Картотека игр по развитию мелкой моторики рук
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лоншакова Ирина Петровна

В данной картотеке представлены игры на развитие елкой моторики рук. Данные игры разделены по образовательным областям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_na_razvitie.doc725 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории

Лоншакова Ирина Петровна

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физкультминутки

Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Используются традиционные физкультминутки в сочетании движений с речью. Благодаря этому речь детей, как бы ритмируется движениям, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Также проводятся физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с легкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем.

Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. С их помощью у детей развиваются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, умение ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «под», «над».

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стихотворения:      

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,

                                               Этот пальчик папочка,
                                              Этот пальчик мамочка,
                                              Этот пальчик я.

         Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то взрослый помогает удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.    Можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик –  прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Выполнение фигурок из пальцев

При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

                              На балкон гулять я вышел.

                   Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят  вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

                       Большой палец правой и левой руки вместе с остальными
        образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Флажок

Я в руке – флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро,  большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик)

Пароход

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты
(как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Когда дети освоят свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

 При хорошей фантазии можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без труда, чтобы занятия приносили им радость.

Упражнения без речевого сопровождения

Детям объясняется выполнение того или иного задания. Взрослый демонстрирует выполнение. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

 «Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек»  указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок»  средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Сова» – большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

«Мышка» – указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

«Лошадка» повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

«Собака» – правая ладонь становится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. (У собаки острый носик. Есть и шейка, есть и хвостик.)

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил-

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Выполнение фигурок из палочек

Сначала необходимо познакомить детей с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стихи для того, чтобы у детей возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

При составлении фигурок из палочек можно предлагать следующие задания:

1.        Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

2.        Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

3.        Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).

4.        Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку.

5.        Самому придумать и сложить фигурку.

Квадрат

Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.

Треугольник

У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.

Кубик

У кубика много равных сторон.
Можно построить из кубиков дом.

Трапеция

Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить
Трапецию можно и так получить.

Прямоугольник

Прямоугольник квадрата длиннее.
Фигура попроще, рисуем смелее.

Очки

Очки помогают книгу читать,
Писать, рисовать, готовить, вязать.

Звездочка

Звезды нам с небес сияют
Ночью путь нам освещают

Рыбка

Рыбка плавает в воде,
Плещется, играет.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Пальчиковый театр

На руке ребёнка с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Кроме того, во время игры взрослый  может  познакомить детей со сказкой, героями которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом взрослые могут эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.п.)

Дети могут подражать героям сказки, изображая звуки  («ква-ква», «пи-пи» и т.п.).

Игра «Доскажи словечко». Взрослый, рассказывая сказку, делает паузы, не договаривает  предложение до конца, давая детям возможность «вставить» слово.

  Игра «Найди ошибку». Взрослый сознательно допускает  неточность в рассказе (меняет последовательность героев, путает  их имена и т.п.).

 Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи детей.

Давать детям роли героев, следует просить их не забывать о характерных особенностях персонажа (голос, движение). Это развивает у детей интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

Когда дети освоят все роли сказки, можно поиграть в кукольный театр. Для этого необходимо создать соответствующую атмосферу: сделать  ширму, смастерить домик и оборудовать «зрительный зал». Для начала взрослый выступает в роли рассказчика, при этом дети могут просто следить за сюжетом и управлять фигурками. Затем необходимо попросить детей рассказывать сказку самостоятельно. Подобные представления способствуют развитию речи, внимательности, а также уверенности в себе, ощущению успеха и развитию личности каждого ребенка в целом.

От сюжетно ролевой игры необходимо постепенно переходить к режиссерской. Взрослый вместе с детьми, придумывает новые истории, поощряет  детей за любое добавление к сюжету. При этом развивается воображение, речь становится образной и выразительной. Сначала дети придумывают простые сюжеты. Чем больше героев используют дети, тем выше уровень их воображения.

Лепка

В процессе лепки у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, а также цветовое восприятие, воображение, творческие способности. Лепка способствует развитию речи детей. У дошкольников формируется  умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

На начальном этапе необходимо научить  детей отщипывать маленькие кусочки пластилина и налеплять их на доску для лепки или картон, катать шарики и колбаски, делать из них лепешки и колечки. Можно сделать угощения для любимой игрушки: шарики – ягодки, лепешки – печенье и т. п. Можно сделайте из пластилина шляпки на пальчики детей. Дети с удовольствием раскатывают пластилин скалочкой, режут пластмассовыми ножичками и делают фигурки с помощью формочек. Также можно предложить детям рисование пластилином,  выкладывание по контуру различные изображения.

Рисование пластилином и пластилиновыми шариками. Дети обводят контур рисунка, катают маленькие шарики из пластилина и выкладывают по контуру и внутри рисунка. Это способствует выработки тактильной чувствительности, способствует развитию тонких дифференцированных движений.

Аппликация из салфеток

Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Коллективные работы, выполнение салфеточной аппликацией отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовольствие в виде готовой работы выполненной собственными руками.

Обрывная аппликация

В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезываются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются виде мозаики.  Здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества.

Работа с ножницами

Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки.  Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Постоянно проводимые упражнения: симметричное вырезывание, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.  Дети из вырезанных фигурок могут составлять целые композиции – аппликации.

Кубики

Игра «Сложи рисунок» – любимая практически всеми детьми игра. Во время игры развиваются мелкая моторика, наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика.

Если на кубиках изображены ягоды и фрукты, дети закрепляют их названия, взрослый при этом может рассказать, где они растут и что из них можно приготовить. Это добавляет в активный словарь ребенка новые слова и понятия.

На дно коробочки можно положить рисунок-образец с изображением фрукта, а потом попросить ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а ребёнок закрепляет понятия «часть и целое», учится работать по образцу.

Можно попросить ребенка сложить рисунок без использования картинки образца – здесь работают зрительное внимание, память. При этом попросить ребенка, собирая рисунок, комментировать свои действия (поставил кубик верхний правый, теперь нижний левый) развивая умение ориентироваться в пространстве.

Мозаика

Игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Пазлы

 Красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и мелкую моторику.

Рисование карандашами

Раскрашивание твёрдыми карандашами, прорисовывание мелких деталей в рисунках, умение менять направление линии наилучшим образом влияет на мышцы руки, способствует их развитию.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Шнуровки

Освоение навыков шнуровки помогает развивать мелкую моторику, глазомер, усидчивость, сенсомоторную координацию, гибкость кисти, раскованность движений, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.

Пирамидки

Способствуют закреплению знаний цветового спектра, развивают и улучшают координацию движений, а также представления о цвете, размере.

Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.

Игры с пуговицами и бусинами

Нанизывание на нитку бусин, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин способствует развитию мелкой моторики, одновременно развивая сообразительность и закрепляя представление о цвете, размере.

Оригами

Оригами  знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук,  пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу. формирует умение действовать  в соответствии со словесной инструкцией, приобщает детей к мировой культуре, воспитывает у детей трудолюбие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие мелкой моторики

О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит...

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с бумагой"

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук....