Пальчиковая гимнастика в 1 младшей группе
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика в первой младшей группе
Слепухина Ольга Николаевна воспитатель 1 младшей группы ГБДОУ №17 Колпинского района г.Санкт – Петербург.
О взаимосвязи развития функций руки, мышления и речи ребёнка в наше время хорошо известно и педагогам детских садов, и родителям. Пальчиковые игры являются распространённым и очень полезным видом деятельности дошкольников начиная с раннего возраста. Они позволяют решить целый комплекс образовательных задач и сделать пребывание малыша в детском саду радостным и максимально полезным.
Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.
Феноменом пальчиковой гимнастики заинтересовались и учёные. Выяснилось, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей. Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов окружающего мира с помощью рук стимулируют работу речевых центров и участков, ответственных за память, мышление. Это закономерно: получая новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.
Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни. Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира.
Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.
Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:
- Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
- Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
- Формирование начальной координации движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
- Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
- Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
- Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
- Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
- Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.
Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.
Пальчиковая гимнастика для 1-й младшей группы
1. «Ладушки» (развитие мелких движений кисти, чувства ритма). Ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, а потом по его словесному указанию (перед собой, над головой, за спиной) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине. Взрослый задает темп, вначале медленный, потом с ускорением.
2. «Игра с пальчиками» (развитие подвижности пальцев рук). Ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребенок подражает ему, а в дальнейшем самостоятельно выполняет упражнение:
- Мой мизинчик, где ты был?
- С безымянным щи варил,
А со средним кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфеткой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Ребенок разгибает пальцы и начинает новую игру или повторяет эту.
3. «Оладушки» (развитие подвижности пальцев, умении двигаться в соответствии со словами).
Пальчик о пальчик - тук да тук. (2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)
Ножками топай, топай! (2 раза.)
Спрятались, спрятались! (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик - тук да тук. (2раза.)
4. «Пальчики в лесу» (освоение названий пальцев). Взрослый держит левую руку ребенка ладонью к себе.
Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистит стол,
Этот - резал, этот - ел,
Ну, а этот лишь глядел.
5. «Ладони на столе». На счет «раз, два» - пальцы врозь - вместе.
6. «Пальчики здороваются». На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т. д.
7. «Ладошки-кулачок-ребро». На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.
8. «Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.
9. «Дети бегут наперегонки». Движения, как в упражнении «человечек», но выполняются одновременно обеими руками.
10. Инсценирование потешки:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!
Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.
11. «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.
12. «Козлята». То же упражнение, но одновременно выполняется пальцами обеих рук.
13. «Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
14. «Деревья». Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.
Как начинающим, так и опытным педагогам, работающим с дошкольниками раннего возраста, необходимо уделять большое внимание проведению пальчиковых игр с воспитанниками. Правильно организованная, эмоционально и динамично проведённая игра произведёт не только развивающий эффект, но и поможет малышам быстрее адаптироваться к дошкольному учреждению, установить контакт с воспитателями и сверстниками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики 1 младшая группа
Упражнения для детей 1 младшей группы «Здравствуйте, пальчики» Здравствуй, большой пальчик,Здравствуй, указательный,Здравствуй, средний,Здравствуй, безымянный,Здравствуй, мизинчик,Здравствуй...
Картотека пальчиковой гимнастики 2 младшая группа
Упражнения для детей 2 младшей группы «Прилетели гули» русская народная потешка Прилетели гули, гули-голубочки.Сели на головку, на головку дочке.Ты, моя дочка, помаши ладошкой.Кыш-кыш-...
Пальчиковая гимнастика для младшей группы
Пальчиковая гимнастика для младшей группы...
инновационный проект по пальчиковой гимнастике в младшей группе
В проекте представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке ру...
Сценарий "пальчиковая гимнастика" вторая младшая группа
В пальчиковых играх нужнозапоминать многое: и положение пальцев и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша....
Пальчиковая гимнастика в младшей группе.
Пальчиковая гимнастика....
Пальчиковая гимнастика в младшей группе.
Пальчиковая гимнастика....