Творческая_мастерская_как_средство_развития_детской_инициативы
статья по развитию речи на тему
Творческая_мастерская_как_средство_развития_детской_инициативы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya_kak_sredstvo_razvitiya_detskoy_initsiativy_icivdwg.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Творческая мастерская как средство развития детской инициативы»
Культурные практики организуются во второй половине дня и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках мной создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.
Работа в творческой мастерской помогает детям перенести полученный опыт в другие виды деятельности.
Я представляю опыт работы с детьми в творческой мастерской.
Основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. Процесс создания продукта доставляет ребенку большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата.
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей.
При планировании материала я соблюдала принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется. В работе использую такие формы как: рассматривание иллюстраций к сказкам; сочинение рассказов; дидактические игры на развитие психических процессов, речи, мелкой моторики; свободные игры по выбору детей; продуктивная деятельность; изобразительная деятельность; игры на развитие эмоциональной сферы.
Вечера развлечений совместно с семьей «А ну ка мамы».
Особенностями творческой мастерской как формы работы с детьми является:
- Идея творческой деятельности
- Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога
- Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка
- Психологическая свобода и безопасность, разумная дозволенность, игры, спонтанность. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность
- Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы
- Ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал
- Быстрый способ обучения незаметный для самого ребенка
- Ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовывать себя в творческой деятельности
Инициатива показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициатива является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
В творческой мастерской инициатива проявляется через желание попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах; желание придумать новый образ; развитие интереса к различным явлениям детской жизни; проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности.
Особенностями проявления инициативы является:
Субъективность новизны и открытий - Стремление искать различные способы решения и проявлении эмоциональности, которые присущи конкретному ребенку.
Целенаправленная и увлекательная деятельность - Управление своей деятельностью, которая увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам.
Развитие творческого мышления - Воображение носит сугубо личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновением личностных новообразований: стремлением изменить ситуацию соответственно своему видению, уметь находить новое в уже известном, игровое отношение к действительности.
При организации творческой деятельности в мастерской использую следующие материалы и техники: конструирование; рисование пластилином; коллекционирование «Пожарная машина», «Кораблик», «Кукла» и др.; бумагопластика; рисование нитками; квиллинг; аппликация из фетра и пуговиц; оригами. Также для создания работы я использую с детьми несколько технологий сразу, т. к. любые материалы и техники дают ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать. Это и пластилин, бумага, пуговицы, бисер; тестопластика - (В рамках проекта «Народные промыслы» был создан продукт «Филимоновская свистулька»); использование образовательных конструкторов в изобразительной деятельности: Лего-рамки; Лего-пейзаж; Оживление рисунка; использование образовательных конструкторов в театрализованной деятельности: Лего-театр и Лего-декорации. Дети учатся замечать изменения в творческой деятельности, возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовывать общий продукт – продукт «второго порядка» (коллекцию, макет, большое панно и т. д.). Например, совместный макет детей и воспитателей «Детский сад будущего». В конце каждой деятельности проводится анализ собственного открытия, понимание нового, испытание положительных эмоций.
Для привлечения родителей к совместному творчеству с детьми, внутри детского сада организовывала конкурсы семейных работ: «Крупицы творчества», «Мастерская Лесовичка», «В мире животных», «Детский сад будущего», «Пасха красная», «Мой город», «Волшебный цветок», «Солнышко», «Весенний букет» и др. Данные творческие работы выполнены с использованием разнообразных материалов. Познакомившись с различными техниками и материалами, родители становятся активными участниками оформления групповых помещений к праздникам.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.