ребенку 5 слов, для детей постарше – это может быть 10- 15 слов.
Когда все снежинки «улетели», малыш может увидеть сюрприз, который был спрятан под сугробом, и взять его себе.
ИГРА 5. НАЙДИ НОВОГОДНИЙ СЮРПРИЗ: УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Вариант 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте новогоднюю игрушку — сюрприз. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.
Вариант 2. Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.
Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!
Вариант 3. Для старших дошкольников усложните задание. Нарисуйте заранее план комнаты. На плане обозначайте окно, дверь и основные предметы мебели яркими цветными прямоугольниками, квадратами, кругами. Обозначьте на плане крестиком то место, в котором Вы спрятали новогодний сюрприз.
Ребенку нужно будет посмотреть на план комнаты, найти на плане дверь, окно, шкаф, стол, диван; свое местонахождение в комнате; место, где спрятан приз. А затем разыскать сюрприз. Это может быть и сюрприз от Деда Мороза, и его новое задание, и загадка, и картинка — раскраска или небольшая новая новогодняя игрушка на елку.
ИГРА 6. СЕМЕЙНАЯ ИГРА «РАЗ, ДВА, ТРИ, СМОТРИ»: ИГРА ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ, РАСКРЕПОЩЕНИЯ И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
В игре участвуют дети и взрослые. Игроки делятся на пары. Каждая пара заранее договаривается друг с другом, что она исполнит для всех. Это может быть небольшое четверостишие про елку, один куплет из известной новогодней песенки, скороговорка, рифмовка или чистоговорка, новогоднее поздравление для всех. Можно заранее заготовить небольшие тексты в помощь взрослым для их разучивания с малышами.
Первая пара выходит к елке и исполняет свой сюрприз для всех.
Сразу же после этого ведущий игры говорит первой паре: «Раз…. Два….. Три…..», растягивая паузы между словами. На эти слова игрокам из этой пары нужно быстро встать друг другу спиной. Ведущий продолжает: «Смотри». Игроки в паре поворачивают голову направо или налево.
Если игроки в паре совпали (т.е. повернулись оба в одну сторону – например, к елке, к окну), то они обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом. А может быть и получают небольшой подарок, например, ягодку клюквы в сахарной пудре или картинку, наклейку, раскраску, небольшой приз.
Далее к елке выходит, поздравляет всех и играет следующая пара.
В заключение игры все игроки получают небольшие призы.
ИГРА 7. КОГДА ОЖИВАЮТ ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ: РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, РАСКРЕПОЩЕНИЕ РЕБЕНКА
Рассмотрите с детьми игрушки на елке. Расскажите, что ночью, когда люди спят, елочные игрушки оживают.
Закроем глаза и представим, что делает наша любимая елочная игрушка ночью (лошадка, снегурочка, сосулька, фонарик и т.д.). Что она делает? (называем возможные действия – кукла танцует, ходит в гости, поет песни, хлопает ресничками, причесывается и т.д.)
Скажите ребенку: «А сейчас догадайся, какая у меня была в детстве любимая елочная игрушка. Я тебе покажу, как она оживала ночью». Изобразите, например, солдатика, который бьет в барабан. Или куклу. Можете в роли игрушки выполнять любые действия – ходить по комнате, здороваться с ребенком, осматривать разные предметы, отдавать честь. Но игрушки говорить не умеют – они всё это делают молча!
Ребенок угадывает загаданную Вами игрушку.
Потом ребенок загадывает свою елочную игрушку и показывает Вам жестами, что она делает ночью молча, чтобы не разбудить своих хозяев. А Вы угадываете.
ИГРА 8. СЕМЕЙНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО ДЕДА МОРОЗА»: ЗНАКОМИМ МАЛЫША С ВЕЖЛИВЫМИ СЛОВАМИ, РАЗВИВАЕМ КУЛЬТУРУ ОБЩЕНИЯ
Возьмите конверт или мешочек и положите в него небольшие новогодние сюрпризы. Подготовьте аудио фрагменты разных новогодних песенок (длительность одного фрагмента 30-45 секунд).
Вариант 1. Все игроки сидят в кругу. Включаем музыку и передаем конверт по кругу. Правило – передавая конверт (мешочек), надо обязательно сказать вежливую просьбу. Иначе конверт передать нельзя. Взрослые помогают детям, на первых порах подсказывая разные варианты формулировки просьбы.
Словарик игры: /как можно попросить/
— Миша, будь добр, передай письмо (мешочек) дальше.
— Папа, ты не мог бы дальше передать письмо?
— Ваня, сделай доброе дело, передай, пожалуйста, дальше письмо.
— Лена, если тебе не трудно, передай письмо.
— Бабушка, ты не могла бы передать письмо?
— Мамочка! Пожалуйста, передай письмо дальше!
— Оленька! Я тебя очень прошу: передай письмо.
Вежливые слова: Пожалуйста. Будь другом. Прошу тебя. Будьте добры. Вы не могли бы. Если тебе не трудно. Будь так любезен.
Как только музыка останавливается, останавливается и передача письма в кругу. А это значит, что тот, на ком остановилась музыка (у кого сейчас письмо) может открыть его и взять себе в подарок одну картинку. Дальше музыка начинает звучать до новой остановки.
Вариант 2. Из конвертика достаем в игре не призы, а задания – фанты (спеть песню, поздравить всех с Новым годом, изобразить Деда Мороза, загадать новогоднюю загадку и т.д.)! Если музыка остановилась, то игрок достает задание из конверта и его выполняет. В конверте обязательно должны быть не только задания, но и пустые карточки – сюрпризы, а также небольшие подарки. Интрига игры – что попадется игроку? Вы удивитесь, насколько быстро будут взрослые передавать друг другу конверт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодние игры для старших дошкольников.
Материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям. игры можно использовать в каникулярное время в развлечениях....
Новогодние игры у елки для дошкольников
Игры у ёлки разнообразны, стихи с прдолжением, где дети завешают фразу, стихи- действия, где дети действуют по тексту игры, подвижные игры, эстафеты , и другие.Дошкольники очень любят игры и веселье, ...
Новогодние игры для дошкольников
Мало кто из взрослых согласится провести новогодний праздник, сидя за столом у телевизора, ведь в Новый год хочется более активного веселья. Что же говорить о детях — они просто не способны усид...
НОВОГОДНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: КАРТОТЕКА
В этой статье вы найдёте 8 новогодних развивающих игр дошкольного возраста, в которые можно поиграть на новогодних раздниках дома. Ведь вовремя зимних каникул, у нас появлется больше времени на общени...
Дидактическая игра для дошкольников "Новогодние чудеса"
Цель игры: закрепить у дошкольников представления о новогоднем празднике....
Новогодние игры для дошкольников
Новый Год — это праздник, которого так ждут все, взрослые и дети. Отдохнуть и при этом весело провести время помогут интересные конкурсы для детей на Новый год....
- Мне нравится (1)