НОД с элементами фольклорного развлечения на тему:"Святочный вечерок"(для старшей группы)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Знакомство и закрепление знаний о традиционном русском народном празднике"Святки",его происхождении,обычаях и традициях рксского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_folklornogo_razvlecheniya.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами фольклорного развлечения
на тему «Святочный вечерок»для старшей группы
Цель: Знакомство и закрепление знаний о традиционном русском народном празднике – «Святки», его происхождении, обычаях и традициях русского народа в святочные вечера.
Задачи:
1. Познакомить детей и закрепить понятие «Святки» (святочные дни), «колядки», «колядование»; выяснить у детей какие дни считаются «святыми»( с 6 января по 19 января);
2.Продолжить рассказывать детям о традициях, обычаях и обрядах;
3.Прививать любовь к русским народным праздникам.
Обогащение и активизация словаря:
Святки, святые дни, Рождество, Крещение, Вифлеем, величальные песни, колядка, колядовать, ряженые,козюльки, сеятели, гадание, ясли, чело.
Предварительная работа: изготовление с детьми Рождественской звезды, заучивание колядок, разучивание игры Козуля, дать детям на дом задание: расспросить бабушек и дедушек о том, гадали ли они и какие гадания использовали.
Материал:
Иллюстрации с изображением святочных гуляний, гаданий, «Рождества Христова», мешочек, картинки с изображением профессий, элемент костюма для козы.
Ход занятия:
Хозяюшка: Дорогие детушки! Здравствуйте, добро пожаловать! Присаживайтесь, кому, где удобно будет меня слушать!
Собрались мы с вами для беседушки, Собрались мы с вами для забавушки,
Как когда – то ваши прадедушки, Ну а с ними ваши прабабушки
Приходили на весёлые Святки На песни всем миром да загадки.
Праздник этот самый длинный Он весёлый и старинный
Наши предки пили, ели, Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения Приготовив угощение.
Пели разные колядки, По дворам ходили в Святки
Наряжались и шутили Праздник ждали и любили!
Хозяюшка: Сегодня мы с вами будем говорить о Святках. А кто знает, что такое Святки?
Дети: Это такой зимний праздник.
Хозяюшка: Правильно. Святки, или как их ещё называют, Святочные вечера – зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.
-Кто знает, почему праздник называется Рождество?
Дети: В этот день родился Иисус.
Хозяюшка: Правильно, в этот день – 7 января родился Иисус Христос – сын Божий. (Предлагает детям подойти и рассмотреть иллюстрации).
-Послушайте, пожалуйста, очень хорошее стихотворение о Рождестве, которое называется «Рождественское» и рассмотрите картинку к этому стихотворению, где художник очень правильно изобразил это удивительное событие.
(Читаю стихотворение С.Чёрного «Рождественское» с одновременным рассматриванием иллюстрации).
Именно с этого великого праздника и начинаются Святки. В Святочные вечера на Руси устраивались праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых. Люди наряжались в различных животных, одевали маски и обязательно несли с собой звезду, самодельно изготовленную, как символ того, что в рождественскую ночь в городе Вифлееме на небе зажглась звезда, в честь рождения Иисуса младенца. Ряженые пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Послушайте пение колядок в исполнении детей.
(Предлагает детям прослушать аудиозапись – исполнение колядок).
Хозяюшка: Хорошо дети пели? Вам понравилось?
Дети: Да, понравилось.
Хозяюшка: Все с нетерпением ждали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут – тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
(Предлагает детям подойти и рассмотреть поближе иллюстрации о колядовании ;если у детей возникнут вопросы-отвечает).
Хозяюшка: Кто знает, что такое «колядки»?
Дети: Это такие стихи или песенки, которые поют на празднике.
Хозяюшка: Да, правильно. Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». «Козюльки» — это такие пряники, да не простые а в форме животных.
Мы ходили мы искали коляду святую, По всем дворам, по проулочкам,
А нашлась коляда да у вашего двора! Коля – коля – коляда, я у мамы одна,
Дай мне тётя молока. Молоко не сладко, дай шоколадку!
Коляда, коляда, жили – были три кота, Три кота и котик, дайте срочно тортик! Тётенька добренька, подай что – нибудь сдобненько
Пышку да лепёшку, да свиную ножку!
Хозяюшка: Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались. Ряженых ничем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругательные. Выходите в хоровод и, притопывая и прихлопывая, помогайте мне петь колядки.
(Дети встают в хоровод)
Кто не даст лепёшки -Завалим окошки,
Кто не даст пирога – Сведём корову за рога!
Кто не даст хлеба – Уведём деда,
Кто не даст ветчины – Тому поколем чугуны!
Коляда – моляда! Не дашь пирога –
Мы корову за рога, Коня за хвост – уведём на мороз!
Хозяюшка: — Это было время шуток, смеха, весёлых затей. Существовала ещё одна традиция: соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом «сеятелей», бросали горсть зерна и пели, выкрикивая:
— Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на новое счастье, Уродись пшеничка, горох, чечевичка!
С Новым годом, с новым счастьем, Хозяин, хозяюшка!
На Руси Святки праздновались всеми, но в основном это было время молодёжи. Для потешных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовское одеяние. Обойдя множество домов и набрав мешок угощений, молодёжь собиралась в чьей – нибудь избе на посиделки: расшалившиеся и нагулявшие аппетит парни и девчата высыпали на стол всё, что наколядовали, и устраивали весёлую пирушку. Подкрепившись, пели, плясали, играли в игры. Давайте и мы с вами поиграем в весёлую игру.
Проводится игра «Козуля».
(Дети встают в круг, выбирается ребёнок, который будет «козулей»).
Хозяюшка: (выводит «козу» в середина круга).
А вот наша козуля, Рождественская бодуля!
Коза: (ребёнок): Бе-е-е! Я красавица рисованная,
Сажей, углём размалёванная. Пришла хозяев чествовать,
Деточек пестовать.
Дети: Козонька – коза, где до Рождества была?
Коза: Свиней пасла.
Дети: Козонька – коза, а где же свиньи?
Коза: Ребята угнали.
Дети: Козонька – коза, а где ребята?
Коза: В деревне.
Дети: Кто в деревне?
Коза: Коляда намедни.
Хозяюшка: (ведёт козу по кругу, дети хлопают):
Где коза ходит, там жито родит,
Где коза ногою, там жито копною,
Где коза рогом, там жито стогом,
Где коза хвостом, там жито кустом.
Коза: Как дам рогом, будешь за порогом!
(догоняет детей, хочет забодать).
Хозяюшка: Присаживайтесь поудобнее и поговорим о гадании. Я вам давала задание спросить у бабушек и у дедушек о том, гадали ли они когда были молодые и какие гадания они помнят. Кто хочет ответить?
Дети: Моя бабушка гадала – бросала за ворота валенок; моя бабушка гадала перед зеркалом, хотела увидеть дедушку, и т.д.
Хозяюшка: Молодцы, что расспросили и узнали! Да, есть много гаданий. Гадают по вечерам и ночью молодые парни, и особенно девушки. На Руси гадание стало народной забавой. Гадания передавались от старых – молодым, ведь молодым людям особенно хотелось узнать свою судьбу. Гаданий существовало огромное множество. Гадали все – и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву. Девушки сапожок выбрасывали за ворота, – в какую сторону «нос» его посмотрит, оттуда и жених приедет; ставили свечку у зеркала и ждали, что в нем привидится; жгли бумагу и смотрели, как пепел ляжет. Много было и других разных гаданий. Не все верили в гадания, но все равно гадали, так, для веселья.
(Предлагает подойти и рассмотреть иллюстрации о гадании).
Хозяюшка: А сейчас мы погадаем,
Что вас ждет – сейчас узнаем!
Кому вынется – тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
Хотите узнать, кем вы станете, когда вырастите? Тогда тяните из мешочка любую карточку, какая профессия нарисована – такую профессию вы и приобретёте.
(проводится гадание «Профессии»)
Хозяюшка: А в конце нашей беседы, давайте пройдём в весёлом святочном хороводе.
Хозяюшка: Молодцы, присаживайтесь! И играли мы сегодня и пели, а о каком празднике мы с вами говорили и когда он празднуется?
Дети: Мы говорили о Святках. Этот праздник празднуется после Рождества и до Крещения.
Хозяюшка: Правильно. А что интересного происходит в эти дни?
Дети: Все люди ходят в гости по домам и колядуют, просят угощение, а ещё по вечерам гадают. В эти дни все играют, наряжаются и веселятся.
Хозяюшка: Святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. У разных народов этот праздник проходит по-разному, но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед святочными праздниками прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения по теме "Одежда" для детей старшей группы
Развлечение можно провести как итоговое мероприятие по лексической теме. Благодаря этому развлечению у детей закрепляются знания об одежде, совершенствуются умения одеваться, развиваются социальная и ...
Комплексное познавательное занятие с элементами фольклорного развлечения на тему «Рождественские посиделки» для старшей и подготовительной группы
Цель: Актуализация и закрепление знаний о традиционном русском народном празднике – «Рождество», его происхождении, обычаях и традициях празднования Святок....
Конспект развлечения на тему:"Космическое путешествие" в старшей группе
Конспект развлечения на тему:"Космическое путешествие" в старшей группе...
Конспект спортивного развлечения на тему:"День Матери" в старшей группе.
В конспекте ставятся задачи внимательного и доброго отношения детей к родителям, создание эмооционального, весёлого настроения....
Конспект развлечения на тему "День Матери " в старшей группе
Цель: способствовать созданию положительных эмоциональных впечатлений для всех участников мероприятия.Задачи:-развивать эмоциональную сферу, артистизм детей;-воспитать чувство уважения, любви к р...
Конспект развлечения на тему "День дружбы " в старшей группе
Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить».Формировать навыки общения друг с другом.Развивать навыки позитивного социального поведенияРазвивать умение у...
Конспект развлечения на тему «День матери» в старшей группе
Конспектразвлеченияна тему: «День матери» в старшей группе...