Презентация "Виды и приемы рассказывания в детском саду"
презентация по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды рассказывания: Рассказывание по игрушкам и предметам; Рассказывание по картине; Рассказывание из личного опыта (по памяти); Пересказ народных сказок или рассказов; Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам ).Например, «Как бы я помог маме».
Рассказывание по игрушкам и предметам В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Описание игрушки во время сюжетно-ролевой игры
Обучение детей рассказыванию по игрушкам Дети 1-3 лет: Составление описательного рассказа по одной игрушке. В конце года другая игрушка, но есть те же части или особенности (например, щенок, котенок). Дети 1-4 лет: Составление описательного рассказа по набору игрушек. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. Дети 4-6 лет: Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет). Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием. Дети 5-7 лет: Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».
У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее . В подготовительной к школе группе усложняется языковой материал, которым оперируют дети.
Рассказывание по картине. Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине.
В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине.
Старшая группа. Дети , воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины . Об остальном дети высказываются сами . Подготовительная к школе группа. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие .
В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
Рассказывание из личного опыта Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах.
Пересказ народных сказок или рассказов Во 2-ой младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста.
Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения. В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе.
Творческое рассказывание Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Сюжет для творческого рассказывания должен соответствовать требованиям: вызывать у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний; соответствовать опыту ребенка, уровню его речевого развития; затрагивать нравственные и эстетические чувства; активизировать воображение; углубляет интерес к речевой деятельности; охватывать область детских игр и развлечений .
Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды и приемы рассказывания в детском саду
Развитие связной речи с каждым годом становится все более актуальной темой.Снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно – примитивная речь, звучащая с эк...
Виды и приемы рассказывания в детском саду
Приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их...
РАССКАЗЫВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
Рассказ сам по себе является могучим орудием воспитателя....
«Виды и приемы рассказывания в детском саду»
Ученик С. Л. Рубинштейна – Феликс Алексеевич Сохин говорил:«Ребенок учится мыслить, учась говорить,но он также и совершенствует речь, учась мыслить»....
Консультация "Виды и приемы рассказывания в детском саду".
Данная консультация содержит методические рекомендации по составлению рассказов....
Консультация для педагогов на тему: «Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения»
Консультация для педагогов на тему: «Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения»...
Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Творческое рассказывание детей требует актив...